Гидроавиация японского подводного флота во Второй мировой войне. Часть V

«Кугишо» E14Y1 – единственный самолёт, бомбивший Америку во время WWII

В конце 1936 года в Японии, в соответствии с «Третьей программой замены кораблей» Имперского флота приступили к созданию новых авианесущих подводных крейсеров проектов А1 («Ko-Gata») и В1 («Otsu-Gata»). Для них требовался более совершенный гидросамолёт, чем стоящий на вооружении «Ватанабэ» E9W1. Требования к новому самолёту содержались в разработанной флотом спецификации 12-Shi, которая в 1937 году была доведена до принявших участие в конкурсе фирм-разработчиков «Кугишо», «Йокоши» и «Ватанабэ».

В 1939 году состоялись первые полёты прототипов гидросамолётов «Кугишо» E14Y1 и «Ватаеабэ» E14W1. Сравнив оба проекта, флот отдал предпочтение проекту фирмы «Кугишо». Работы по созданию нового гидросамолёта для подводных лодок «Кугишо» E14Y1 велись на базе 1-го Военно-морского арсенала в Йокосуке в режиме строжайшей секретности под руководством главного инженера проекта Мицуо Ямада (Mitsuo Yamada).


В полёте прототип разведывательного гидросамолёта для подводных лодок «Кугишо» E14Y1, 1939 год

Прототип «Кугишо» E14Y1 представлял собой однодвигательный двухместный поплавковый низкоплан смешанной конструкции. Новый гидросамолёт, как и его предшественник «Ватанабэ» E9W1, имел небольшие размеры. В качестве силовой установки был выбран звездообразный 9-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения «Хитачи» GK2 «Темпу 12» мощностью 340 лошадиных сил с деревянным двухлопастным винтом постоянного шага.

Фюзеляж E14Y1, имеющий силовой каркас из металлических труб, обшивался листами дюралюминия в носовой его части и полотном в хвостовой. Крыло и хвостовое оперение имели смешанную конструкцию и полотняную обшивку. Для размещения в авиационном ангаре подводных лодок овальной формы с длиной 8.5 метра шириной 2.4 метра и высотой 1.4 метра консоли крыльев складывались вдоль фюзеляжа. Стабилизатор хвостового оперения для уменьшения высоты складывался поворотом вниз. Цельнометаллические поплавки крепились к фюзеляжу и консолям крыла с помощью стоек. При хранении в лодочном ангаре поплавки демонтировались, а стойки складывались под фюзеляж.


Схема размещения E14Y1 в ангаре подводной лодки

Пилот и стрелок-наблюдатель размещались в полузакрытой остеклённой кабине. Для связи с подводной лодкой в кабине у наблюдателя имелась радиостанция, а для самообороны предназначался установленный на шворневой установке 7.7-мм пулемёт Тип 92.


Гидросамолёт «Кугишо» E14Y1 с двумя 30-килограммовыми бомбами под крылом

Под крылом E14Y1 имелись бомбодержатели для двух 30-кг авиабомб. При уменьшении запаса топлива и демонтаже оборонительного вооружения, а при крайней необходимости и сокращения экипажа до оного человека бомбовое вооружение могло состоять из двух 76-кг бомб.

В ходе лётных испытаний прототип «Кугишо» E14Y1 развил максимальную скорость полёта 239 км в час. Крейсерская скорость на высоте 1000 метров составляла 157 км в час. Пустой вес прототипа составлял 1130 кг и превышал требования спецификации 12-Shi на 180 кг, что в совокупности с малым запасом топлива в 200 литров определило невысокую нормальную дальность полёта в 480 км (у «Ватанабэ» E9W1 аналогичный показатель был равен 590 км). Это явно не устраивало заказчика. Кроме того, в ходе полётов выявилась неудовлетворительная путевая устойчивость.


Один из первых серийных гидросамолётов «Кугишо» E14Y1, Йокосука, 1940 год

Выявленные недостатки были устранены в ходе постройки предсерийной партии E14Y1 (в количестве 10 единиц) в 1940 году. Конструкция самолёта была облегчена на 80 кг, запас топлива увеличили до 340 литров. Под фюзеляжем установили небольшой фальшкиль и увеличили площадь основного киля. Кабина экипажа стала полностью закрытой.


Авианесущая подводная лодка I-45 типа В2 («Otsu-Gata»), 1943 год

В 1945 году лодка I-44 лишилась всех 140-мм орудий и стала носителем управляемых человеком торпед - «Кайтенов». Годом раньше подобную «модернизацию» прошли и лодки I-36 и I-37 проекта В1.


Авианесущая субмарина I-58 типа В3 («Otsu-Gata»), на месте кормового140-мм орудия установлены «Кайтены»,1944 год

На лодках типа В3 («Otsu-Gata»), которые строились в этот же период небольшой серией (I-54, I-56 и I-58), в целях увеличения дальности плавания (аналогично типу А2) были установлены менее мощные, но более экономичные дизели. В результате удалось увеличить показатели дальности до 21000 миль при скорости хода в надводном положении в 16 узлов.


Авианесущая субмарина I-58 осуществила запуск гидросамолёта-разведчика «Кугишо» E14Y1, осень 1944 года

В конце 1944 года I-56 и I-58 лишились авиационного и артиллерийского вооружения и также стали носителями «Кайтенов».


Подводный крейсер I-58 полностью переоборудованный в носитель человекоуправляемых торпед («Кайтенов»), 1945 год


Основные тактико-технические характеристики авианесущих подводных крейсеров - носителей гидросамолётов «Кугишо» E14Y1 («Глен»)

Литература:
1. Бешанов В.В. Энциклопедия авианосцев/Под обшей редакцией А.Е.Тараса – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2002 – (Библиотека военной истории).
2. Платонов А.В. Линейные силы подводного флота – СПб.: ООО «Галея Принт», 1998.
3. Дашьян А.В. Корабли Второй мировой войны. ВМС Японии (часть 2). Морская коллекция №7, 2004.
4. Иванов С.В. Субмарины Японии 1941-1945. Война на море (№31) - Белорецк: ООО «АРС», 2006.
5. Околелов Н.Н., Шумилин С.Э., Чечин А.А. Подводные авианосцы японского флота (история, конструкция, авиационное вооружение). Морская коллекция №7, 2007.
6. Кащеев Л.Б. Японские субмарины во Второй мировой войне. Морская коллекция №2, 2011.
7. Фирсов А. Авиация Японии во второй мировой войне. Часть первая: Айчи, Йокосука, Кавасаки. Авиационный сборник №4. ЦАГИ,1996.
8. Соломонов Б., Кулагин К. Подводная авиация страны Ямато. Авиамастер №3, 2003.
9. Дорошкевич О. Самолёты Японии Второй мировой войны – Мн.: Харвест, 2004.
10. Чечин А., Околелов Н. Старт из-под воды. Моделист-конструктор№7,8 -2009.
11. Чечин А., Околелов Н. Зловещий «Горный туман». Гидросамолёт Аичи М6А «Сейран» и его предшественники. Журнал «Авиация и Время» № 04 - 06, 2013.
12. Харук А.И. Ударная авиация Второй Мировой – штурмовики, бомбардировщики, торпедоносцы – М.: Яуза; ЭКСМО, 2012.
13. Харук А.И. Все гидросамолёты второй мировой. Иллюстрированная цветная энциклопедия – М.: Яуза; ЭКСМО, 2014.
14. Котельников В. Авиация во Второй Мировой войне. Самолеты Франции. Часть-1(Авиационный сборник №10) – 1996.
15. Козырев М., Козырев В. Авиация стран оси во Второй мировой войне – М.: ЗАО Центрполиграф, 2010.
16. Брюханов А. Палубная авиация во Второй мировой войне: Иллюстрированный сборник. Части I – IV. – Издательские решения (по лицензии Ridero), 2017.
17. Брюханов А. Авиация подводного флота Японии во Второй мировой войне: Издательские решения (по лицензии Ridero), 2017.
18. Гусев А.Н. Подводные лодки специального назначения. Построенные корабли и нереализованные проекты - М.: МОРКНИГА, 2013.
19. R.J. Francillon. Japanese Aircraft of the Pacific. Putman & Company. London-1970.
20. Robert C. Mikesh. Aichi M6A1 Seiran, Japan's Submarine-Launched Panama Canal Bomber (Monogram Close-Up 13) – Monogram Aviation Publications. Commonwealth Press Worcester, Massachustts, 1975.
21. Japanese Military Aircraft Illustrated. Vol. 3, Reconnaissance Flying Boat Trainer/Transport - Bunrin-Do Co. Ltd., Tokyo 1983.
22. Robert C. Mikesh & Shorzoe Abe. Japanese Aircraft 1910-1941. Putnam Aeronautical Books, London, 1990.
23. Famous airplanes of the world №47. Imperial Japanese Navy Reconnaissance Seaplane – BUNRINDO Co.Ltd, Tokyo 1994.
24. Tadeusz Januszewski. Japanese Submarine Aircraft - Red Series (№ 5103). Mushroom Model Publications, 2002.
25. Ryusuke Ishiguro, Tadeusz Januszewski. Kugisho E14Y GLEN: The Aircraft that Bombed America (White Series) – MMPBooks, 2012.
26. E. R. Johnson. United States Naval Aviation, 1919-1941 - Aircraft, Airships and Ships Between the Wars. McFarland, 2011.

Интернет-ресурсы:
http://www.aviarmor.net
http://www.findmodelkit.com
http://pinimg.com
http://www.silenthunter.cz
http://wikimedia.org
http://tarutani.com
http://www.pilotspost.com
http://www.sealmodel.com


Продолжение следует…
Автор: AlexanderBrv