Крейсера типа "Светлана". Часть 2. Артиллерия

В этой части цикла мы рассмотрим артиллерию «Светлан» в сравнении с легкими крейсерами ведущих морских держав.

Линкоры и линейные крейсеры поражают воображение своими размерами и мощью: видимо поэтому большим кораблям историки уделяют куда больше внимания, чем их меньшим собратьям. Совсем несложно найти подробные описания главного калибра любого линкора, но вот с крейсерами все куда запутаннее: сведения об их артсистемах зачастую неполны или противоречивы.

Российские легкие крейсеры предполагалось вооружить 15 новейшими орудиями 130-мм/55 обр. 1913 г. производства Обуховского завода. Именно такие пушки составили противоминный калибр дредноутов типа «Императрица Мария», и они обладали весьма впечатляющими характеристиками для своего времени. Но… какими? Проблема заключается в том, что данное орудие производилось в Российской империи, модернизировалось в СССР, а затем на его базе создали новое 130-мм орудие. Параллельно разрабатывались новые боеприпасы и… все перепуталось, так что сегодня не так-то легко сообразить, какими именно характеристиками обладала исходная артсистема и какими снарядами она стреляла.



Это орудие стреляло фугасными и бронебойными снарядами, имевшими массу 45,3 кг. Бронебойный содержал 0,99 кг ВВ, сколько было в фугасном – увы, неизвестно. Однако во Вторую мировую войну фугасные снаряды к этому орудию содержали 3,9-4,09 кг ВВ. При этом фугасные снаряды более ранних 150-мм/40 SK L/40 имели не более 3 кг взрывчатого вещества: так что вполне можно предположить, что германские 150-мм снаряды по своему воздействию на неприятеля были примерно равноценны отечественным фугасным снарядам обр. 1911 г. или даже немного им уступали. Начальная скорость снарядов 150-мм/45 SK L/45 составляла 835 м/сек., но вот насчет дальности стрельбы информация несколько противоречива. Дело в том, что кайзерлихмарин широко использовал данную пушку, она устанавливалась на различные станки, которые имели различные углы возвышения. Вероятнее всего угол ВН германских легких крейсеров составлял 22 град, чему соответствовала максимальная дальность стрельбы 15 800 м (85,3 кбт). Соответственно, по дальности стрельбы 150-мм пушки лишь незначительно превосходили артиллерию «Светланы» (83 кбт). В скорострельности 150-мм/45 SK L/45 ожидаемо уступала 130-мм/55 «обуховке» - 5-7 выстр. /мин.

В целом же можно говорить о том, что по своим боевым качествам германская 150-мм и российская 130-мм артсистемы были вполне сопоставимы. У немецкой пушки был более тяжелый снаряд, но это не подкреплялось увеличенным содержанием ВВ, а по дальности и скорострельности артсистемы были практически равны.

Британская крейсерская артиллерия к Первой мировой войне была представлена:

1) 102-мм/50 BL Mark VII обр. 1904 г, которой были вооружены скауты типов «Бодицея» и «Бристоль»

2) 102-мм/45 QF Mark V обр. 1913г. – «Аретуза», «Кэролайн», «Каллиопа»

3) 152-мм/50 BL Mark XI обр. 1905 г – крейсеры типа «Бристоль», «Фалмут» (их еще называют типом «Веймут») и «Чатам»

4) 140-мм/45 BL Mark I обр. 1913 г – ставилась всего на двух легких крейсерах, «Честере» и однотипном ему «Биркенхеде»

5) 152/45 BL Mark XII обр. 1913г. – все крейсеры, начина с «Аретузы».

Маленькая ремарка буквенные обозначения «BL» и «QF» в названии британских орудий указывают на способ их заряжания: «BL» - раздельно-гильзовое или картузное, «QF», соответственно – унитарное.


102-мм/50 BL Mark VII


Как несложно заметить, английские пушки были значительно современнее германских. Впрочем, «новее», не значит «лучше» - 102-мм/50 BL Mark VII по своим характеристикам изрядно уступала 105-мм/40 SK L/40 обр 1898 г. В то время как германское орудие стреляло 16 кг бронебойным и 17,4 кг фугасным снарядом, британские фугасный и полубронебойный 102-мм снаряды имели равный вес 14,06 кг. К сожалению, автор так и не смог выяснить содержание ВВ в британских снарядах, но при таком размере оно, очевидно, не могло быть большим – как мы увидим дальше, есть основания считать, что оно было значительно ниже, чем у снарядов 105-мм/40 SK L/40. Из за раздельного заряжания скорострельность 102-мм/50 BL Mark VII не превышала 6-8 выстр./мин. и почти вдвое уступала немецкой артсистеме. Единственным бесспорным превосходством английского орудия являлась высокая начальная скорость – 873 м/сек против 690 м/сек у немцев. Это могло бы дать британцам отличный выигрыш в дальности, но увы – в то время, как германский станок обеспечивал 30 градусов вертикальной наводки, британский – всего лишь 15 град., отчего дальность 102-мм/50 BL Mark VII составляла каких-то 10 610 м (чуть более 57 кбт) так что даже здесь «англичанка» проигрывала немецкому орудию почти на милю.

Единственным преимуществом британского орудия можно считать несколько лучшую настильность и, соответственно, точность стрельбы, но во всем остальном она совершенно уступала более старой немецкой артсистеме. Неудивительно, что немцам, готовящим свой флот против англичан, их 105-мм артиллерия казалась совершенно достаточной.

Следующее британское орудие - 102-мм/45 QF Mark V обр. 1913г стало, если можно так выразиться, «работой над ошибками» 102-мм/50 BL Mark VII.


140-мм орудие крейсера "Честер"


В этом отношении 140-мм/45 BL Mark I обр. 1913 г оказалась весьма схожей с отечественной 130-мм/55 «обуховкой» - масса снаряда 37,2 кг против 36,86 кг, начальная скорость – 850 м/сек против 823 м/сек. Но «англичанка» проигрывает по содержанию ВВ (2,4 кг против 3,9-4,71 кг) и, как ни странно, опять по дальности стрельбы – исключительно в силу того, что британцы зачем-то ограничили углы вертикальной наводки всего лишь 15 градусами. К сожалению, дальность стрельбы 140-мм/45 BL Mark I при таком угле возвышения не приводится, но даже на 25 град орудие стреляло на 14 630 м т.е. почти на 79 кбт., что все равно было меньше российской 130-мм/55 с ее 83 кбт при угле ВН в 20 град. Очевидно, что проигрыш английской артсистемы на 15 градусах ВН измерялся в милях.

Что до легких крейсеров Австро-Венгрии «Адмирал Шпаун», то их вооружение составляли 100-мм/50 K10 и К11 обр. 1910 г, выпускавшиеся знаменитыми заводами «Шкода». Эти пушки способны были отправить 13,75 кг снаряд с начальной скоростью 880 м/сек на дальность 11 000 м (59,4 кбт) – очевидно, могли бы и дальше, но угол ВН австро-венгерских 100-мм установок ограничивался всего лишь 14 градусами. К сожалению, сведений о содержании ВВ в австро-венгерских снарядах автором не найдено. Орудия имели унитарное заряжание, скорострельность указывается 8-10 выстр/мин. Это заметно меньше того, что показывали британская 102-мм и германские 105-мм пушки с унитарным выстрелом, но есть некоторое подозрение, что там, где немцы и англичане указали максимально возможную скорострельность, которую можно развить лишь в теплично-полигонных условиях, то австро-венгры привели реалистичные, достижимые на корабле показатели.

По всей видимости, 100-мм орудие фирмы «Шкода» можно считать примерно равноценным английской 102-мм/45 QF Mark V и, возможно, незначительно уступающим германским 105-мм/40 SK L/40 и 105-мм/45 SK L/45 артсистемам.

Завершая наш обзор, мы констатируем, что по совокупности характеристик российская 130-мм/55 артсистема значительно превосходила все 100-мм, 102-мм и 105-мм британские, германские и австро-венгерские пушки, превосходила английское 140-мм орудие, была примерно равноценной германской 150-мм пушке и уступала английским 152-мм пушкам в могуществе снаряда, выигрывая в дальности стрельбы.

Здесь, правда, у внимательного читателя может возникнуть вопрос – почему при сравнении не был учтен такой фактор, как бронепробиваемость? Ответ очень прост – для боев между легкими крейсерами времен Первой мировой войны бронебойные снаряды стали бы далеко не лучшим выбором. Куда проще и быстрее было разнести небронированные части легких кораблей, сокрушив открыто стоявшую артиллерию, выкосив ее расчеты и тем привести вражеский корабль в небоеспособное состояние, чем «утыкивать» неприятеля бронебойными снарядами, способными пробить его небронированные борта и улететь, не разорвавшись, в надежде на «золотое» попадание.

Продолжение следует...