Лёгкие крейсера типа "Светлана". Часть 4. Скорость и броня

В прошлой статье мы рассмотрели возможности артиллерийского вооружения крейсеров типа «Светлана» в сравнении с их иностранными аналогами и пришли выводу, что «Светланы» по этому параметру имеют над иностранными крейсерами значительное преимущество. Но всякое преимущество хорошо лишь тогда, когда его можно реализовать, и тут возникает вопрос к «Светланам». Собственно говоря, один лишь взгляд на боковую проекцию крейсера подсказывает, что основная масса его орудий расположена весьма низко от ватерлинии, и не случалось ли так, что в свежую погоду ее захлестывала вода, делая артиллерийский огонь неэффективным или же вообще невозможным?


HMS "Честер"


К сожалению, схемы их бронирования найти не удалось, а имеющиеся описания могут быть не вполне верными. Дело в том, что бронирование крейсеров-«городов» понемногу совершенствовалось от одного типа к другому, и тут возможна путаница. По имеющимся у автора данным, защита этих крейсеров выглядела так: протяженный броневой пояс, начинающийся у форштевня и заканчивающийся, немного не доходя кормы имел толщину 51 мм, а вдоль машинных и котельных отделений — 76,2 мм (в носу, возможно, только 38 мм). В районе котельных и машинных отделений до верхней палубы, но крейсер располагал очень протяженным полубаком, так что между верхней кромкой бронепояса и орудиями все равно оставалось одно небронированное межпалубное пространство.



По некоторым данным, бронепояс представлял собой 25,4-51 мм бронеплиты на 25,4 мм «подложке» HTS, т.е. 76,2-51 мм ему присвоено «по совокупности» толщин обшивки и брони. Поверх его верхней кромки располагалась довольно оригинальная бронепалуба, имевшая 19 мм над машинными и котельными отделениями, 38 мм – над рулевым устройством, а в остальных местах – всего 10 мм брони (или же это была опять HTS?). Во всяком случае можно утверждать лишь то, что для корабля нормальным водоизмещением в 5 185 т бронирование совершенно не поражает воображения и очевидно уступает «Светланам», особенно в части горизонтальной защиты.

Тем не менее, «Честер» считался отлично защищенным легким крейсером и продемонстрировать свои возможности в реальном бою. В Ютландском сражении он «подставился» под огонь 2-ой разведывательной группы, в том числе – крейсеров «Франкфурт», «Висбаден», «Пиллау» и «Эльбинг», причем бой начался на дистанции не более 30 кабельтов. Менее чем за 20 минут, крейсер получил 17 150-мм фугасных снарядов, тем не менее защита сделала свое дело. Правда, некоторые бронеплиты 76,2 мм пояса пришлось менять после попадания в них германских снарядов, но во всяком случае главную свою задачу – предотвращение поражения котельных и машинных отделений и недопущение серьезных затоплений – они выполнили.

«Даная». Среди всех британских крейсеров этот защищен наиболее рационально: протяженный пояс почти по всей длине, 38 мм – в носу, 57 мм – против артиллерийских погребов, 76,2 мм – против машинных и котельных отделений (причем здесь пояс поднимался до верхней палубы), а в остальных местах 50,8 мм. Но, увы, не из брони, а опять из HTS. Бронепалуба наконец-то получила вожделенный дюйм (25,4 мм) хотя бы над котельными, машинными отделениями и артиллерийскими погребами, (а также, вероятно, над рулевыми устройствами) но… складывается ощущение, что остальная палуба не бронировалась вообще. Кроме вышесказанного, безусловный интерес представляет «коробчатая» защита погребов – 12,7 мм вертикальной и 25,4 мм горизонтальной защиты. Что касается орудий, то их щиты значительно улучшили, увеличив площадь, но уменьшив толщину до 25,4 мм.

Германские «Кенигсберги». Здесь все более-менее просто. Немцы сочли, что примененная ими на «Магдебурге» схема идеально подходит для легких крейсеров и тиражировали ее на всех последующих сериях включая послевоенный «Эмден».



Бронепояс толщиной 60 мм защищал большую часть ватерлинии, за ним располагалась бронепалуба со скосами. При этом ее горизонтальная часть, имевшая 20 мм толщины, располагалась на уровне верхней кромки бронепояса (уровень нижней палубы) а скосы примыкали к нижней кромке. При этом горизонтальная часть бронепалубы имела всего 20 мм (вероятно в районе погребов – 40 мм), зато скосы – 40 мм. В корме эта защита заканчивалась 80 мм траверзом от нижней кромки которого, на уровне ватерлинии в корму продолжалась новая бронепалуба со скосами, имевшая равномерное бронирование в 40 мм. В носу цитадель заканчивалась до окончания бронепояса, 40 мм траверзом, а далее в нос шла 20 мм бронепалуба (вероятно, тоже со скосами). Рубка имела 100 мм стенки и 20 мм крышу, артиллерия – 50 мм щиты.

Достоинства германской защиты заключались в совершенно «неубиваемой» цитадели –сомнительно, чтобы 152-мм снаряд смог бы преодолеть 60 мм бронепояс и 40 мм скос даже в упор, таким образом машинные и котельные отделения от настильного огня были защищены «на отлично». Но всего лишь 20 мм горизонтальной части бронепалубы все же могли быть пробиты на большой дистанции. Можно, конечно, говорить о том, что немцы готовились к войне в Северном море, где в силу погодных условий дистанции артиллерийского боя относительно невысоки и следует в первую очередь защищать свои корабли от настильного, а не от навесного огня. Но есть одно существенное «но» — англичане ведь создавали крейсера двойного назначения, способные не только служить при эскадре, но еще и пиратствовать на океанских коммуникациях – и вот здесь-то, в рейдах по Индийскому или Тихому океанам, горизонтальная защита была бы очень кстати.

А кроме того, германская система бронирования обладала еще одним пороком — обеспечивая плавучесть корабля протяженным поясом по ватерлинии и отлично защищая то, что находится ниже этой самой ватерлинии, немцы оставляли весь остальной корабль всего лишь с самой фрагментарной защитой, которую давали орудийные щиты и бронерубка. То есть практически любой германский крейсер мог быть разгромлен огнем фугасных снарядов до полной потери боеспособности, и его бронезащита этому почти никак не препятствовала.

Что касается австро-венгерского «Адмирала Брауна», то вся его защита – это 60-мм бронепояс, прикрывающий машинные и котельные отделения и 20 мм бронепалуба над ним: судя по всему, оконечности вне цитадели броней совершенно не защищались. Относительно рубки мнения источников разнятся – 50 или 20 мм. Разумеется, орудия стояли за щитами, но их толщину автору настоящей статьи выяснить не удалось. Безусловно, «Адмирал Браун» является самым слабозащищенным крейсером из всех, взятых для сравнения со «Светланой», но будем справедливыми: обеспечить даже такой уровень бронезащиты быстроходному кораблю всего лишь в 3 500 т нормального водоизмещения было очень непросто.

Все всякого сомнения, среди всех вышеперечисленных крейсеров наилучшую защиту получили отечественные корабли типа «Светлана».

Скорость и энергетическая установка

Весьма интересный взгляд на скорость крейсеров сложился у англичан. Они полагали, что для «защитников торговли», оперирующих на коммуникациях, будет достаточно скорости 25-25,5 узлов, в то время как для лидирования эсминцев крейсеру необходима скорость не менее 30 узлов.

При этом «тауны», то есть крейсера типов «Бристоль», «Веймут» и, конечно же, «Чатам», подтвердили на практике свои плановые характеристики, обеспечив 25-25,5 узлов полной скорости, при этом энергетические установки этих кораблей работали преимущественно на угле. Последние крейсера – «тауны», «Честер» и «Биркенхед», получили нефтяное отопление и продемонстрировали скорость на узел больше.

«Скауты» должны были стать более скоростными, поэтому «Кэролайн» получили котлы с нефтяным отоплением. Четыре турбины должны были развивать без форсажа по 7 500 л.с. каждая, скорость при этом должна была составить 28 узлов, но предусматривался и форсажный режим, на котором крейсер должен был идти до восьми часов. Мощность каждой турбины на форсаже должна была составить 10 000 л.с. но на практике ничего не получилось – максимальная скорость крейсеров типа «Кэролайн» едва достигала 28,5 узлов. Крейсера типа «Даная» получились несколько быстроходнее, развив от 28 до 29,184 уз. Сама «Даная» как-то раз смогла развить даже рекордные 30,4 уз, при мощности машин 40 463 л.с. но этот результат не зафиксировали, потому что корабль, впоследствии, не смог повторить его на мерной миле.

Что до германских «Кенигсбергов», то они, в отличие от британских «скаутов» сохраняли частично угольное, частично нефтяное отопление. Это может показаться странным анахронизмом, но только в том случае если мы забудем об одной из важнейших функций германских легких крейсеров – войне на коммуникациях. В те годы рейдеры нередко пополняли запасы угля, перегружая таковые с захваченных ими судов. Это было не лучшим решением, потому что качество угля с обычных транспортных пароходов, конечно же, не шло ни в какое сравнение с кардиффом для боевых кораблей. Разумеется, командирам рейдеров было куда предпочтительней пользоваться услугами специальных угольщиков, обеспечивающих их действия, но это было не всегда возможно. Но рейдер мог хранить некоторый неприкосновенный запас высококачественного угля на случай преследования вражеских боевых кораблей и боя, а повседневно использовать «экспроприированные» с захваченных судов запасы.

Безусловно, крейсер на чисто нефтяном отоплении подобной возможности был лишен. В те годы лишь уголь был распространен повсеместно, и пополнить запасы жидкого топлива было почти невозможно. Поэтому немцы вынуждены были продолжать использовать уголь на своих крейсерах. Возможно, именно в силу вышесказанного германские крейсера не были суперскороходны, но они все же развивали вполне приличную для своего времени скорость – 27,5-27,8 узлов. Австро-венгерские крейсера развивали чуть более 27 узлов, но их ходовые были ненадежны настолько, что это накладывало ограничения на их участие в боевых операциях.

Соответственно, легкие крейсера типа «Светлана», способные развивать 29,5 узлов (и подтвердившие свои скоростные качества после достройки), оказались наиболее быстроходными из всех рассматриваемых нами кораблей.

Итак, среди британских, германских и австро-венгерских крейсеров отечественные «Светланы» несли наиболее грозное артиллерийское вооружение, были наиболее быстроходны и лучше всех бронированы. Но какую цену пришлось заплатить за все эти достоинства?

Продолжение следует…

Предыдущие статьи цикла:
Лёгкие крейсера типа "Светлана"
Крейсера типа "Светлана". Часть 2. Артиллерия
Лёгкие крейсера типа "Светлана". Часть 3. Огневая мощь в сравнении со сверстниками