Опытный вездеход ЗИЛ-136
С середины пятидесятых годов Специальное конструкторское бюро московского Завода им. Лихачева занималось тематикой автомобилей сверхвысокой проходимости. Прорабатывались и изучались различные новые идеи и решения, для чего создавались и испытывались специальные экспериментальные образцы с разными характеристиками. Постепенное изучение тематики и развитие оригинальных идей со временем привело к появлению опытного вездехода / снегоболотохода ЗИЛ-136.
СКБ ЗИЛ (до 1956 г. – СКБ ЗИС) во главе с В.А. Грачевым начало проработку тематики вездеходов с создания нескольких экспериментальных проектов под общим названием ЗИС-Э134. На фоне других представителей такого семейства выделялся т.н. макетный образец №3. При его создании было предложено использовать ходовую часть с жесткой подвеской трех пар колес большого диаметра. Предполагалось, что такая конструкция позволит машине показывать повышенные характеристики проходимости на пересеченной местности и мягких грунтах. Трансмиссия образца была построена по т.н. бортовой схеме, что высвобождало определенные объемы внутри корпуса.
Впрочем, установление характеристик на хороших дорогах не являлось целью проекта. Вскоре опытный ЗИЛ-136 отправился на бездорожье. Этот этап испытаний тоже дал желаемые результаты и показал реальные возможности машины. В конце осени в Подмосковье выпал снег, что позволило запустить проверки опытного образца на сложных трассах.
В целом, вездеход хорошо держался на снегу и передвигался с приемлемой скоростью, хотя не обошлось без проблем. Так, выяснилось, что поездка по рыхлому снегу является крайне сложной задачей. Причины этого крылись в конструкции трансмиссии. Единственный полноценный мост снегоболотохода не оснащался блокируемым дифференциалом. По этой причине машина, потеряв контакт колеса одного борта с грунтом, не могла перенаправить мощность на другие колеса. На более плотном снежном покрове подобные проблемы отсутствовали.
Крупные колеса с шинами регулируемого низкого давления давали вездеходу высокую проходимость. Он свободно перемещался по пересеченной местности и бездорожью, в том числе по некоторым снежным полям. В ходе испытаний ЗИЛ-136 смог преодолевать и достаточно сложные препятствия, такие как наметы снега высотой до 2 м.
Опытный вездеход ЗИЛ-136 испытывался параллельно с несколькими другими экспериментальными машинами сверхвысокой проходимости и помог дополнить существующую картину. На практике он подтвердил потенциал трехосной ходовой части с жесткой подвеской колес, оснащенных шинами низкого давления. Кроме того, эта машина продемонстрировала принципиальную возможность использования бортовой схемы трансмиссии, однако было установлено, что имеющаяся конструкция не лишена недостатков и потому нуждается в определенных доработках. Наконец, была показана возможность использования всех подобных идей и решений при создании полноценного транспортного средства для вооруженных сил или народного хозяйства.
Все работы по проекту вездехода ЗИЛ-136 завершились не позднее середины 1957 года. Экспериментальный образец прошел испытания и помог собрать необходимые данные, после чего фактически оказался ненужным. По завершении испытаний уникальный опытный образец отправили на стоянку. Позже, по всей видимости, единственный построенный ЗИЛ-136 был разобран за ненадобностью. Металл мог уйти в переплавку, а обозначение проекта вскоре перешло к перспективному дизельному двигателю.
Единственный построенный опытный вездеход ЗИЛ-136 был разобран вскоре после завершения испытаний. Тем не менее, опыт и выводы, полученные в ходе разработки и испытаний этой машины, не пропали и в самом ближайшем будущем нашли применение в новых проектах. В тот период СКБ ЗИЛ работало сразу над несколькими образцами перспективной техники с выдающимися показателями проходимости, и некоторые из них «унаследовали» те или иные черты экспериментального ЗИЛ-136.
По материалам:
http://denisovets.ru/
http://arsenal-info.ru/
https://trucksplanet.com/
Кочнев Е.Д. Секретные автомобили Советской Армии. – М.: Яуза, Эксмо, 2011.
СКБ ЗИЛ (до 1956 г. – СКБ ЗИС) во главе с В.А. Грачевым начало проработку тематики вездеходов с создания нескольких экспериментальных проектов под общим названием ЗИС-Э134. На фоне других представителей такого семейства выделялся т.н. макетный образец №3. При его создании было предложено использовать ходовую часть с жесткой подвеской трех пар колес большого диаметра. Предполагалось, что такая конструкция позволит машине показывать повышенные характеристики проходимости на пересеченной местности и мягких грунтах. Трансмиссия образца была построена по т.н. бортовой схеме, что высвобождало определенные объемы внутри корпуса.
Впрочем, установление характеристик на хороших дорогах не являлось целью проекта. Вскоре опытный ЗИЛ-136 отправился на бездорожье. Этот этап испытаний тоже дал желаемые результаты и показал реальные возможности машины. В конце осени в Подмосковье выпал снег, что позволило запустить проверки опытного образца на сложных трассах.
В целом, вездеход хорошо держался на снегу и передвигался с приемлемой скоростью, хотя не обошлось без проблем. Так, выяснилось, что поездка по рыхлому снегу является крайне сложной задачей. Причины этого крылись в конструкции трансмиссии. Единственный полноценный мост снегоболотохода не оснащался блокируемым дифференциалом. По этой причине машина, потеряв контакт колеса одного борта с грунтом, не могла перенаправить мощность на другие колеса. На более плотном снежном покрове подобные проблемы отсутствовали.
Крупные колеса с шинами регулируемого низкого давления давали вездеходу высокую проходимость. Он свободно перемещался по пересеченной местности и бездорожью, в том числе по некоторым снежным полям. В ходе испытаний ЗИЛ-136 смог преодолевать и достаточно сложные препятствия, такие как наметы снега высотой до 2 м.
Опытный вездеход ЗИЛ-136 испытывался параллельно с несколькими другими экспериментальными машинами сверхвысокой проходимости и помог дополнить существующую картину. На практике он подтвердил потенциал трехосной ходовой части с жесткой подвеской колес, оснащенных шинами низкого давления. Кроме того, эта машина продемонстрировала принципиальную возможность использования бортовой схемы трансмиссии, однако было установлено, что имеющаяся конструкция не лишена недостатков и потому нуждается в определенных доработках. Наконец, была показана возможность использования всех подобных идей и решений при создании полноценного транспортного средства для вооруженных сил или народного хозяйства.
Все работы по проекту вездехода ЗИЛ-136 завершились не позднее середины 1957 года. Экспериментальный образец прошел испытания и помог собрать необходимые данные, после чего фактически оказался ненужным. По завершении испытаний уникальный опытный образец отправили на стоянку. Позже, по всей видимости, единственный построенный ЗИЛ-136 был разобран за ненадобностью. Металл мог уйти в переплавку, а обозначение проекта вскоре перешло к перспективному дизельному двигателю.
Единственный построенный опытный вездеход ЗИЛ-136 был разобран вскоре после завершения испытаний. Тем не менее, опыт и выводы, полученные в ходе разработки и испытаний этой машины, не пропали и в самом ближайшем будущем нашли применение в новых проектах. В тот период СКБ ЗИЛ работало сразу над несколькими образцами перспективной техники с выдающимися показателями проходимости, и некоторые из них «унаследовали» те или иные черты экспериментального ЗИЛ-136.
По материалам:
http://denisovets.ru/
http://arsenal-info.ru/
https://trucksplanet.com/
Кочнев Е.Д. Секретные автомобили Советской Армии. – М.: Яуза, Эксмо, 2011.
Автор: Glenn Witcher