Авиадесантный «Скорпион»
Во время Второй мировой войны проявилась устойчивая тенденция к увеличению калибра противотанковой артиллерии. Так, американская армия вступила в войну с 37-мм пушками, а заканчивала её с орудиями калибров 76 и 90 мм. Увеличение калибра неминуемо влекло за собой возрастание массы пушки. Для пехотных дивизий это не было критичным (пришлось лишь внедрить более мощные тягачи), однако в воздушно-десантных частях дело обстояло иначе.
Уроки Арнемской операции, в ходе которой британским десантникам пришлось сражаться с немецкими танками, были приняты во внимание американским командованием. С 1945 года на вооружение воздушно-десантных дивизий США поступала 90-мм противотанковая пушка Т8, представлявшая собой ствол 90-мм зенитки М1, совмещённый с противооткатными приспособлениями 105-мм гаубицы М2А1 и облегчённым лафетом. Получилось орудие массой 3540 кг, подходившее для парашютного десантирования с самолётов С-82 «Пэкит», но на земле начинались проблемы: расчёт не мог перемещать столь тяжёлую систему по полю боя. Требовался тягач, а значит, вдвое увеличивалось количество рейсов военно-транспортной авиации, необходимых для переброски противотанковой батареи (дивизиона).
Выходом могло стать создание компактной самоходной противотанковой артустановки. Впервые такая идея была высказана в октябре 1948 года на конференции в Форт-Монро, посвящённой перспективам развития противотанковых средств, а в апреле следующего года заказчик представил тактико-технические требования. Главным из них являлась масса, которая не должна была превышать 16 000 фунтов (7260 кг) — предел грузоподъёмности «Пэкита» и разрабатывавшегося в то время (но так и не принятого на вооружение) тяжёлого десантного планера.
Разработку авиадесантного истребителя танков поручили фирме «Кадиллак Мотор Кар», входившей в концерн «Дженерал Моторс». В основу конструкции шасси были положены решения, опробованные на амфибийном гусеничном транспортёре М76 «Оттер». Ввиду ограниченных габаритов грузовой кабины самолёта самоходку не удалось снабдить рубкой, не говоря уже о крыше — пришлось ограничиться небольшим орудийным щитом. Последний предназначался для защиты экипажа от пороховых газов при выстреле, но не для защиты от пуль или осколков.
Самоходки М56 из состава 1-й боевой группы 16-го пехотного полка 1-й пехотной дивизии на учениях в ФРГ. Февраль 1961 года.
Estes K.W. M50 Ontos and M56 Scorpion 1956-70. – Oxford: Osprey Publishing, 201
В 1961 году «пентомическая» структура была признана несостоятельной и непригодной для ведения боевых действий в условиях не ядерных конфликтов, и армия США начала очередную реорганизацию. В соответствии с ней воздушно-десантная дивизия включала три штаба бригад и девять воздушно-десантных батальонов, а также части поддержки, в том числе танковый батальон. Предполагалось, что он получит новые авиадесантные танки М551 «Шеридан», но в качестве временной меры (до поступления «Шериданов» на вооружение) танковым батальонам 82-й и 101-й ВДД в 1964 году передали по 47 «Скорпионов» — машин, не только не являвшихся танками, но и не имевших никакого бронирования. Средств на содержание экипажей этих машин не выделили, так что вплоть до получения «Шериданов» эти батальоны оставались «виртуальными».
Единственным бронетанковым подразделением, эксплуатировавшим «Скорпионы» и воевавшим на них, стала рота D 16-го танкового полка (D-16), которую сформировали в 1963 году в составе развёртываемой на острове Окинава 173-й отдельной воздушно-десантной бригады (ВДБр). Рота состояла из четырёх взводов по четыре М56, секции управления (четыре БТР М113) и миномётной секции (три 106,7-мм самоходных миномёта М106 на шасси М113).
Марокканские «Скорпионы» участвовали в боевых действиях в Западной Сахаре.
В 1960 году два прототипа Т101, доработанных до серийного стандарта М56, передали ФРГ. Немцы не соблазнились небронированной машиной и на вооружение её не приняли. После коротких испытаний оба экземпляра переоборудовали в учебные машины для подготовки механиков-водителей, сняв пушки и установив застеклённые кабины.
Т101, переделанный в машину для подготовки механиков-водителей.
Омелянюк П. «Скорпион» — самоходка для десанта // Арсенал-коллекция. – 2013. – №5
Некоторое количество списанных М56 приобрёл американский флот. Машины переделали в радиоуправляемые мишени QM-56 и в 1966-1970 годах использовали на полигонах Фаллон, Уоррен-Гроув и Черри-Пойнт для боевой подготовки пилотов штурмовиков и истребителей-бомбардировщиков.
Общая оценка
Самоходка М56 обладала неплохой подвижностью и мощным для своего времени вооружением. Кумулятивные снаряды её 90-мм пушки могли уверенно поражать любые советские танки первой половины 60-х годов. В то же время пушка была чересчур мощной для семитонного шасси, передние катки которого при выстреле отрывались от земли. Кроме того, отсутствие какого-либо бронирования позволяло использовать САУ против танков только в обороне (из засад), делая «Скорпион» малопригодным для поддержки десанта в наступательных действиях.
По сравнению с советским аналогом — авиадесантной самоходной установкой АСУ-57 — М56 более чем вдвое тяжелее (7,14 т против 3,35 т). К тому же, АСУ-57 компактнее своего визави (высота её составляет всего 1,46 м против 2 м) и, в отличие от «Скорпиона», имеет бронирование спереди и с боков — впрочем, его толщина (4-6 мм) на малом расстоянии не обеспечивала даже защиту от обычных 7,62-мм пуль. Что же касается вооружения, то превосходство М56 было подавляющим: дульная энергия её 90-мм пушки М54 составляла 4,57 МДж, а 57-мм пушки Ч-51, устанавливавшейся на АСУ-57, — всего 1,46 МДж. По параметрам подвижности (скорости и запасу хода) обе самоходки были примерно равноценны.
Уроки Арнемской операции, в ходе которой британским десантникам пришлось сражаться с немецкими танками, были приняты во внимание американским командованием. С 1945 года на вооружение воздушно-десантных дивизий США поступала 90-мм противотанковая пушка Т8, представлявшая собой ствол 90-мм зенитки М1, совмещённый с противооткатными приспособлениями 105-мм гаубицы М2А1 и облегчённым лафетом. Получилось орудие массой 3540 кг, подходившее для парашютного десантирования с самолётов С-82 «Пэкит», но на земле начинались проблемы: расчёт не мог перемещать столь тяжёлую систему по полю боя. Требовался тягач, а значит, вдвое увеличивалось количество рейсов военно-транспортной авиации, необходимых для переброски противотанковой батареи (дивизиона).
Выходом могло стать создание компактной самоходной противотанковой артустановки. Впервые такая идея была высказана в октябре 1948 года на конференции в Форт-Монро, посвящённой перспективам развития противотанковых средств, а в апреле следующего года заказчик представил тактико-технические требования. Главным из них являлась масса, которая не должна была превышать 16 000 фунтов (7260 кг) — предел грузоподъёмности «Пэкита» и разрабатывавшегося в то время (но так и не принятого на вооружение) тяжёлого десантного планера.
Разработку авиадесантного истребителя танков поручили фирме «Кадиллак Мотор Кар», входившей в концерн «Дженерал Моторс». В основу конструкции шасси были положены решения, опробованные на амфибийном гусеничном транспортёре М76 «Оттер». Ввиду ограниченных габаритов грузовой кабины самолёта самоходку не удалось снабдить рубкой, не говоря уже о крыше — пришлось ограничиться небольшим орудийным щитом. Последний предназначался для защиты экипажа от пороховых газов при выстреле, но не для защиты от пуль или осколков.
Самоходки М56 из состава 1-й боевой группы 16-го пехотного полка 1-й пехотной дивизии на учениях в ФРГ. Февраль 1961 года.
Estes K.W. M50 Ontos and M56 Scorpion 1956-70. – Oxford: Osprey Publishing, 201
В 1961 году «пентомическая» структура была признана несостоятельной и непригодной для ведения боевых действий в условиях не ядерных конфликтов, и армия США начала очередную реорганизацию. В соответствии с ней воздушно-десантная дивизия включала три штаба бригад и девять воздушно-десантных батальонов, а также части поддержки, в том числе танковый батальон. Предполагалось, что он получит новые авиадесантные танки М551 «Шеридан», но в качестве временной меры (до поступления «Шериданов» на вооружение) танковым батальонам 82-й и 101-й ВДД в 1964 году передали по 47 «Скорпионов» — машин, не только не являвшихся танками, но и не имевших никакого бронирования. Средств на содержание экипажей этих машин не выделили, так что вплоть до получения «Шериданов» эти батальоны оставались «виртуальными».
Единственным бронетанковым подразделением, эксплуатировавшим «Скорпионы» и воевавшим на них, стала рота D 16-го танкового полка (D-16), которую сформировали в 1963 году в составе развёртываемой на острове Окинава 173-й отдельной воздушно-десантной бригады (ВДБр). Рота состояла из четырёх взводов по четыре М56, секции управления (четыре БТР М113) и миномётной секции (три 106,7-мм самоходных миномёта М106 на шасси М113).
Марокканские «Скорпионы» участвовали в боевых действиях в Западной Сахаре.
В 1960 году два прототипа Т101, доработанных до серийного стандарта М56, передали ФРГ. Немцы не соблазнились небронированной машиной и на вооружение её не приняли. После коротких испытаний оба экземпляра переоборудовали в учебные машины для подготовки механиков-водителей, сняв пушки и установив застеклённые кабины.
Т101, переделанный в машину для подготовки механиков-водителей.
Омелянюк П. «Скорпион» — самоходка для десанта // Арсенал-коллекция. – 2013. – №5
Некоторое количество списанных М56 приобрёл американский флот. Машины переделали в радиоуправляемые мишени QM-56 и в 1966-1970 годах использовали на полигонах Фаллон, Уоррен-Гроув и Черри-Пойнт для боевой подготовки пилотов штурмовиков и истребителей-бомбардировщиков.
Общая оценка
Самоходка М56 обладала неплохой подвижностью и мощным для своего времени вооружением. Кумулятивные снаряды её 90-мм пушки могли уверенно поражать любые советские танки первой половины 60-х годов. В то же время пушка была чересчур мощной для семитонного шасси, передние катки которого при выстреле отрывались от земли. Кроме того, отсутствие какого-либо бронирования позволяло использовать САУ против танков только в обороне (из засад), делая «Скорпион» малопригодным для поддержки десанта в наступательных действиях.
По сравнению с советским аналогом — авиадесантной самоходной установкой АСУ-57 — М56 более чем вдвое тяжелее (7,14 т против 3,35 т). К тому же, АСУ-57 компактнее своего визави (высота её составляет всего 1,46 м против 2 м) и, в отличие от «Скорпиона», имеет бронирование спереди и с боков — впрочем, его толщина (4-6 мм) на малом расстоянии не обеспечивала даже защиту от обычных 7,62-мм пуль. Что же касается вооружения, то превосходство М56 было подавляющим: дульная энергия её 90-мм пушки М54 составляла 4,57 МДж, а 57-мм пушки Ч-51, устанавливавшейся на АСУ-57, — всего 1,46 МДж. По параметрам подвижности (скорости и запасу хода) обе самоходки были примерно равноценны.
Автор: Лев