Под северным сиянием



22 ноября 1941 г. военный комиссар ненецкого автономного округа Панов С.Е. получил приказ, согласно которому мобилизации подлежали олени, люди и даже собаки.

Первыми приступили к выполнению приказа в Канино-Тиманском районе, там одновременно стали формироваться 1, 2 и 3-й эшелоны. Командирами были назначены: Детятев И., Панюков С., Талеев И. У каждого из них находилось в подчинении по 100 человек, которые обслуживали под 1000 оленей. Им предстояло пройти путь от Нижней Пешы до Архангельска, темп движения был задан 50 км в сутки. Шел ноябрь, месяц большой темноты, стояли страшные морозы. Выбиваясь из сил, люди и олени шли к фронту, в условиях полного бездорожья эшелонам удавалось пройти по 10-15 км в день. Каждый день, каждая минута этого пути были подвигом.

В это время в Коткино начал формироваться 4-й эшелон, начальником которого назначен Преображенский Б.В. За трое суток были сформированы четыре команды. Преображенский довел к месту сбора 2 500 ездовых оленей.

Ученый зоотехник Борис Вениаминович выпустил большое количество статей и трудов об оленеводстве, был лауреатом Сталинской премии 2-й степени (1951 г.), кавалером ордена "Знак Почета", кандидатом сельскохозяйственных наук (1954 г.). Он гордился медалью "За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны", полученной "за организацию оленно-лыжных батальонов для РККА".


По нормам питания на каждого участника эшелона в день полагалось хлеба 900 гр., муки 20 гр., крупы 140 гр., макарон 30 гр., мяса 150 гр., масла растительного 20 гр., сахар 35 гр., чая 1 гр., махорки 20 гр., на месяц выдавалось по три коробки спичек. Однако рацион был рассчитан с учетом того, что все эшелоны должны были прийти в Архангельск к первому января. Но даже первые три эшелона, которые формировались ближе всех к Архангельску, добрались с опозданием в полмесяца.

Сейчас немногие способны преодолеть дорогу, которым шли олени и люди. Тяжелейший путь продолжался тысячи верст. Эшелоны шли по бескормным местам, олени падали без сил и их укладывали на нарты, а сами пастухи шли рядом, пешком. По законам военного времени потеря оленя каралась сурово. Только в середине января, когда эшелоны подошли под Архангельск, люди и олени получили восемь дней отдыха.

Для дальнейшего обучения людей и оленей определяют в 295-й полк, который формируется в Рикасихи и Шихарихи, здесь же находятся мобилизованные бойцы лыжных батальонов.



За время боев Карельского фронта оленно-лыжные батальоны прошли по тылам противника 16 тыс. км, взято в плен 47 «языков», уничтожено более 4000 фашистов, вывезено оленьими упряжками 10 тыс. раненых, перевезено более 17 тыс. военных грузов, доставлено из тундры 162 поврежденных самолета. Переправили для выполнения боевых заданий около 8000 партизан и военнослужащих, многих - в дальние тылы врага.



Оленеводы спасли много жизней солдат и командиров 14-й армии и Северного флота. Армейское руководство высоко оценивало вклад оленьего транспорта в достижении победы.

Командующий 14-й армией Карельского фронта генерал-лейтенант Владимир Иванович Щербаков:
Оленьи транспорта, существующие в составе 14 Армии, за два года Отечественной войны полностью себя оправдали и являются жизненно необходимыми, как дополнение к остальным видам транспорта.



фото Архив ЦАМО, Фонд 214, Опись 1437, Дело 2190, Документ 6

После проведения Петсамо-Киркенесской операции оставшихся оленей передали в польский совхоз, лишь семь ездовых быков вернулись в родную ненецкую тундру.
Загляните в эти глаза, они смотрят внимательно чуть печально. Олень знает, что рожден служить человеку, быть ему помощником, другом. Они прошли трудный путь от родных тундр до Мурманска и Карельский фронт. Каюры гордятся своими животными!


Памятник «Подвигу участников оленно-транспортных батальонов в годы Великой Отечественной войны», Нарьян-Мар.


По материалам:
https://pamyat-naroda.ru/
http://www.nexplorer.ru/news__12277.htm
http://soldatnao.blogspot.ru/2014/12/3_13.html
http://www.soldat.ru/doc/gko/gko1941.html