Транспортная баллистическая ракета Convair Lobber (США)
В настоящее время баллистические ракеты разных классов предназначаются только для доставки боевой части к указанной цели. Они могут отличаться друг от друга габаритами, летными данными и типом боевой части, но общая концепция всех таких изделий одинакова. В самый разгар Холодной войны американские военные предложили создать баллистическую ракету с принципиально новой задачей. При помощи легкого изделия с реактивным двигателем планировалось перевозить небольшие грузы. Проект транспортной ракеты остался в истории под названием Convair Lobber.
Снабжение войск на переднем крае необходимыми припасами обычно связано с рядом характерных проблем. В частности, в определенных ситуациях подразделение может оказаться отрезанным от существующей логистики. Отсутствие подвоза боеприпасов, топлива или провианта серьезно сокращает боеспособность подразделения, вследствие чего оно может не выдержать напора противника. Как следствие, армии могут понадобиться самые разные средства логистики, как традиционного вида, так и принципиально новые.
Ракеты комплекса Convair Lobber
Еще во время Второй мировой войны, в ходе битвы в Арденнах, американские войска в порядке эксперимента опробовали оригинальные «грузовые» 155-мм артиллерийские снаряды. Внутри корпуса традиционного вида имелась полость для небольшого груза. Транспортные снаряды в теории позволяли осуществлять снабжение отрезанных подразделений буквально через голову противника. В то же время, они имели ряд самых серьезных недостатков, и в существующем виде не представляли особого интереса для армии.
Во время Корейской войны американским солдатам неоднократно приходилось действовать в отрыве от основных войск, полагаясь только на имеющиеся запасы. В контексте логистики хорошим подспорьем была авиация, но и она не всегда могла полноценно решить поставленные задачи. Грузовые парашютные средства не отличались высокой точностью приземления, а посадка вертолета с припасами была связана с чрезмерными рисками.
Баллистическая ракета могла бы перелетать холмы и горы
В середине пятидесятых годов в Пентагоне вспомнили об идее транспортного снаряда, повторяющего конструкцию боевого. Впрочем, никто и не думал копировать снаряды времен Второй мировой. На этот раз оригинальные идеи предполагалось реализовывать с использованием современных технологий, а именно ракетной техники.
По причине малых габаритов артиллерийский снаряд не мог вместить большое количество боеприпасов или провизии. Ракетные системы, в свою очередь, не накладывали столь суровых ограничений. Как следствие, новым средством доставки припасов должен был стать специальный ракетный комплекс с баллистической ракетой, имеющей грузовой отсек достаточных размеров. Ракету предлагалось сделать неуправляемой, но стабилизируемой в полете. За счет правильного сочетания габаритов и основных характеристик можно было бы получить сравнительно низкую стоимость изделия, приемлемую для массовой эксплуатации в войсках.
Несмотря на свое транспортное предназначение, изделие Lobber все же оставалось баллистической ракетой. В связи с этим конструкторы предложили несколько вариантов альтернативных головных частей боевого назначения. Ракета могла стать носителем фугасной, зажигательной химической или даже ядерной боевой части. Характеристики боезаряда ограничивались только габаритами и грузоподъемностью ракеты. Корпус диаметром до 254 мм с возможностью несения 50 фунтов полезной нагрузки допускал решение разных задач.
Использованный твердотопливный двигатель позволил получить достаточно высокие летные характеристики. Максимальная скорость ракеты на активном участке полета достигала примерно 1500 миль в час (порядка 2400 км/ч). Двигаясь по баллистической траектории с выпуском парашюта на конечном участке, ракета «Лоббер» могла улететь на дальность до 8 миль (13 км). Во время полета изделие поднималось на высоту до 10 тыс. футов (около 3 км).
Ракета приземлилась
В ходе дальнейшего развития проекта пусковая установка могла получить штатное шасси для быстрой переброски на огневую позицию. Обслуживание ракетного комплекса в таком случае возлагалось бы на расчет из трех или четырех человек.
Разработка проекта не заняла много времени, и в декабре 1958 года на полигоне Кэмп Ирвин начались испытания. По некоторым данным, в ходе первых стрельб авторы проекта столкнулись с некоторыми проблемами. Точность стрельбы неуправляемой ракетой со стабилизацией вращением за счет канавок направляющей и плоскостей оказалась недостаточной. В связи с этим в конструкцию пусковой установки были внесены самые серьезные изменения. В обновленном виде ракетный комплекс Lobber показал более высокие характеристики точности.
Вместо трубчатой направляющей на раме теперь размещалась цилиндрическая обойма. Внутри нее находилась труба достаточного диаметра, при запуске вмещавшая ракету. На внешней обойме сверху помещался электромотор, через ременную передачу раскручивавший направляющую. Таким образом, к моменту запуска двигателя ракета вращалась с достаточной скоростью. После выхода из «ствола» вращение должно было поддерживаться стабилизаторами.
Еще одним поводом для критики стала низкая точность. Несмотря на предварительную раскрутку и наклонные стабилизаторы, ракета отклонялась от точки прицеливания в среднем на 100 ярдов. Таким образом, она запросто могла не попасть на позиции снабжаемого подразделения. Следует отметить, что при большей точности транспортная ракета, снижающаяся с высокой скоростью, могла бы представлять некоторую опасность для ожидающих помощи солдат.
Последним минусом проекта Convair Lobber стала стоимость готовых изделий. Одна серийная транспортная ракета нового типа, по расчетам разработчиков, должна была стоить 1000 долларов (почти 8600 долларов в нынешних ценах). При этом ее можно было использовать только один раз. Для сравнения, доставка аналогичного груза авиацией в конце пятидесятых обходилась армии не более чем в 700 долларов.
Испытания наглядно показали, что необычное логистическое средство принципиально справляется с возложенными на него задачами, но при этом не показывает достаточные летные, технические и экономические характеристики. В существующем виде комплекс Lobber не представлял интереса для армии. Командование сухопутных войск отказалось от дальнейшей поддержки проекта и решило снабжать войска привычными методами, пусть даже и связанными с известными рисками.
С определенного времени проектом «Лоббер» интересовались Корпус морской пехоты и военно-морские силы. КМП, как и армия, нуждался в средствах снабжения удаленных отрезанных подразделений. Флот, в свою очередь, планировал заказать специальную противолодочную модификацию новой ракеты. Также, по некоторым данным, прорабатывалась возможность оснащения ракеты зарядом тушащего порошка. В такой комплектации она могла бы использоваться пожарными. Тем не менее, после отказа армии все варианты доработки проекта остались без будущего.
Работы по проекту Lobber завершились в первых месяцах 1959 года. Стартовый заказчик в лице армии США увидел реальные возможности ракетного комплекса и решил отказаться от него. Новых заказов не последовало. По причине отсутствия реальных перспектив проект закрыли, а всю документацию отправили в архив.
Проект Convair Lobber был первой и последней попыткой создания специальной транспортной баллистической ракеты для легких грузов, предпринятой американской промышленностью. Во второй половине пятидесятых годов в США прорабатывались и иные проекты подобных ракетных систем, но в этих случаях речь шла о перевозке людей и снаряжения. Концепция «Лоббера», в свою очередь, не получила прямого развития. Более о ней не вспоминали.
Интереснейший проект транспортной системы с доставкой грузов при помощи легкой баллистической ракеты, созданный компанией Convair, не вышел из стадии летных испытаний, но все же дал реальные результаты. Он наглядно показал все особенности подобных систем и дал возможность сделать необходимые выводы. Подобно множеству других смелых и необычных разработок, ракета Lobber позволила своевременно отказаться от развития не самого удачного и полезного направления.
По материалам сайтов:
http://designation-systems.net/
http://snafu-solomon.com/
https://flightglobal.com/
https://secretprojects.co.uk/
http://strangernn.livejournal.com/
http://youroker.livejournal.com/
Снабжение войск на переднем крае необходимыми припасами обычно связано с рядом характерных проблем. В частности, в определенных ситуациях подразделение может оказаться отрезанным от существующей логистики. Отсутствие подвоза боеприпасов, топлива или провианта серьезно сокращает боеспособность подразделения, вследствие чего оно может не выдержать напора противника. Как следствие, армии могут понадобиться самые разные средства логистики, как традиционного вида, так и принципиально новые.
Ракеты комплекса Convair Lobber
Еще во время Второй мировой войны, в ходе битвы в Арденнах, американские войска в порядке эксперимента опробовали оригинальные «грузовые» 155-мм артиллерийские снаряды. Внутри корпуса традиционного вида имелась полость для небольшого груза. Транспортные снаряды в теории позволяли осуществлять снабжение отрезанных подразделений буквально через голову противника. В то же время, они имели ряд самых серьезных недостатков, и в существующем виде не представляли особого интереса для армии.
Во время Корейской войны американским солдатам неоднократно приходилось действовать в отрыве от основных войск, полагаясь только на имеющиеся запасы. В контексте логистики хорошим подспорьем была авиация, но и она не всегда могла полноценно решить поставленные задачи. Грузовые парашютные средства не отличались высокой точностью приземления, а посадка вертолета с припасами была связана с чрезмерными рисками.
Баллистическая ракета могла бы перелетать холмы и горы
В середине пятидесятых годов в Пентагоне вспомнили об идее транспортного снаряда, повторяющего конструкцию боевого. Впрочем, никто и не думал копировать снаряды времен Второй мировой. На этот раз оригинальные идеи предполагалось реализовывать с использованием современных технологий, а именно ракетной техники.
По причине малых габаритов артиллерийский снаряд не мог вместить большое количество боеприпасов или провизии. Ракетные системы, в свою очередь, не накладывали столь суровых ограничений. Как следствие, новым средством доставки припасов должен был стать специальный ракетный комплекс с баллистической ракетой, имеющей грузовой отсек достаточных размеров. Ракету предлагалось сделать неуправляемой, но стабилизируемой в полете. За счет правильного сочетания габаритов и основных характеристик можно было бы получить сравнительно низкую стоимость изделия, приемлемую для массовой эксплуатации в войсках.
Несмотря на свое транспортное предназначение, изделие Lobber все же оставалось баллистической ракетой. В связи с этим конструкторы предложили несколько вариантов альтернативных головных частей боевого назначения. Ракета могла стать носителем фугасной, зажигательной химической или даже ядерной боевой части. Характеристики боезаряда ограничивались только габаритами и грузоподъемностью ракеты. Корпус диаметром до 254 мм с возможностью несения 50 фунтов полезной нагрузки допускал решение разных задач.
Использованный твердотопливный двигатель позволил получить достаточно высокие летные характеристики. Максимальная скорость ракеты на активном участке полета достигала примерно 1500 миль в час (порядка 2400 км/ч). Двигаясь по баллистической траектории с выпуском парашюта на конечном участке, ракета «Лоббер» могла улететь на дальность до 8 миль (13 км). Во время полета изделие поднималось на высоту до 10 тыс. футов (около 3 км).
Ракета приземлилась
В ходе дальнейшего развития проекта пусковая установка могла получить штатное шасси для быстрой переброски на огневую позицию. Обслуживание ракетного комплекса в таком случае возлагалось бы на расчет из трех или четырех человек.
Разработка проекта не заняла много времени, и в декабре 1958 года на полигоне Кэмп Ирвин начались испытания. По некоторым данным, в ходе первых стрельб авторы проекта столкнулись с некоторыми проблемами. Точность стрельбы неуправляемой ракетой со стабилизацией вращением за счет канавок направляющей и плоскостей оказалась недостаточной. В связи с этим в конструкцию пусковой установки были внесены самые серьезные изменения. В обновленном виде ракетный комплекс Lobber показал более высокие характеристики точности.
Вместо трубчатой направляющей на раме теперь размещалась цилиндрическая обойма. Внутри нее находилась труба достаточного диаметра, при запуске вмещавшая ракету. На внешней обойме сверху помещался электромотор, через ременную передачу раскручивавший направляющую. Таким образом, к моменту запуска двигателя ракета вращалась с достаточной скоростью. После выхода из «ствола» вращение должно было поддерживаться стабилизаторами.
Еще одним поводом для критики стала низкая точность. Несмотря на предварительную раскрутку и наклонные стабилизаторы, ракета отклонялась от точки прицеливания в среднем на 100 ярдов. Таким образом, она запросто могла не попасть на позиции снабжаемого подразделения. Следует отметить, что при большей точности транспортная ракета, снижающаяся с высокой скоростью, могла бы представлять некоторую опасность для ожидающих помощи солдат.
Последним минусом проекта Convair Lobber стала стоимость готовых изделий. Одна серийная транспортная ракета нового типа, по расчетам разработчиков, должна была стоить 1000 долларов (почти 8600 долларов в нынешних ценах). При этом ее можно было использовать только один раз. Для сравнения, доставка аналогичного груза авиацией в конце пятидесятых обходилась армии не более чем в 700 долларов.
Испытания наглядно показали, что необычное логистическое средство принципиально справляется с возложенными на него задачами, но при этом не показывает достаточные летные, технические и экономические характеристики. В существующем виде комплекс Lobber не представлял интереса для армии. Командование сухопутных войск отказалось от дальнейшей поддержки проекта и решило снабжать войска привычными методами, пусть даже и связанными с известными рисками.
С определенного времени проектом «Лоббер» интересовались Корпус морской пехоты и военно-морские силы. КМП, как и армия, нуждался в средствах снабжения удаленных отрезанных подразделений. Флот, в свою очередь, планировал заказать специальную противолодочную модификацию новой ракеты. Также, по некоторым данным, прорабатывалась возможность оснащения ракеты зарядом тушащего порошка. В такой комплектации она могла бы использоваться пожарными. Тем не менее, после отказа армии все варианты доработки проекта остались без будущего.
Работы по проекту Lobber завершились в первых месяцах 1959 года. Стартовый заказчик в лице армии США увидел реальные возможности ракетного комплекса и решил отказаться от него. Новых заказов не последовало. По причине отсутствия реальных перспектив проект закрыли, а всю документацию отправили в архив.
Проект Convair Lobber был первой и последней попыткой создания специальной транспортной баллистической ракеты для легких грузов, предпринятой американской промышленностью. Во второй половине пятидесятых годов в США прорабатывались и иные проекты подобных ракетных систем, но в этих случаях речь шла о перевозке людей и снаряжения. Концепция «Лоббера», в свою очередь, не получила прямого развития. Более о ней не вспоминали.
Интереснейший проект транспортной системы с доставкой грузов при помощи легкой баллистической ракеты, созданный компанией Convair, не вышел из стадии летных испытаний, но все же дал реальные результаты. Он наглядно показал все особенности подобных систем и дал возможность сделать необходимые выводы. Подобно множеству других смелых и необычных разработок, ракета Lobber позволила своевременно отказаться от развития не самого удачного и полезного направления.
По материалам сайтов:
http://designation-systems.net/
http://snafu-solomon.com/
https://flightglobal.com/
https://secretprojects.co.uk/
http://strangernn.livejournal.com/
http://youroker.livejournal.com/
Автор: Glenn Witcher