Город Вроцлав, бронзовые гномы и диорама битвы у Рацлавицы (часть 1)
Занятная штука эта наша жизнь. Например, приезжаешь куда-то и думаешь, что узнаешь одно, а узнаешь совсем другое, да еще такое, о чем бы иначе вовсе никогда бы и не узнал. Вот и со мной такое произошло прошлым летом, когда я вместе с группой туристов из России оказался в старинном польском городе Вроцлаве. Здесь на ВО я уже рассказывал о разных интересных моментах, связанных с посещением замков в Чехии, крепости и музеев города Брно, Оружейной палаты в Дрездене, города-музея Майсен, а вот теперь дошла очередь и до Вроцлава. Причем, разумеется, с уклоном в тему именно «Военного обозрения».
Собор Иоанна Крестителя.
А это Прусский королевский дворец и тоже музей, который рассказывает о тысячелетней истории города Вроцлава.
По словам гида, Польша 80-х годов XX века представляла собой малоприятное зрелище: всепоглощающая цензура, нарушения прав человека, пустые полки магазинов, лицемерие политиков и серая удушающая реальность. Все это вызвало рождение небольшого сообщества несогласных с режимом. Но действовать они решили не силой, а методами «оранжевой революции», из-за чего общество и получило название «Апельсиновой Альтернативы». Поскольку милиция тут же замазывала появляющиеся то тут, то там на стенах антикоммунистические лозунги, члены «Альтернативы» начали рисовать на этих местах оранжевых гномов с цветами в руках.
Первый оранжевый гном был нарисован на трансформаторной будке 31 августа 1982 года. А вскоре их изображения появились на улицах уже всех пяти крупнейших польских городов. Так люди показывали, что они против власти, но привлечь их к ответственности по серьезным статьям было невозможно. Ну, это как сейчас в Каталонии, где все трансформаторные будки исписаны надписями «Каталония не Испания и «Fuck polizia!» Своего апогея интерес к этим гномам и «Альтернативе» достиг в День Защиты Детей 1 июня 1987 года. Тогда стражи социалистического правопорядка города Вроцлава принялись арестовывать активистов движения, раздававших прохожим конфеты на улице Свидницкой. В ответ на милицейский произвол толпа стала скандировать «Гномы существуют!». И вот это событие и вошло в польскую историю под названием «Революция гномов». Ну, а когда коммунистический режим в Польше пал, на улице Свидницкой в память об этом событии установили памятный знак в виде… бронзового гнома. И теперь они стоят по всему городу в самых разных местах и изображают гномов, занятых самыми разными делами, причем точного их количества не знает никто!
Самый первый памятный гном – «борец с тоталитарным режимом».
Вот она какая – эта диорама, вернее – здание, в котором она находится. Почему-то напоминает плетеную корзинку.
Прежде всего личное впечатление. Еще в 1962 году я впервые увидел «Севастопольскую панораму» Рубо, и также диораму «Штурм Сапун-горы» и они произвели на меня потрясающее впечатление. Музей-панорама «Сталинградская битва», вернее, то, что на ней нарисовано, не очень понравилось, а вот «Бородинская битва» - панорама просто потрясающая. Диорама «Героическая Пресня. 1905 год» показалась мне очень оригинальной. Там на предметном плане присутствуют человеческие фигуры, что вообще-то для диорам нетипично. А вот эта диорама тоже очень интересна. Она не такая многолюдная, как «Бородинская», однако нарисована просто мастерски.
Создана она была в 1893 – 1894 годах по заказу совета города Львова, принадлежавшего тогда Австро-Венгрии, в связи со столетием этой битвы. Длина живописного полотна 114 м, высота 15 м, диаметр диорамы 38 м.
Здание львовской панорамы в Стрыйском парке.
В 1944 году в результате бомбардировки Львова от немецких оккупантов получила повреждение. В 1946 году ее передали властям Польши и перевезли в город Вроцлав. Однако злоключения панорамы на этом не закончились. Экспонировать ее не стали, а свернули в рулон и спрятали в подвале Национального музея во Вроцлаве.
Польский художники неоднократно изображали эпизоды этой битвы, и почему так понятно. Бой под Рацлавицами. Рисунок Михала Стаховича, впервые опубликованный в 1894 г.
Причина заключалась в нежелании тогдашних властей социалистической Польши лишний раз демонстрировать Москве свою «нелояльность», поскольку демонстрацию панорамы, прославлявшей победу поляков над русскими (хотя бы и в эпоху Екатерины Великой), вполне можно было бы тогда расценить как недружественный акт. Поэтому с решением о строительства для нее нового здания все тянули и тянули. Только в 1980 году, в так называемый период «Солидарности», появилась возможность начать строительство во Вроцлаве нового здания для этой панорамы, а также саму реставрацию полотна, которая продолжалась до 1985 года, когда 14 июня панорама наконец-то была открыта.
Что касается истории самой этой битвы, то после знакомства с комплексом панорамы мне захотелось познакомиться с ней поподробнее. И вот что в итоге удалось про нее узнать.
Карта сражения из истории Ахтырского гусарского полка.
А было так, что немала часть польской шляхты, как и шляхты Великого княжества Литовского, хотя внешне выражала полную покорность Российской Империи, на самом деле готовилась поднять восстание, имея ввиду, что Франция, где в это время революция была на подъеме, поможет ей в борьбе с тиранией. Руководить восстанием был избран литовский шляхтич Тадеуш Костюшко, участвовавший в войне американских штатов против Англии за независимость. Восстание началось с того, что польский генерал Мадалинский отказался распустить конную бригаду, которой он командовал, после чего неожиданно напал на русский полк и захватил его полковую казну. После этого он разогнал прусский эскадрон, находившийся в Силезии, и двинулся на Краков. Уже 16 марта 1794 года жители Кракова провозгласили Тадеуша Костюшко диктатором, а он принес народу публичную присягу. Принятый тут же Акт восстания наделял его полномочиями верховного главнокомандующего всеми вооруженными силами Речи Посполитой и передавал ему в руки всю полноту власти в стране. Тут же и в Польше, и в Литве повсеместно начались мятежи. На что российский посол и командующий русскими войсками в Варшаве, генерал Игельстром, отреагировал немедленно и отправил против Мадалинского отряды под командованием Денисова и Τορмасова; кроме того, в Польшу тут же вступили еще и прусские войска.
За что мне всегда нравились панорамы и диорамы, так это наличие предметного плана. Такие отличные макеты в натуральную величину, вот как здесь, например. Диорама «Битва под Рацлавицами».
А вот этот крест на этом самом месте стоял тогда, стоит он тут же и сейчас!
Один из памятников на поле брани, воздвигнутый уже в наши дни.
Продолжение следует…
Собор Иоанна Крестителя.
А это Прусский королевский дворец и тоже музей, который рассказывает о тысячелетней истории города Вроцлава.
По словам гида, Польша 80-х годов XX века представляла собой малоприятное зрелище: всепоглощающая цензура, нарушения прав человека, пустые полки магазинов, лицемерие политиков и серая удушающая реальность. Все это вызвало рождение небольшого сообщества несогласных с режимом. Но действовать они решили не силой, а методами «оранжевой революции», из-за чего общество и получило название «Апельсиновой Альтернативы». Поскольку милиция тут же замазывала появляющиеся то тут, то там на стенах антикоммунистические лозунги, члены «Альтернативы» начали рисовать на этих местах оранжевых гномов с цветами в руках.
Первый оранжевый гном был нарисован на трансформаторной будке 31 августа 1982 года. А вскоре их изображения появились на улицах уже всех пяти крупнейших польских городов. Так люди показывали, что они против власти, но привлечь их к ответственности по серьезным статьям было невозможно. Ну, это как сейчас в Каталонии, где все трансформаторные будки исписаны надписями «Каталония не Испания и «Fuck polizia!» Своего апогея интерес к этим гномам и «Альтернативе» достиг в День Защиты Детей 1 июня 1987 года. Тогда стражи социалистического правопорядка города Вроцлава принялись арестовывать активистов движения, раздававших прохожим конфеты на улице Свидницкой. В ответ на милицейский произвол толпа стала скандировать «Гномы существуют!». И вот это событие и вошло в польскую историю под названием «Революция гномов». Ну, а когда коммунистический режим в Польше пал, на улице Свидницкой в память об этом событии установили памятный знак в виде… бронзового гнома. И теперь они стоят по всему городу в самых разных местах и изображают гномов, занятых самыми разными делами, причем точного их количества не знает никто!
Самый первый памятный гном – «борец с тоталитарным режимом».
Вот она какая – эта диорама, вернее – здание, в котором она находится. Почему-то напоминает плетеную корзинку.
Прежде всего личное впечатление. Еще в 1962 году я впервые увидел «Севастопольскую панораму» Рубо, и также диораму «Штурм Сапун-горы» и они произвели на меня потрясающее впечатление. Музей-панорама «Сталинградская битва», вернее, то, что на ней нарисовано, не очень понравилось, а вот «Бородинская битва» - панорама просто потрясающая. Диорама «Героическая Пресня. 1905 год» показалась мне очень оригинальной. Там на предметном плане присутствуют человеческие фигуры, что вообще-то для диорам нетипично. А вот эта диорама тоже очень интересна. Она не такая многолюдная, как «Бородинская», однако нарисована просто мастерски.
Создана она была в 1893 – 1894 годах по заказу совета города Львова, принадлежавшего тогда Австро-Венгрии, в связи со столетием этой битвы. Длина живописного полотна 114 м, высота 15 м, диаметр диорамы 38 м.
Здание львовской панорамы в Стрыйском парке.
В 1944 году в результате бомбардировки Львова от немецких оккупантов получила повреждение. В 1946 году ее передали властям Польши и перевезли в город Вроцлав. Однако злоключения панорамы на этом не закончились. Экспонировать ее не стали, а свернули в рулон и спрятали в подвале Национального музея во Вроцлаве.
Польский художники неоднократно изображали эпизоды этой битвы, и почему так понятно. Бой под Рацлавицами. Рисунок Михала Стаховича, впервые опубликованный в 1894 г.
Причина заключалась в нежелании тогдашних властей социалистической Польши лишний раз демонстрировать Москве свою «нелояльность», поскольку демонстрацию панорамы, прославлявшей победу поляков над русскими (хотя бы и в эпоху Екатерины Великой), вполне можно было бы тогда расценить как недружественный акт. Поэтому с решением о строительства для нее нового здания все тянули и тянули. Только в 1980 году, в так называемый период «Солидарности», появилась возможность начать строительство во Вроцлаве нового здания для этой панорамы, а также саму реставрацию полотна, которая продолжалась до 1985 года, когда 14 июня панорама наконец-то была открыта.
Что касается истории самой этой битвы, то после знакомства с комплексом панорамы мне захотелось познакомиться с ней поподробнее. И вот что в итоге удалось про нее узнать.
Карта сражения из истории Ахтырского гусарского полка.
А было так, что немала часть польской шляхты, как и шляхты Великого княжества Литовского, хотя внешне выражала полную покорность Российской Империи, на самом деле готовилась поднять восстание, имея ввиду, что Франция, где в это время революция была на подъеме, поможет ей в борьбе с тиранией. Руководить восстанием был избран литовский шляхтич Тадеуш Костюшко, участвовавший в войне американских штатов против Англии за независимость. Восстание началось с того, что польский генерал Мадалинский отказался распустить конную бригаду, которой он командовал, после чего неожиданно напал на русский полк и захватил его полковую казну. После этого он разогнал прусский эскадрон, находившийся в Силезии, и двинулся на Краков. Уже 16 марта 1794 года жители Кракова провозгласили Тадеуша Костюшко диктатором, а он принес народу публичную присягу. Принятый тут же Акт восстания наделял его полномочиями верховного главнокомандующего всеми вооруженными силами Речи Посполитой и передавал ему в руки всю полноту власти в стране. Тут же и в Польше, и в Литве повсеместно начались мятежи. На что российский посол и командующий русскими войсками в Варшаве, генерал Игельстром, отреагировал немедленно и отправил против Мадалинского отряды под командованием Денисова и Τορмасова; кроме того, в Польшу тут же вступили еще и прусские войска.
За что мне всегда нравились панорамы и диорамы, так это наличие предметного плана. Такие отличные макеты в натуральную величину, вот как здесь, например. Диорама «Битва под Рацлавицами».
А вот этот крест на этом самом месте стоял тогда, стоит он тут же и сейчас!
Один из памятников на поле брани, воздвигнутый уже в наши дни.
Продолжение следует…
Автор: kalibr