В дебрях колючей проволоки. Ч.2
Продолжим говорить о позиционной обороне на Русском фронте Первой мировой войны и ее элементах (см. В дебрях колючей проволоки. Ч.1). Важнейшим ее элементом являлись пулеметы.
Пулеметы, обладавшие столь значимым для позиционной обороны качеством (по сравнению с винтовками) как кучность огня, устанавливались на наиболее тактически важных и угрожаемых позициях (на обратных скатах высот и направлениях вероятного наступления противника) и флангах (что позволяло сконцентрировать перекрестный огонь пулеметов). В идеале старались осуществить огневой охват наступающего.
Пулеметы могли вкрапляться в стрелковые позиции или устанавливаться самостоятельно (т. е. отдельно – в основном повзводно; в этом случае сооружались специальные пулеметные окопы).
Немецкие проволочные заграждения на стальных пружинах
По проволоке иногда пускали электрический ток, придававший заграждению еще большую силу.
Русская армия также применяла такие заграждения, хотя и в меньшем масштабе. Первый опыт создания электрических проволочных заграждений был осуществлен на Юго-Западном фронте подвижной автомобильной электростанцией, которая была установлена на 2-тонном грузовике и приспособлена для выработки тока напряжением в 230 вольт. Установленный на грузовике трансформатор позволял повышать напряжение до 2400 вольт. На фронте станция была поставлена в дер. Глубочек-Вельки и электризовала проволочные заграждения, построенные около с. Куровце.
Рижский участок 12-й армии Северного фронта обеспечивался 4 автомобильными электростанциями высокого напряжения – они питали сеть длиной свыше 12 километров (а считая с кабелем - свыше 50-ти километров). Электрические заграждения были установлены на первой линии второго рубежа Рижских позиций, на участке от Сухой Двины до Заринского узла включительно. Заграждения проверялись ежедневно и содержались в постоянной боевой готовности к применению по требованию начальников боевых участков. Установлены они были на одном или двух рядах кольев, в зависимости от местной специфики и характера обычных проволочных сетей. Питающие сеть кабели прокладывались частью на столбах, но, в основном, (для защиты от разрывов) под землей. Распределители помещались в блиндажах. Между распределителями, электрическими станциями и войсковыми частями на позициях было установлено телефонное сообщение. Для ремонта машин, приборов, для хранения запасного имущества, в Риге были созданы мастерская, гараж для автомобилей и склад предметов оборудования электрических автомобильных станций и электрических проволочных заграждений. Обслуживались сети специальными электротехническими командами.
Кроме того, по решению начальника штаба 12-й армии, были произведены работы по созданию электрических защитных препятствий на ближайших подступах к Риге - в районе ближайших к городу позиций. В первую очередь были установлены электрические заставы у дорог, ведущих в Ригу - на Митавском шоссе, Длинной дороге, Баусском шоссе, Калнецемском шоссе, Шлокском шоссе (в местах, которые трудно было обойти). Одновременно ставились электризованные препятствия у мостов через р. Двину в Риге. По окончании этих работ перешли к соединению отдельных электризованных участков в единую систему электрических заграждений. Питать электрическим током эти заграждения предполагалось от городской центральной электростанции - через 4 трансформаторные подстанции.
Проволочные сети зачастую соединялись с волчьими ямами. Данное искусственное препятствие глубиной более 2 м, имело на дне заостренный кол, вбитый в землю. Ямы располагались в шахматном порядке в несколько рядов - причем в промежутках также вбивались колья (на последние натягивались проволочные сети).
Засека из сучьев, переплетенных колючей проволокой
Палисад строился из заостренных бревен, которые одно близ другого закапывались в землю и между собой связывались горизонтальными досками, которые прибивались со стороны обороняющегося. Препятствие напоминало забор и находилось, как правило, перед позициями - во рву.
Рогатка состояла из 2-3 жердевых крестовин (высота до 107 см) и поперечины, которая их связывала (длиной 1 – 1,5 м). По ребрам и диагоналям рогатка оплеталась колючей проволокой. Для затруднения растаскивания, между собой рогатки также скреплялись колючей проволокой. Рогатка была мобильным заграждением, применялась для ремонта стационарных проволочных заграждений, блокировала проходы в проволочных заграждениях.
Окончание следует
Пулеметы, обладавшие столь значимым для позиционной обороны качеством (по сравнению с винтовками) как кучность огня, устанавливались на наиболее тактически важных и угрожаемых позициях (на обратных скатах высот и направлениях вероятного наступления противника) и флангах (что позволяло сконцентрировать перекрестный огонь пулеметов). В идеале старались осуществить огневой охват наступающего.
Пулеметы могли вкрапляться в стрелковые позиции или устанавливаться самостоятельно (т. е. отдельно – в основном повзводно; в этом случае сооружались специальные пулеметные окопы).
Немецкие проволочные заграждения на стальных пружинах
По проволоке иногда пускали электрический ток, придававший заграждению еще большую силу.
Русская армия также применяла такие заграждения, хотя и в меньшем масштабе. Первый опыт создания электрических проволочных заграждений был осуществлен на Юго-Западном фронте подвижной автомобильной электростанцией, которая была установлена на 2-тонном грузовике и приспособлена для выработки тока напряжением в 230 вольт. Установленный на грузовике трансформатор позволял повышать напряжение до 2400 вольт. На фронте станция была поставлена в дер. Глубочек-Вельки и электризовала проволочные заграждения, построенные около с. Куровце.
Рижский участок 12-й армии Северного фронта обеспечивался 4 автомобильными электростанциями высокого напряжения – они питали сеть длиной свыше 12 километров (а считая с кабелем - свыше 50-ти километров). Электрические заграждения были установлены на первой линии второго рубежа Рижских позиций, на участке от Сухой Двины до Заринского узла включительно. Заграждения проверялись ежедневно и содержались в постоянной боевой готовности к применению по требованию начальников боевых участков. Установлены они были на одном или двух рядах кольев, в зависимости от местной специфики и характера обычных проволочных сетей. Питающие сеть кабели прокладывались частью на столбах, но, в основном, (для защиты от разрывов) под землей. Распределители помещались в блиндажах. Между распределителями, электрическими станциями и войсковыми частями на позициях было установлено телефонное сообщение. Для ремонта машин, приборов, для хранения запасного имущества, в Риге были созданы мастерская, гараж для автомобилей и склад предметов оборудования электрических автомобильных станций и электрических проволочных заграждений. Обслуживались сети специальными электротехническими командами.
Кроме того, по решению начальника штаба 12-й армии, были произведены работы по созданию электрических защитных препятствий на ближайших подступах к Риге - в районе ближайших к городу позиций. В первую очередь были установлены электрические заставы у дорог, ведущих в Ригу - на Митавском шоссе, Длинной дороге, Баусском шоссе, Калнецемском шоссе, Шлокском шоссе (в местах, которые трудно было обойти). Одновременно ставились электризованные препятствия у мостов через р. Двину в Риге. По окончании этих работ перешли к соединению отдельных электризованных участков в единую систему электрических заграждений. Питать электрическим током эти заграждения предполагалось от городской центральной электростанции - через 4 трансформаторные подстанции.
Проволочные сети зачастую соединялись с волчьими ямами. Данное искусственное препятствие глубиной более 2 м, имело на дне заостренный кол, вбитый в землю. Ямы располагались в шахматном порядке в несколько рядов - причем в промежутках также вбивались колья (на последние натягивались проволочные сети).
Засека из сучьев, переплетенных колючей проволокой
Палисад строился из заостренных бревен, которые одно близ другого закапывались в землю и между собой связывались горизонтальными досками, которые прибивались со стороны обороняющегося. Препятствие напоминало забор и находилось, как правило, перед позициями - во рву.
Рогатка состояла из 2-3 жердевых крестовин (высота до 107 см) и поперечины, которая их связывала (длиной 1 – 1,5 м). По ребрам и диагоналям рогатка оплеталась колючей проволокой. Для затруднения растаскивания, между собой рогатки также скреплялись колючей проволокой. Рогатка была мобильным заграждением, применялась для ремонта стационарных проволочных заграждений, блокировала проходы в проволочных заграждениях.
Окончание следует
Автор: OAV09081974