Ещё одна колонна. Ещё один источник
В истории памятников прошлого памятные колонны, установленные в целях увековечивания каких-то важных государственных событий, имеют для культуры и науки особое значение. Все знают строки А.С. Пушкина про «Александрийский столп», англичане не мыслят свою Трафальгарскую площадь без колонны Нельсона, ну, а «колонна Траяна», как на ВО мы это уже отмечали, стала важным источником в изучении военного дела Римской империи эпохи императора Траяна. Однако это не единственный такой памятник, который очень наглядно показывает внешний вид римских воинов того времени. Дело в том, что в Риме есть и другая колонна – колонна Марка Аврелия и она также является очень важным для нас историческим источником. Ну, прежде всего скажем, что это колонна, выполненная в дорическом ордере, которая находится также в Риме на Площади колонны, названной так в ее честь. Воздвигнута она была в память о победе императора Марка Аврелия в Маркоманской войне, ну а ее прототипом, безусловно, послужила построенная более чем на полвека раньше колонна Траяна.
А вот так выглядит сегодня вся эта колонна целиком.
Начнем с того, что войны Траяна с даками (101–102; 105–106) были последними успешными войнами Рима, давшими ее столь значительные территориальные приращения. В дальнейшем Риму стало уже не до новых завоеваний. Требовалось удержать завоеванное. Поэтому основная часть легионов была рассредоточена вдоль границы империи, где вдобавок началось строительство протяженных линий укреплений. Казалось бы, что, упершись в стены римских пограничных крепостей, волны варваров, исторгаемых из причерноморских степей, должны были бы остановиться. Но нет – видимо нужда их была настолько велика, что они старались всячески преодолеть римскую границу, что постоянно приводило к пограничным столкновениям, как мелким, так и крупным.
Сохранность фигур в целом хуже, чем на колонне Траяна, но поскольку это горельеф – впечатление, за счет игры света и теней, они производят более сильное.
Вот и Маркоманская война (166–180 гг.) стала одной из таких войн Рима с германскими и сарматскими племенами, вызванная их передвижением на его восточных границах.
На этом барельефе колонны изображена римская конница, которая на западе в эпоху ранней империи набиралась в основном из кельтов. Оружием ее служил меч спата длиной 60-70 см, копье для метания, а для защиты тела – кольчуга, доспех из чешуек, аналогичный по покрою кольчуге, и овальный щит. Интересно, что шлемы у всадников украшают небольшие султаны. Возможно, что это было сделано специально для того, чтобы… польстить доверчивым варварам. Мол, даже у наших легионеров султанов на шлемах нет, а вот у вас есть! А много ли людям для счастья надо?!
Тогда маркоманы, квады, гермундуры, языги и ряд других племен воспользовались тем, что Римская империя оказалась в тяжелом положении из-за Парфянской войны 161–166 годов и последовавшей за ней эпидемии чумы и неурожайными годами в Италии. Нарушив рейнско-дунайскую границу империи, они смогли пройти в Италию и в 169 году во главе с вождем маркоманов – Балломаром, у Карнунта уничтожить почти 20 000 римскую армию. Затем они совершили глубокий рейд в глубь империи: подвергли осаде крепость Аквилея и сумели разрушить город Опитергий. Только в конце 169 года император Марк Аврелий смог остановить натиск маркоманов и их союзников. Однако смерть его соправителя, Луция Вера, вызвала внутриполитический кризис, из-за которого только лишь в 172–174 гг., и то с немалым трудом набрал новые легионы, которые пришлось пополнять рабами и варварами. Война, тем не менее, шла с переменным успехом. В 175 году произошло восстание наместника Сирии Авидия Кассия, поэтому римляне вынуждены были отказаться от новых попыток расширения своих границ. Тем не менее, можно считать, что в целом для римлян эта война закончилась не так уж и плохо: по мирному соглашению 175 года, племена маркоманов были вынуждены признать римский протекторат. Кроме того, римляне все же отобрали у них хоть и узкую, но все-таки полоску земли вдоль границы. При этом около 25 000 варваров пополнили ряды римской армии.
Последнему году Маркоманской войны посвящен фильм Ридли Скотта «Гладиатор». Там много всего нафантазировано, но вот на этом кадре из этого кинофильма все очень реалистично: справа легионеры в сегментных лориках и с прямоугольными щитами, слева – восточные лучники в конических шлемах и кольчугах. Последние, правда, все-таки немного коротковаты…
Поскольку к XVI веку статуя Марка Аврелия была каким-то образом утеряна, римский папа Сикст V в 1589 году распорядился, чтобы архитектор Доменико Фонтана провел реставрацию колонны. Тот установил на ней скульптуру апостола Павла, а на пьедестале сделал надпись о проделанной им работе, в которой почему-то спутал имена императоров и назвал ее колонной Антонина Пия.
А вот так выглядит сегодня вся эта колонна целиком.
Начнем с того, что войны Траяна с даками (101–102; 105–106) были последними успешными войнами Рима, давшими ее столь значительные территориальные приращения. В дальнейшем Риму стало уже не до новых завоеваний. Требовалось удержать завоеванное. Поэтому основная часть легионов была рассредоточена вдоль границы империи, где вдобавок началось строительство протяженных линий укреплений. Казалось бы, что, упершись в стены римских пограничных крепостей, волны варваров, исторгаемых из причерноморских степей, должны были бы остановиться. Но нет – видимо нужда их была настолько велика, что они старались всячески преодолеть римскую границу, что постоянно приводило к пограничным столкновениям, как мелким, так и крупным.
Сохранность фигур в целом хуже, чем на колонне Траяна, но поскольку это горельеф – впечатление, за счет игры света и теней, они производят более сильное.
Вот и Маркоманская война (166–180 гг.) стала одной из таких войн Рима с германскими и сарматскими племенами, вызванная их передвижением на его восточных границах.
На этом барельефе колонны изображена римская конница, которая на западе в эпоху ранней империи набиралась в основном из кельтов. Оружием ее служил меч спата длиной 60-70 см, копье для метания, а для защиты тела – кольчуга, доспех из чешуек, аналогичный по покрою кольчуге, и овальный щит. Интересно, что шлемы у всадников украшают небольшие султаны. Возможно, что это было сделано специально для того, чтобы… польстить доверчивым варварам. Мол, даже у наших легионеров султанов на шлемах нет, а вот у вас есть! А много ли людям для счастья надо?!
Тогда маркоманы, квады, гермундуры, языги и ряд других племен воспользовались тем, что Римская империя оказалась в тяжелом положении из-за Парфянской войны 161–166 годов и последовавшей за ней эпидемии чумы и неурожайными годами в Италии. Нарушив рейнско-дунайскую границу империи, они смогли пройти в Италию и в 169 году во главе с вождем маркоманов – Балломаром, у Карнунта уничтожить почти 20 000 римскую армию. Затем они совершили глубокий рейд в глубь империи: подвергли осаде крепость Аквилея и сумели разрушить город Опитергий. Только в конце 169 года император Марк Аврелий смог остановить натиск маркоманов и их союзников. Однако смерть его соправителя, Луция Вера, вызвала внутриполитический кризис, из-за которого только лишь в 172–174 гг., и то с немалым трудом набрал новые легионы, которые пришлось пополнять рабами и варварами. Война, тем не менее, шла с переменным успехом. В 175 году произошло восстание наместника Сирии Авидия Кассия, поэтому римляне вынуждены были отказаться от новых попыток расширения своих границ. Тем не менее, можно считать, что в целом для римлян эта война закончилась не так уж и плохо: по мирному соглашению 175 года, племена маркоманов были вынуждены признать римский протекторат. Кроме того, римляне все же отобрали у них хоть и узкую, но все-таки полоску земли вдоль границы. При этом около 25 000 варваров пополнили ряды римской армии.
Последнему году Маркоманской войны посвящен фильм Ридли Скотта «Гладиатор». Там много всего нафантазировано, но вот на этом кадре из этого кинофильма все очень реалистично: справа легионеры в сегментных лориках и с прямоугольными щитами, слева – восточные лучники в конических шлемах и кольчугах. Последние, правда, все-таки немного коротковаты…
Поскольку к XVI веку статуя Марка Аврелия была каким-то образом утеряна, римский папа Сикст V в 1589 году распорядился, чтобы архитектор Доменико Фонтана провел реставрацию колонны. Тот установил на ней скульптуру апостола Павла, а на пьедестале сделал надпись о проделанной им работе, в которой почему-то спутал имена императоров и назвал ее колонной Антонина Пия.
Автор: kalibr