«Помни, что и ты смертен!»
Уже в глубокой древности, а именно в эпоху палеолита, у людей сложились три группы мистических верований, вошедших во все основные религии мира – анимизм, тотемизм и магия. «Душа моя поет!» – это анимизм, фамилии Волков, Синицын, Кобылин – тотемизм, ну а известная всем студенческая «халява приди» – типичная, пусть и очень примитивная магия. Ну, а жить в сложном мире духов и богов людям помогал церемониал. Праздники в честь богов и богинь должны были их умилостивить. Жертвы, подчас, кровавые – накормить. Ну и, конечно, все эти церемонии сильно действовали и на «простой народ», внушали ему покорность или напротив – заставляли его ликовать, когда это требовалось власть предержащим. 
Арка императора Траяна в Беневенто, Италия.
 
Но если в начале праздником было возвращение любого войска в Рим. То со временем триумф стал своего рода отличием и допускался при наличии ряда условий. Триумф стал считаться высшей наградой для военачальника, удостоиться которой он мог только в том случае, если имел сенатский жезл – imperium (лат. - власть), наделявший его широчайшими полномочиями, и вел войну, не подчиняясь власти другого полководца. Впрочем, римская демократия позволяла награждать триумфом и обыкновенных должностных лиц (консулов, преторов, проконсулов и пропреторов), его мог получить диктатор и те, кому была дарована высшая власть (imperium extraordinarium) по особому постановлению народного собрания. Обычно быть или не быть триумфу решал сенат. Но иногда, если он отказывал военачальнику в триумфе, тот мог получить его обратившись к народному собранию. Такое произошло, например, в случае с Марцием Рутилом (первым из плебеев, который стал диктатором и удостоился триумфа в Риме).
Арка Тита Флавия Веспасиана в Риме.
 
В древнейшую эпоху своей истории Рим воевал со своими соседями, людьми такими же бедными, как и сами римляне. Поэтому и трофеи у них были самые простые: оружие, скот и пленные. Когда Рим начал вести войны с древними и богатыми государствами Востока, то победители стали привозить оттуда так много всякой добычи, что триумф растягивался на два-три дня, а триумф Траяна, прошедший в 107 году, был настолько пышным, что продолжался 123 дня. На специальных носилках, повозках и просто в руках воины и рабы несли и везли захваченное оружие, знамена, макеты взятых городов и крепостей, и статуи поверженных божеств, захваченные в разоренных храмов. Вместе с трофеями несли таблицы с текстами, рассказывающими о подвигах римского оружия или поясняющими что, собственно, представляют собой проносимые перед публикой предметы. Иной раз это могли быть даже разные невиданные звери из покоренных стран, и редкие произведения искусства. Не стоит удивляться, что из Греции, Македонии и других стран эллинистической культуры вывозилось огромное количество художественных ценностей, драгоценной посуды, золотые и серебряные монеты в сосудах и слитки драгоценных металлов. Несли в процессии и золотые венки, которые триумфатор получал в разных городах. Так, во время триумфа Эмилия Павла таких венков было 400, а Юлию Цезарю в честь его побед над Галлией, Египтом, Понтом и Африкой таких венков было преподнесено… около 3000! И это не за все названные победы, а за каждую из них!
Барельеф с арки Тита Флавия Веспасиана, изображающий триумфальное шествие с трофеями из захваченного им Иерусалима.
В обязательном порядке в процессии шествовали и белые жертвенные быки с позолоченными рогами, украшенные цветочными гирляндами в сопровождении жрецов и юношей в белых хитонах и также с венками на голове. Но едва ли не главным украшением триумфа в глазах римлян были не быки и захваченные трофеи, а... знатные пленники: побежденные цари и члены их семей, а также их приближенные, и вражеские полководцы. Некоторых из этих пленников убивали по приказу триумфатора непосредственно во время триумфа в особой тюрьме на склоне Капитолия. В раннюю эпоху римской истории убийство пленных было самым обыкновенным явлением и имело характер человеческого жертвоприношения. Однако и впоследствии от этого обычая римляне не отказались. Именно так были умерщвлены царь Югурта и галльский вождь Верцингеторикс.
Триумфальная арка Септимия Севера на Римской форуме.
В эпоху империи триумфы стали достоянием одних только императоров. Ни с кем они славой делиться не хотели, иногда разрешая триумф разве что своим ближайшим родственникам. Полководцам разрешалось лишь надевать триумфальное одеяние (ornamenta, insignia triumphalia) и устанавливать свои статуи среди статуй предыдущих триумфаторов. Однако пожаловаться они не могли. Ведь официально император являлся главнокомандующим и, следовательно, полководец действовал от его лица и под его командой.
		Арка императора Траяна в Беневенто, Италия.
Но если в начале праздником было возвращение любого войска в Рим. То со временем триумф стал своего рода отличием и допускался при наличии ряда условий. Триумф стал считаться высшей наградой для военачальника, удостоиться которой он мог только в том случае, если имел сенатский жезл – imperium (лат. - власть), наделявший его широчайшими полномочиями, и вел войну, не подчиняясь власти другого полководца. Впрочем, римская демократия позволяла награждать триумфом и обыкновенных должностных лиц (консулов, преторов, проконсулов и пропреторов), его мог получить диктатор и те, кому была дарована высшая власть (imperium extraordinarium) по особому постановлению народного собрания. Обычно быть или не быть триумфу решал сенат. Но иногда, если он отказывал военачальнику в триумфе, тот мог получить его обратившись к народному собранию. Такое произошло, например, в случае с Марцием Рутилом (первым из плебеев, который стал диктатором и удостоился триумфа в Риме).
Арка Тита Флавия Веспасиана в Риме.
В древнейшую эпоху своей истории Рим воевал со своими соседями, людьми такими же бедными, как и сами римляне. Поэтому и трофеи у них были самые простые: оружие, скот и пленные. Когда Рим начал вести войны с древними и богатыми государствами Востока, то победители стали привозить оттуда так много всякой добычи, что триумф растягивался на два-три дня, а триумф Траяна, прошедший в 107 году, был настолько пышным, что продолжался 123 дня. На специальных носилках, повозках и просто в руках воины и рабы несли и везли захваченное оружие, знамена, макеты взятых городов и крепостей, и статуи поверженных божеств, захваченные в разоренных храмов. Вместе с трофеями несли таблицы с текстами, рассказывающими о подвигах римского оружия или поясняющими что, собственно, представляют собой проносимые перед публикой предметы. Иной раз это могли быть даже разные невиданные звери из покоренных стран, и редкие произведения искусства. Не стоит удивляться, что из Греции, Македонии и других стран эллинистической культуры вывозилось огромное количество художественных ценностей, драгоценной посуды, золотые и серебряные монеты в сосудах и слитки драгоценных металлов. Несли в процессии и золотые венки, которые триумфатор получал в разных городах. Так, во время триумфа Эмилия Павла таких венков было 400, а Юлию Цезарю в честь его побед над Галлией, Египтом, Понтом и Африкой таких венков было преподнесено… около 3000! И это не за все названные победы, а за каждую из них!
Барельеф с арки Тита Флавия Веспасиана, изображающий триумфальное шествие с трофеями из захваченного им Иерусалима.
В обязательном порядке в процессии шествовали и белые жертвенные быки с позолоченными рогами, украшенные цветочными гирляндами в сопровождении жрецов и юношей в белых хитонах и также с венками на голове. Но едва ли не главным украшением триумфа в глазах римлян были не быки и захваченные трофеи, а... знатные пленники: побежденные цари и члены их семей, а также их приближенные, и вражеские полководцы. Некоторых из этих пленников убивали по приказу триумфатора непосредственно во время триумфа в особой тюрьме на склоне Капитолия. В раннюю эпоху римской истории убийство пленных было самым обыкновенным явлением и имело характер человеческого жертвоприношения. Однако и впоследствии от этого обычая римляне не отказались. Именно так были умерщвлены царь Югурта и галльский вождь Верцингеторикс.
Триумфальная арка Септимия Севера на Римской форуме.
В эпоху империи триумфы стали достоянием одних только императоров. Ни с кем они славой делиться не хотели, иногда разрешая триумф разве что своим ближайшим родственникам. Полководцам разрешалось лишь надевать триумфальное одеяние (ornamenta, insignia triumphalia) и устанавливать свои статуи среди статуй предыдущих триумфаторов. Однако пожаловаться они не могли. Ведь официально император являлся главнокомандующим и, следовательно, полководец действовал от его лица и под его командой.
Автор: kalibr