Машины-амфибии Германии

Считается, что первую амфибийную машину в Германии создали в 1904 году. Ее изобретателем был шкипер из Северной Германии, оснастивший свою моторную лодку парой автомобильных мостов – передним имеющим управляемые, но не ведущие колеса и задним мостом с ведущими колесами (привод от двигателя моторной лодки). Этому шкиперу было выдано несколько патентов на «автомобильную лодку», однако она не получила развития в связи с очень низкой проходимостью, особенно на прибрежном грунте, так как имела ведущими были только задние колеса, то есть ее колесная формула амфибии была 4x2.

Предположительно данная «автомобильная лодка» (другими словами "Мобиль-бот") была длиной 7,2 метра и шириной 1,8 метра. Общая масса – 2 тонны. Мощность двигателя 28,0 лошадиных сил (20,6 кВт). Максимальная скорость движения по воде составляла 6,5 километров в час и обеспечивалась двумя гребными винтами (диаметр 320 мм). Условная энергетическая нагруженность винтов равнялась 128,2 кВт/м2.

При удельной мощности судна 10,3 кВт/т относительная скорость на воде составляла 0,51. Суммарный упор гребных винтов, по отношению к гидравлической площади винтов, равнялся приблизительно 23,57 кН/м2.

Больше о данной «автомобильной лодке» информации нет, кроме того, что ее забыли после очередного и скорее всего очень сильного застревания в прибрежной зоне Северного моря.

Несмотря на это ее появление, привело к созданию другой колесной амфибии "Гоппе-Кросс", которую создали для оснащения таможенной службы. Колесная формула новой амфибийной машины была 4x4, общая масса 4 тонны, мощность двигателя составляла 45 л.с. (33,12 кВт), он был скомпонован в средней части лодки. Мощность отбиралась с двух концов коленчатого вала: с переднего конца на вал гребного винта через вертикальный редуктор, вал и муфту, а с заднего через сцепление, вертикальную раздаточную коробку, валы и коробку передач на главные передачи ведущих мостов.

Необходимо отметить, что отбор мощности с пары концов коленчатого вала, хотя и усложнял конструкцию амфибии был рационален по нескольким причинам, главной из которых было то, что при такой схеме привод водоходного движителя получался независимым, то есть не был связан с передачами в коробке передач.


У автомобиля SG 6 имелся несущий металлический водоизмещающий корпус. Колесная формула – 4x4. Первоначально на SG 6 устанавливали 4-х цилиндровый двигатель Адлера, а позднее 6-ти цилиндровый двигатель Опеля. Механическая трансмиссия имела самоблокирующиеся дифференциалы, повышающие проходимость автомобиля. Кормовой гребной винт с места водителя убирался в нишу корпуса при выходе машины на сушу. Данную модель выпускали до 1944 года включительно. При этом общее количество автомобилей не превысило 1000 штук. Естественно, по результатам боевой эксплуатации в конструкцию автомобиля ежегодно вносились изменения, однако отследить их довольно трудно.

В одном из вариантов автомобиля двигатель и его системы компоновались в передней части корпуса, который имел ложкообразную форму, которая позволяла уменьшить сопротивление воды. В средней части были установлены сидения для водителя и четырех пассажиров и органы управления. В задней части размещался топливный бак объемом 60 литров и ниша, в которую во время движения по суше убирался гребной винт (три лопасти, диаметр 380 мм). Привод гребного винта от коробки отбора мощности, которая устанавливалась на коробке передач, смещался на 140 миллиметров к левому борту от продольной оси машины. При вертикальном расположении колонки цепного привода гребного винта это приводило к созданию поворачивающего момента отклонявшего автомобиль в правую сторону во время движения по воде. Смещение автомобиля вправо устранялось или поворотом влево передних управляемых колес, или поворотом колонки винта до совмещения оси с продольной осью автомобиля. Однако в обоих случаях устранение отклонения вело к снижению скорости на воде.

Когда колонки привода винта располагались вертикально, почти вся гидравлическая площадь винта находилась ниже плоскости днища автомобиля и им не экранировалась. Это обеспечивало подтекание к гребному винту воды, однако увеличивало вероятность его повреждения во время движения по мелководью, выходе из воды на берег и входе в нее. В связи с этим на нижней части картера колонки устанавливался защитный костыль, который защищал винт от поломки в случае контакта с подводными препятствиями, и не приводил к его уборке в нишу корпуса. Поэтому если не были известны условия на берегу, выход из воды и вход в нее производился при убранном винте за счет тяги ведущих колес автомобиля. Винт опускали в рабочее положение только после того как автомобиль полностью всплывал. Однако это во многих случаях не обеспечивало преодоления береговой полосы.

При мощности 40,48 кВт двигателя автомобиля условная энергетическая нагруженность винта составляла 357,28 кВт/м2 что обеспечивало движение на спокойной глубокой воде со скоростью до 12 км/ч. Относительная скорость при этом (число Фруда по водоизмещению) равнялась 0,92. Управление во время движения на воде обеспечивалось изменением положения передних управляемых колес. Данный способ поворота гарантировал хорошую управляемость во время движения с достаточно большими или максимальной скоростями. При движении на малой скорости управляемость машины была недостаточной, особенно на реке имеющей заметную скорость течения.

Подвеска колес – независимая с качанием рычагов в поперечной плоскости. Спиральные пружины являлись упругими элементами подвески. Максимальная скорость на шоссе при удельной мощности 17,6 кВт/т равнялась 105 километров в час.

Массово-габаритные параметры: полная масса – 2,3 тонны, грузоподъемность – 0,8 тонны, длина – 4,93 м, ширина -1,86 м, колесная база – 2,430 м, колея – 1,35 м, дорожный просвет - 30 см.



Самой распространенной моделью этой небольшой амфибийной машины была VW 166. Ее общая полная масса равнялась 1345 килограммам, грузоподъемность – 435 килограммам. Колесная формула – 4х4. Карбюраторный двигатель мощностью 18,4 кВт (частота вращения 3000 об/мин) имел заднее расположение.

Мощность двигателя снималась с двух концов его коленчатого вала. С одного конца для подведения ко всем ведущим колесам автомобиля (через механическую трансмиссию). С носка коленчатого вала мощность отбиралась через вал привода с муфтой и вертикальную трехрядную цепную передачу — к опущенному в рабочее нижнее положение трехлопастному гребному винту. В рабочем положении практически вся площадь гребного винта (диаметр 330 мм) находилась ниже плоскости днища автомобиля, защитный костыль винта – в 50 миллиметрах от поверхности грунта.

С одной стороны, такое расположение винта, практически не увеличивало сопротивления воды из-за его работы, не экранировало подтекание воды корпусом и, следовательно, увеличивало к.п.д. и тяговые характеристики винта при его работе за корпусом. С другой стороны, такое расположение значительно повышало вероятность повреждения винта во время движения по мелководью, при входе и выходе в воду и из нее.

Поэтому для предупреждения поломок винта при контакте с подводным грунтом его блок выполнялся откидывающимся в вертикальной плоскости. При этом происходило рассоединение кулачковой муфты и автоматически прекращалась подача мощности двигателя. После того как защитный костыль сходил с подводного препятствия блок гребного винта опускался в рабочее положение под действием собственной массы, а ведомая часть кулачковой муфты блокировалась с ведущей частью муфты под действием силы тяги винта. Ведущая часть муфты крепилась на вале привода. Вращение лопастей гребного винта происходило внутри защитного кольца. В верхней части защитного кольца располагался защитный козырек, который препятствовал подсосу к лопастям гребного винта атмосферного воздуха для исключения падения тяги. Весь блок гребного винта во время движения по суше поднимался в верхнее положение и стопорился на корпусе.

Беэдверная конструкция корпуса была рациональной. Корпус изготавливался из 1-миллиметровых стальных листов. Однако к его недостаткам необходимо отнести большое число уплотнений на надводных и подводных частях корпуса, что при их износе приводило к поступлению в корпус забортной воды. Другой особенностью корпуса было отсутствие колесных ниш экранировавших верхнюю часть колес и несколько увеличивающих запас плавучести автомобиля.

Автомобиль имел независимую подвеску всех колес с их качанием в продольной плоскости. Размер шин – 5,25х16. Торсионы выполняли роль упругих элементов подвески. Колея задних колес – 1230 миллиметров, передних – 1220 миллиметров. Габаритные размеры: длина – 3825 миллиметров, ширина – 1480 миллиметров, высота с установленным тентом – 1615 миллиметров. Дорожный просвет: под задним мостом – 245 миллиметров, под передним мостом - 240 миллиметров, под днищем - 260 миллиметров.

Максимальная скорость по шоссе – 80 километров в час (удельная мощность – 13,68 кВт/т, расход топлива - 8,5 литра на 100 километров). Максимальная скорость на спокойной глубокой воде – 10 километров в час. Число Фруда по водоизмещению - 0,84.

Основным конструктивным недостатком данного автомобиля, как и автомобилей Триппеля, было отсутствие возможности одновременно использовать работу ведущих колес и гребных винтов во время входа в воду, выхода из нее и плаванье на мелководье. Это существенно снижало проходимость в данных условиях.

В 1960-1964 годах в Мессинском проливе в рекламных целях были продемонстрированы опытные модели автомобилей «Фольксваген» имеющих закрытый кузов.



Колесная формула паромно-мостового автомобиля М2 – 4x4. Все управляемые колеса, оснащены независимой подвеской. Размер шин – 16.00х20.

Машина оснащалась двумя дизельными V-образными 8-ми цилиндровыми двигателями Deutz Model F8L714 (мощность каждого 131,0 кВт, максимальная частота вращения 2300 об/мин). Удельная мощность машины при движении по суше без груза – 5,95 кВт/т.

Собственный вес автомобиля 22 тыс. кг. Габаритные размеры при движении по суше в транспортном положении: длина – 11315 миллиметров, ширина - 3579 миллиметров, высота - 3579 миллиметров. База машины - 5350 миллиметров, колея задних колес – 2161 миллиметров, передних – 2130 миллиметров. Дорожный просвет – регулируемый, от 600 до 840 миллиметров. Ширина машины при развернутых аппарелях и опущенных дополнительных понтонах – 14160 миллиметров.

Максимальная скорость по трассе – 60 км/ч, запас хода по топливу – 1 тыс. км. Диаметр поворота – 25,4 м, относительный диаметр поворота, то есть диаметр, отнесенный к длине автомобиля – 2,24.

Движение по воде обеспечивалось работой двух 600-миллиметровых гребных винтов с подачей мощности от одного из двигателей (условная энергетическая нагруженность винта - 231,4 кВт/м2). Другой двигатель вращает 650-миллиметровый гребной винт, используемый для управления автомобилем на плаву (его условная энергетическая нагруженность – 394 кВт/м2). Кроме того, для управления на плаву использовались бортовые гребные винты.

Скорость движения машины по воде до 14 км/ч, запас хода по топливу – до 6 часов (число Фруда по водоизмещению – 0,74).

Опыт использования паромно-мостовых машин М2 дал возможность наметить основные направления модификации ее конструкции. На новом образце машины M2D предусматривалась установка бортовых мягких надувных емкостей позволивших повысить грузоподъемность до 70 тонн. На следующей модели – МЗ – направление движения на воде и суше было одинаковым (в машине М2 движение по воде осуществлялось кормой вперед). В колесных нишах для увеличения водоизмещения размещались надувные емкости. Кроме того, четыре пролетных съемных строения были заменены тремя с одновременным увеличением габаритов звена в линии моста.

Необходимо отметить, что в начале 70-х годов некоторые немецкие фирмы приступили к разработке военных амфибийных машин совместно с компаниями из других стран. Данный подход был удобен по многим соображениям, главным из которых была легализация работ в обход сохранившихся послевоенных ограничений на создание военной техники.

Например, германская фирма МАН и бельгийская компания БН разработали бронеавтомобиль SIBMAS. В основном он экспортировался в страны Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. На бронеавтомобиле может устанавливаться башня, имеющая различные комплекты вооружения.

Первый образец изготовили в 1976 году. Полная боевая масса – 18,5 тыс. кг. Колесная формула – 6x6. Габариты: длина – 7320 мм, ширина – 2500 мм, высота по крыше – 2240 мм, дорожный просвет - 400 мм.

Для изготовления корпуса машины использовались стальные бронелисты, которые обеспечивали защиту от пуль калибра 7,62 мм.

Отделение управления находилось в передней части, причем место механика-водителя, его органы управления и приборы наблюдения располагаются на продольной оси автомобиля.

За отделением управления размещались места командира экипажа и стрелка. Вариант бронетранспортера мог брать в отделение для десанта 11-13 человек.

В задней левой части корпуса находится моторно-трансмиссионное отделение. Двигатель – дизельный шестицилиндровый жидкостного охлаждения мощностью 235,5 кВт (D2566MTFG компании МАН). Удельная мощность машины равна 12,73 кВт/т.

Трансмиссия – 6-ти ступенчатая автоматическая коробка передач типа ZF. Подвеска – независимая.

Движение по воде обеспечивается или вращением всех колес, или при помощи двух гребных винтов, устанавливаемых вне корпуса за колесами третьей оси в корме. Скорость по глубокой спокойной воде – до 10 км/ч (число Фруда по водоизмещению - 0,546).

Скорость движения по суше – до 120 км/ч. 425-литровым топливным баком обеспечивался запас хода на 1000 км.

Фирмы Рейнметалл и Краусс-Маффей совместно с компанией FMC (США) В конце 70-х и начале 80-х годов разработали многоцелевую плавающую самоходную артустановку имеющую 105-миллиметровкю пушку-гаубицу. Базой послужил американский плавающий бронетранспортер М113А1 имеющий противопульное бронирование.

Боевая масса машины – 14 тыс. кг. Экипаж – 7 человек. Габариты машины: длина – 4863 миллиметра, ширина – 2686 миллиметров, высота – 1828 миллиметров, дорожный просвет – 432 миллиметров.

Вооружение машины составляли 105-миллиметровая пушка-гаубица (боекомплект на 45 выстрелов), 12,7-миллиметровый пулемет (боекомплект на 4000 патронов).

Дизельный двигатель фирмы Детройт мощностью 221 кВт имеющий жидкостное охлаждение и турбонаддув, обеспечивал установке удельную мощность 15,8 кВт/т. Данный силовой агрегат позволяет развивать максимальную скорость – 61 км/ч (по шоссе) и 63 км/ч (по воде). Движении по воде осуществлялось за счет вращения гусениц, верхняя ветвь которых помещалась в гидродинамический кожух. Число Фруда по водоизмещению - 0,36.

В 1973 году на вооружение бундесвера приняли боевую разведывательную плавающую машину "Лукс" с колесной формулой 8x8. В середине 1978 гожа была закончена поставка 408 БРМ заказанных бундесвером. Разработка «Лукса» началась на конкурентной основе приблизительно в 1965 году. В ней участвовали фирма Даймлер-Бенц, ведущая самостоятельную разработку данной машины по тех. заданию Минобороны ФРГ, и объединенная группа известных автокомпаний (Клокнер-Гумбольт-Дютц, Бюссинг, МАН, Крупп и Рейншталь-Хеншель), образовавшая специально для создания этой машины общее КБ.

В 1967 году провели первичные испытания экспериментальных образцов. Однако победителя конкурса выявлен не был. Обе машины – и объединенной группы компаний и фирмы Даймлер-Бенц – соответствовали большинству пунктов задания Минобороны ФРГ. В связи с этим оба конкурента продолжили вносить в машины улучшения, реализуя их в девяти последующих опытных образцах. Минобороны ФРГ в конце 1973 года сделало свой выбор и заключило договор с основным подрядчиком объединенной группы – компанией Рейншталь-Хеншель.



Полная боевая масса автомобиля – 14,5 тыс. кг. Габаритные размеры: длина – 6930 миллиметров, ширина – 3080 миллиметров, высота – 2400 миллиметров. Экипаж – 4 человека.

235,5 кВт дизельный двигатель обеспечивает машине высокую удельную мощность (16,0 кВт/т), повышает ее подвижность на местности и проходимость. Повышению проходимости машины также способствуют широкопрофильные бескамерные шины 20,5х25. Кроме того, все шины подключены к централизованной системе регулирования давления воздуха. Машина способна преодолевать подъемы до 35 градусов, вертикальную стену высотой до 50 см, канавы и рвы шириной до 1 м. Максимальная скорость движения по трассе – 80 километров в час при этом запас хода по топливу составляет 800 километров.

Вооружение машины – 20-миллиметровая автоматической пушкой, которая установлена на крыше полностью закрытого водоизмещающего корпуса. Для изготовления корпуса использованы листы броневой стали, которые обеспечивающего противопульную защиту оборудования и экипажа. Машина оснащается специальной аппаратуры, которая позволяет измерять глубину, ширину и скорость течения водных участков, а также крутизну берегов рек и характеристики грунтовых поверхностей их русел. Кроме того, данная аппаратура позволяет осуществлять топографическую привязку Kfz-APE на местности. На машине установлены современные средства связи, противопожарная система, фильтровентиляционная установка, несколько дымовых гранатометов, размещенных на его бортах снаружи корпуса, и водоотливными насосами, удаляющими забортную воду.

Максимальная скорость движения по воде – 12 км/ч (число Фруда по водоизмещению – 0,68) обеспечивается двуми четырехлопастными поворачивающимися гребными винтами с энергетической нагруженностью равной 892 кВт/м2, которые также используются для управления на плаву совместно с управляемыми передними колесами.

В начале 1990-х годов фирмой Тиссен-Хеншель был разработан и подготовлен серийный выпуск колесного 4x4 плавающего бронетранспортера «Кондор», который предназначен, в первую очередь, для импорта в страны Южной Америки, Малайзию и другие. В конструкции данной машины использовано большое количество агрегатов и узлов «Унимог» – автомобиля высокой проходимости.

Несущий водоизмещающий корпус автомобиля изготовлен из броневых катаных листов, защищает на расстояниях более 500 метров от пуль 12,7-мм, а также от небольших осколков мин и снарядов. При необходимости внутри корпуса создается небольшое избыточное давление воздуха, что совместно с фильтровентиляционной системой обеспечивает защищать от бактериологического и химического оружия.

В средней части крыши корпуса установлена одноместная вращающаяся башня, оснащенная 20-миллиметровой автоматической пушкой (боекомплект 200 снарядов) и 7,62-миллиметровый спаренным с ней пулеметом (боекомплект 500 выстрелов). С каждого борта корпуса установлено 4 дымовых гранатомета.

Кормовую и среднюю и часть корпуса занимает десантное отделение. Для посадки и высадки десанта используется кормовая дверь. Место механика-водителя находится в бронированной кабине, которая выступает относительно верхней части корпуса по левому борту вперед. Спереди кабины и по бортам имеются окна, которые закрываются броневыми крышками при необходимости. В крыше кабины имеется люк. За герметичной перегородкой справа от места механика-водителя находится моторно-трансмиссионное отделение. В нем установлен дизельный 124 кВт 6-ти цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения компании Даймлер-Бенц, его системы, а также некоторые агрегаты механической трансмиссии. Подвеска колес зависимая, колеса передней оси – управляемые.

Экипаж – 2 человека. Десант – 10 человек. Масса машины – 12,4 тыс. кг. Габаритные размеры: длина – 6500 миллиметров, ширина – 2470 миллиметров, высота – 2080 миллиметров. Дорожный просвет – 480 миллиметров. Максимальные скорости: 105 км/ч (по шоссе), 10 км/ч (по воде). Запас хода по дорогам по топливу – 900 километров.

В Германии, как и в других странах, кроме тяжелых, средних и легких амфибийных машин создавались и испытывались малогабаритные амфибийные транспортеры для перевозки небольших партий грузов различного назначения и типа в широком диапазоне условий движения. Данные машины использовались в основном на грунтовых поверхностях имеющих относительно низкие сцепные и несущие параметры.

Из данной группы машин в качестве примера необходимо привести три амфибийных малогабаритных транспортера - Solo 750, Chico и Allmobil Max 11. Allmobil Max 11 разрабатывался совместно с Соединенными Штатами.

Для данного типа транспортеров характерны открытые несущие корпуса, изготовленные из армированных пластиков, жестко связанные с корпусом неповоротные колеса, упрощенные конструкции ходовой части и трансмиссий.

Амфибийный транспортер Solo 750 (колесная формула 6x6) имеет водоизмещающий несущий корпус, изготовленный из армированной пластмассовой композиции. Толщина стенок – 5 миллиметров. В наиболее нагруженных местах стенки усилены металлическими вставками.

Собственная масса Solo 750 – до 220 килограмм, грузоподъемность – 230 килограмм, полная масса – 450 килограмм. Габаритные размеры: длина – 2130 миллиметров, ширина – 1420 миллиметров, высота – 960 миллиметров (без тента).

Предусмотрена установка 15,2 кВт 2-х тактного 2-х цилиндрового дизельного двигателя или 2-х цилиндрового бензинового двигателя мощностью 18,4 кВт с оппозитным расположением цилиндров (частота вращения 6000 об/мин). Удельная мощность при использовании бензинового двигателя составляет 40,88 кВт/т.

От двигателя крутящий момент передается на средние колеса, после чего цепными передачами на задние и передние колеса. Трансмиссия (реверсивная, бесступенчатая) позволяет двигаться со скоростью – 60 километров в час. Запас хода по топливу – 120 километров.

Изменение направления движения осуществляется при помощи торможения колес одного борта. Управление осуществлялось специальными рычагами. При этом двойным дифференциалом с двумя управляемыми фрикционными элементами обеспечивается плавное регулирование радиуса поворота, но не достигается прямолинейное устойчивое движение по грунтовым поверхностям, имеющим различное сопротивление движению по бортам.



Ленточные тормозные механизмы также управляются рычагами. При нажатии на ножную педаль передние колеса тормозятся, остальные колеса – через цепные передачи.

При жестком креплении колес к корпусу плавность хода обеспечивается благодаря широкопрофильным бескамерным шинам низкого давления. Удельное давление колес на грунт – до 35 кПа.

Скорость движения по воде достигает 5 километров в час. Движение осуществляется вращением колес. При этом число Фруда по водоизмещению – 0,5. При установке лодочного подвесного мотора скорость движения на глубокой спокойной воде увеличивается до 9 км/ч, число Фруда при этом увеличивается равно 0,91.

Другой амфибийный малогабаритный транспортер Chico являлся менее удачной моделью, поскольку имел колесную формулу 4x2, полную массу 2400 килограмм и грузоподъемность 1000 килограмм. Габаритные размеры: длина – 3750 миллиметров, ширина – 1620 миллиметров, высота – 1850 миллиметров. Транспортер имеет механическую трансмиссию. Как и в других моделях водоходным движителем являются колеса. По суше максимальная скорость составляет до 65 км/ч. При этом скорость на воде не очень большая, так как сила тяги создается только двумя колесами.

Транспортер Allmobil Max 11 разрабатывался в качестве амфибийного транспортного средства для служебного и личного использования. Данная машина разрабатывалась немецкой фирмой Allmobil совместно с американской компанией Recreatives Industries Ing. В 1966 году было начато мелкосерийное производство.

Колесная формула транспортера – 6x6, полная масса – 600 килограмм, грузоподъемность – 350 килограмм. Габаритные размеры: длина – 2320 миллиметров, ширина – 1400 миллиметров, высота – 800 миллиметров, дорожный просвет – 150 миллиметров, колея – 1400 миллиметров. Мощность двигателя, размещенного корпуса за сидениями пассажира и водителя в кормовой части – 13,3 кВт или 18,4 кВт. Удельная мощность транспортера 22,2 или 30,7 кВт/т соответственно. Двигатель обеспечивает с максимальную скорость до 50 км/ч.

Несущий корпус машины изготавливается из пластмассы. В местах подверженных наибольшим нагрузкам усилен. Все колеса транспортера, оснащенные широкопрофильными шинами низкого давления, жестко крепятся к корпусу. Удельное давление колес на грунт – от 20 до 30 кПа. Машина имеет бесступенчатую трансмиссию с цепным приводом всех колес. Кроме того, возможна установка трансмиссии с центробежным сцеплением и 5-ти ступенчатой коробки передач.

Ленточные тормозные механизмы с рычажным управлением применяются для торможения или изменения направления движения на воде и на суше за счет полной остановки или подтормаживания колес одного борта машины.

Движение по воде обеспечивают все колеса, при этом максимальная скорость составляет 5 км/ч (число Фруда по водоизмещению - 0,48).

Транспортер может иметь четыре или два сидения. В комплект электрооборудования входят Allmobil Max 11 необходимые осветительные и сигнальные приборы, которые обеспечивают машине статус дорожного транспортного средства.

В 1982 году в г. Ганновере на авиационной выставке впервые был представлен плавающий грузовик EWK Bizon, предназначенный для использования в разных гражданских сферах. Колесная формула двухосного автомобиля – 4x4, кабина управления на 2-3 человека.

Масса автомобиля – 11 тыс. кг, масса с грузом – 16 тыс. кг. Грузоподъемность на воде и на суше – 5 тыс. кг, но в некоторых случаях может увеличиваться до 7 тыс. кг. Габаритные размеры: длина – 9340 миллиметров, ширина – 2480 миллиметров, высота – 2960 миллиметров (по кабине), и 3400 миллиметров (по тенту). Удельная мощность – 14,7 кВт/т. Максимальную скорость движения – 80 км/ч. Запас хода по топливу 900 км.

V-образный, 8-ми цилиндровый, дизельный двигатель воздушного охлаждения, мощность которого составляет 235,5 кВт, скомпонован за кабиной управления над передней осью. Грузовая платформа находится за моторным отсеком. Двери кабины и откидные борта платформы расположены выше ватерлинии.

Движение по воде обеспечивает работа двух полноповоротных винтов, которые установлены в кормовой части. Изменением положения гребных винтов относительно продольной оси амфибийной грузовой машины обеспечивается хорошее управление на плаву, однако при этом наблюдается некоторое уменьшение скорости движения на циркуляции. Для снижения сопротивления воды, при котором увеличивается скорость движения по воде, на машине имеется система подъема колес. При этом максимальная скорость движения – 12 км/ч а запас хода – 80 км. Число Фруда по водоизмещению – 0,67.

На базе Bizon создали вариант ALF-2. На его грузовой платформе установлено два гидранта и дополнительное оборудование. Подача воды гидрантов – 4000 литров в минуту. Общая масса ALF-2 – 17 тыс. кг.

Примерно в тоже время разработали другой транспортный плавающий автомобиль – Amphitruck AT-400 предназначенный для рейдовой разгрузки судов. Данный автомобиль внешне похож на Bizon. Грузовая платформа позволяет размещать 20-тонные контейнеры с габаритами 6000x2400x2400 см. Габаритные размеры автомобиля допускают его переброску воздушным или железнодорожным транспортом.

Колесная формула – 4x4. Масса автомобиля с грузом – 43 тыс. кг.

Мощность дизельного двигателя равная 300 кВт (удельная мощность – 6,98 кВт/т) позволяет достигать скорость движение 40 км/ч (по шоссе). Запас хода по топливу - 300 км.

Габаритные размеры: длина – 12700 миллиметров, ширина – 3500 миллиметров, высота по кабине – 4000 миллиметров. Размеры грузового отсека: ширина – 2500 миллиметров, длина – 6300 миллиметров.

Все колеса автомобиля управляемые.

Максимальная скорость движения на глубокой спокойной воде не превышает 10 километров в час, число Фруда по водоизмещению при этом (или относительная скорость) составляет 0,475. Запас хода на воде по топливу до 80 километров.

В настоящей статье приводятся описания не всех амфибийных автомобилей, разрабатывавшихся в XX веке в Германии. Однако основные подходы к созданию подобных машин и достигнутые тех. характеристики рассмотрены. Вместе с тем данные материалы показывают, что немецким конструкторским бюро и промышленным предприятиям в прошлом веке удалось накопить достаточно большой опыт создания разнообразных по назначению и конструкции амфибийных гусеничных и колесных машин, тех. характеристики которых улучшались.

По материалам статьи "Амфибийные машины Германии" Алексей Степанов, журнал «Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра...», 2002
Автор: ulyakinmariupol