ЮАР. Белые вне закона, или Кто ждёт в Африке русских офицеров (часть 6)

В апреле 1902 года лидерам Трансвааля и Оранжевого государства стало ясно, что если не остановить войну, то африканеров как народа, в том числе и буров, просто не останется на планете как единицы. После крайне болезненных переговоров с главнокомандующим британскими оккупационными войсками Китчнером (создателем системы концлагерей в Южной Африке) и колониальным администратором Милнером, представители некогда свободных республик признали власть британской короны и лишились независимости.

При этом мирный договор, вошедший в историю под именем Феринихингского, гарантировал бурам амнистию, как и остальным африканерам, разрешал использование нидерландского языка, бурам гарантировалось в будущем создание автономного самоуправления и т.д. В этом же договоре значился крайне важный и симптоматический пункт под номером 8, в котором говорилось, что предоставление полных избирательных прав различным местным жителям зависит напрямую от их способности к самоуправлению (!). Повторяю, этот договор был подписан Британией.



Феринихингский договор

Чтобы более полно оценить как последствия этого пункта, так и само наличие его в договоре, кратко опишем ситуацию 1902 года. Регион находился в состоянии войны всех против всех и был тотально разорван.

Африканеры Трансвааля не понимали - почему африканеры Капской колонии и Наталя не восстали. Некоторые буры стали лояльны англичанам, уважая букву закона, как того требовали их представители. Националистично настроенные буры продолжали сопротивление, мутируя, как проигравшая сторона, согласно логике войны, в банды. Их порой преследовали даже сами уже сложившие оружие собратья, ставшие членами местных органов правопорядка. Это не считая англичан, живущих в Южной Африке, которые согласно договору получали все гражданские права.

Что же касается чернокожих африканцев, то здесь дела обстояли куда хуже. Из могилы постоянно вылезал к тому времени уже покойный Сесил Родс, который не только активно натравливал банту на буров, а отдельные племена банту друг на друга. Он яро противодействовал свободному перемещению чернокожих. Так, негры были лишены права свободного передвижения, а также права селиться в «белых» городах. Более того без разрешения «свыше» племена и их представители не могли вторгаться на земли других чернокожих племён. Это «как жуткое наследие апартеида» звучало крайне иронично, когда партия Манделы, состоявшая в основном из народа коса, АНК и партия зулусов «Инката» азартно резали друг друга на излёте режима.



Сесил Родс

Сам Сесил Родс вообще не считал, что необходимо как-либо интегрировать отсталые в правовом, промышленном и социальном развитии чернокожие африканские народы в современное общество по средству образовательных учреждений. Приведу слова самого яркого имперского британца Родса: «Учёный негр, господа, это крайне опасное существо!»

Британцы не особо изменили политике своего любимого магната. Посулив чернокожим племенам всевозможный хабар и права, в которых те, правда, ничего не понимали, они искусно под стать своему предшественнику натравливали их на буров. К примеру, генерал Роберт Баден-Пауэл, а тогда бывший палач одного из лидеров народа матабеле Увини, хорошо усвоил «уроки» Родса. Он сумел «соблазнить» племя баролонгов, когда буры осадили доверенный ему гарнизон Мафекинга. Из чёрных африканцев Баден-Пауэл сколотил отряд так называемых скаутов, вооружил огнестрельным оружием и отправил резать буров. Винтовки, доверенные баролонгам, стали единственной ценностью современного мира, до которой им довелось прикоснуться, как во время войны, так и после её завершения.



Британские скауты при Мафекинге

Таким образом, 8 пункт договора, действующий на территории, принадлежащей Британской короне, был призван сохранить сегрегацию в регионе, оставить разорванный регион под своим управлением, учитывая отсталость отдельных областей друг от друга, а также гарантировать безопасность и контроль над алмазными и прочими шахтами.

Не сказать, чтобы буры сильно противились этому пункту. Во-первых, они были загнанны в угол, балансируя на грани полного истребления. Во-вторых, никакой возможности интегрировать чернокожее население в современное общество не было. Дать образование и правовую базу людям, для которых только вчера верховным судьёй был вождь, а социальные обязанности отсутствовали даже перед собственными детьми (в культуре зулу того времени главное их плодить, а не воспитывать), не было ни кадровых, ни финансовых ресурсов. В-третьих, неприязнь к народам банту, явившимися в Южную Африку позже белых поселенцев (см. Часть 1), бродила в бурах ещё до войны, а уж после неё поселилась на уровне инстинкта, т.к. британцы постоянно использовали чернокожих в качестве лазутчиков и посыльных.

В 1909 году парламент Британии одобрил «Акт о Южной Африке», а 31 мая 1910 года состоялось провозглашение нового британского доминиона - «Южно-Африканского Союза» (Капская колония, Наталь, Трансвааль, бывшее Оранжевое государство).

Стоит отметить, что уже в 1911 году был введён так называемый «цветной барьер». В реальности он воплотился в изгнании с шахт белых (!), которым нужно было платить достойную зарплату. А на их место пришла дешёвая рабочая сила в виде чернокожих. Сказать, чтобы вездесущий Родс, будь он жив, от радости подпрыгнул бы до небес, не сказать ничего. Ведь именно он был не только «архитектором апартеида», но и основателем алмазодобывающей компании De Beers (сейчас ею владеет компания Anglo American). К тому же частное предпринимательство было сосредоточено в руках англичан.



"Тёмный апартеид" 60-х годов

С 1951 года власти обязали предпринимателей, нанимающих рабсилу из бантустанов, строить для них жильё. Расскажите это современным гастарбайтерам, которые без всякого апартеида обходятся. В 1958 году вводится закон об улучшении самоуправления чернокожих африканцев в бантустанах, направленный на скорейшее создание собственных правительств. В следующем 59-м «закон об инвестиционных корпорациях банту» создал механизм перевода капитала в бантустаны для создания там рабочих мест. В том же году прошло увеличение количества ВУЗов для чернокожих. И т.д., и т.п. Но подобные «мелочи» либо основательно забыты, либо замалчиваются, а на передний план выходят кричащие слова – «рабовладение» (которое как калька ложится на использование «гастарбайтеров»), «расизм» и прочее.



Беспорядки в современном ЮАР - зулу вышли "поддержать" своих кандидатов

При этом такие партии как «Инката», представляющие интересы народа зулу, вполне поддерживали систему разделения, опасаясь даже не белых, а своих же чёрных собратьев, к примеру, народ коса. Власти, несмотря на некоторую недальновидность, прекрасно понимали, что чёрное большинство не только агрессивно настроено против белого меньшинства, но и против друг друга – слишком глубоко сидели межплеменные разногласия. К тому же оппозиционно настроенные представители чёрных южноафриканцев, подбадриваемые товарищами из-за границы, которые и знать не хотели о тонкостях ЮАР, не располагали достаточным количеством кадров, чтобы управлять такой развитой страной. Но ЮАР, как конкурент, а вовсе не по причине апартеида, шельмовался в ООН вовсю. Попытки объяснить ситуацию с точки зрения Южной Африки натыкались на повальное доктринёрство.

Продолжение следует…