Советские проекты противокорабельных баллистических ракет

Для борьбы с кораблями противника могут использоваться различные вооружения, но ведущая роль в настоящее время принадлежит крылатым противокорабельным ракетам. В прошлом, однако, рассматривались и иные варианты противокорабельного оружия. В частности, изучался вопрос создания баллистической ПКР. В нашей стране было разработано несколько подобных проектов, ни один из которых, впрочем, не дошел до практического применения.

Идея баллистической ракеты, предназначенной для поражения крупных надводных кораблей, сформировалась к концу пятидесятых годов. К тому времени вероятные противники нашей страны успели построить многочисленные и мощные флоты, с которыми следовало бороться на дальних подступах. Уже существовали крылатые ракеты для дальних бомбардировщиков и подводных лодок, но их дальность полета не соответствовала актуальным требованиям. И самолет-носитель, и подлодка были бы вынуждены входить в зону обороны корабельной группы противника.

Очевидным выходом из сложившегося положения виделись баллистические ракеты подводных лодок. Имея небольшие габариты и массу, изделие такого класса могло лететь на дальность до нескольких тысяч километров. Благодаря этому появлялась возможность атаки корабельного соединения из безопасного района. К началу шестидесятых годов завершилось формирование новой концепции, что позволило перейти от исследований к опытно-конструкторской работе.

Проекты Д-5Т и Д-5Ж

Первым участником новой программы разработки баллистических ПКР для подлодок стало ленинградское ЦКБ-7 (ныне КБ «Арсенал» им. М.В. Фрунзе) во главе с П.А. Тюриным. С 1958 года эта организация разрабатывала комплекс Д-6 с принципиально новой твердотопливной ракетой. Изучение вопроса показало, что подобную ракету можно взять за основу для перспективной ПКР с достаточно высокими характеристиками. В результате этого стартовал проект с рабочим обозначением Д-5Т.


Сравнение ракет Р-27 и Р-27К (слева). Рисунок "Оружие отечественного флота. 1945-2000"


Для повышения дальности стрельбы, сопряженного с увеличением дистанции обнаружения цели, требовалась улучшенная головка самонаведения. Она отличалась большими размерами, и это привело к сокращению габаритов первой ступени в пользу второй. Уменьшение баков первой ступени могло привести к сокращению дальности полета до 1200 км. Также возникли серьезные проблемы с условиями работы систем. Головка самонаведения нового типа нуждалась в радиопрозрачном обтекателе, способном выдерживать высокие температуры во время спуска. При этом могло образовываться облако плазмы, как минимум, затрудняющее работу радиоэлектронных систем.

И все же в 1974 году СКБ-385 сумело решить часть проблем и представить аванпроект ракетного комплекса Д-13. Первая ступень ракеты, унифицированная с изделием Р-29, оснащалась баками для гептила и азотного тетраоксида, а также несла двигатель 4Д75. Вторая ступень не имела полноценной силовой установки и оснащалась только двигателями для маневрирования. В ней также располагались пассивная радиолокационная головка самонаведения с парой антенн, средства управления и специальная боевая часть. За счет совершенствования систем, сопровождавшегося уменьшением их габаритов, удалось увеличить запас топлива и довести дальность стрельбы до 1800 км.

Согласно аванпроекту, ракета Р-33 имела длину 13 м при диаметре 1,8 м. Стартовая масса во время проектирования неоднократно менялась в пределах от 26 до 35 т. В качестве носителя таких ракет на всем протяжении разработки рассматривались лодки проекта 667Б. Для использования противокорабельных ракет нового типа они должны были получать аппаратуру приема целеуказания и управления ракетой во время предстартовой подготовки.

Согласно планам семидесятых годов, вскоре проект должны были рассмотреть специалисты военного ведомства. Начало испытаний планировалось на конец семидесятых годов, и к середине следующего десятилетия комплекс Д-13 мог поступить на вооружение.

Однако этого не произошло. Заказчик проанализировал существующий проект и решил отказаться от него. В начале сентября 1975 года одним приказом были остановлены сразу два проекта – Д-5 / Р-27К и Д-13 / Р-33. Причины отказа от двух комплексов были одинаковыми. Они не показывали желаемые технические характеристики, реальная боевая эффективность ограничивалась характерными проблемами средств наведения, а наличие ядерной боевой части накладывало ограничения на развертывание.

ПКР на базе МБР наземного базирования

Как известно, межконтинентальная баллистическая ракета УР-100 изначально рассматривалась в качестве средства для решения разнообразных боевых задач в отличающихся условиях. Среди прочего, прорабатывалась модификация такой ракеты для размещения на подлодках. По некоторым данным, рассматривалась и возможность применения доработанной УР-100 в качестве противокорабельного оружия.


Ракета Р-29, на базе которой создавалось изделие Р-33. Фото Otvaga2004.ru


По имеющимся данным, что с определенного времени в ОКБ-52 под руководством В.Н. Челомея прорабатывался вопрос существующей МБР под особые задачи. Путем существенной переработки конструкции изделие УР-100 могло стать противокорабельной ракетой, отличающейся высочайшей дальностью стрельбы и особой мощностью боевой части. Впрочем, насколько известно, этот проект вместе с рядом других так и остался на стадии предварительной проработки. Полноценный проект не разрабатывался, и опытные ПКР на базе УР-100 не испытывались.

Однако известно, что в середине 1970 года состоялись два запуска экспериментальных ракет УР-100, оснащенных радиолокационными головками самонаведения. Возможно, эти тесты были прямо связаны с проработкой создания перспективной противокорабельной ракеты средней межконтинентальной дальности.

В некоторых источниках упоминается идея создания противокорабельной ракеты на базе «сухопутной» МБР комплекса «Тополь». Однако и в этом случае идеи не были реализованы. Более того, есть все основания считать, что подобного проекта или предложения никогда не существовало и фактически речь идет только о слухах.

***

По состоянию на конец пятидесятых годов Советский Союз сталкивался с определенными проблемами в деле борьбы с корабельными группировками вероятного противника. Существующее оружие, способное потопить крупные корабли, имело ограниченные характеристики и заставляло подводников или моряков рисковать. В таких условиях многообещающим средством борьбы с противником могли стать перспективные баллистические противокорабельные ракеты.

За несколько лет советская промышленность разработала целый ряд проектов подобного рода. Два проекта противокорабельной ПКР дошли до стадии полноценных конструкторских работ, а один из них даже довели до испытаний. В ходе проектов Д-5 и Д-13 были получены интересные результаты, но их практические перспективы оказались неоднозначными. Наличие ряда сложностей технического характера и ограниченные боевые возможности не позволяли в полной мере реализовать весь потенциал нового оружия.

Кроме того, на ходе работ негативно сказался успех в других областях. К моменту завершения проектирования ракеты Р-27К появились новые образцы авиационной техники, а также крылатые ракеты для авиации, кораблей и подводных лодок. Современное оружие такого рода по ряду параметров превосходило баллистические ПКР и делало их ненужными. В итоге от подобного оружия в нашей стране отказались. После 1975 года, когда военные решили закрыть проекты Д-5 и Д-13, новые системы такого рода у нас не разрабатывались.

По материалам:
http://makeyev.ru/
http://alternathistory.com/
http://rbase.new-factoria.ru/
http://nvo.ng.ru/
http://deepstorm.ru/
http://otvaga2004.ru/
http://defence.ru/
http://bastion-karpenko.ru/
Широкорад А.Б. Оружие отечественного флота. 1945-2000. Минск: Харвест, 2001.