Самые дорогие шлемы. Часть девятая. Гъермундбю: самый знаменитый шлем викингов
Среди шлемов о которых шла речь в цикле публикаций «Самые дорогие шлемы» до сих пор не было шлемов викингов. Хотя вот уж они-то самая настоящая редкость и потому, естественно, стоят очень дорого. Причем, множественное число здесь совершенно неуместно. Не стояли бы, а стоит, потому, что шлем точно принадлежавший викингу известен всего лишь один. И хотя археологам знакомы детали и от других шлемов викингов, только лишь один единственный шлем был найден в состоянии достаточном для его реконструкции и экспонирования. Поэтому хотя на нем нет драгоценных камней, да и выглядит он «не очень» это самое настоящее национальное сокровище Швеции и стоит он, разумеется, очень дорого. Только вот никому и в голову не приходит его продавать и покупать. Почему о шлеме викингов речь пошла лишь теперь? А вот почему: планируется книга, материал для которой собирался много лет и который дошел уже до стадии непосредственного написания. Но поскольку никогда не знаешь, когда ты ее закончишь и когда она будет издана, есть смысл познакомить с ее содержанием посетителей ВО заранее, то есть отдельными статьями. И так уж получилось, что по «шлему из Гъермундбю» на сегодня есть все. А раз так, то чего откладывать с публикацией этого материала? В дальнейшем будут опубликованы статьи и по происхождению народов Скандинавии, и будет рассказано о «викингах и кораблях» (ну как без этого?!) и много, о чем еще, дана историография этого интереснейшего вопроса истории и культуры, но пока всем этим материалам будет положено рассказом о самом обычном шлеме…
Шлем из Гъермундбю. (Исторический музей Норвегии в Осло)
В одном из предыдущих материалов этой серии уже рассказывалось о «шлемах с рогами» и, в частности, отмечалось, что никаких рогов на шлемах у викингов не было! Но что было, как они точно выглядели судить об этот до определенного времени ученые могли лишь на основании косвенных фактов, находок, которые можно было отнести именно к эпохе викингов в руках у них не было.
Шлем из Гъермундбю. Как видите вся левая половина шлема практически полностью отсутствует. (Исторический музей Норвегии в Осло)
Все изменилось 30 марта 1943 года, когда в Университет Олдсаксамлинга в Осло поступила информацию о том, что фермер по имени Ларс Гъермундбю нашел и раскопал огромную насыпь на своей земле недалеко от своей фермы Гъермундбю, в графстве Бускеруд, в южной Норвегии. Туда отправились опытные археологи и действительно обнаружили там большой курган 25 метров в длину, 1,8 м в высоту, и 8 метров в ширину в самом его широком месте. Большая часть насыпи была образована каменистой почвой; однако внутренняя часть средней части была выложена из крупных камней. Некоторые камни были найдены даже на поверхности насыпи. В средней части, примерно на один метр ниже поверхности и под каменным слоем, была обнаружена первая могила, получившая название Гъермундбю I. В 8 метрах от Гъермундбю I, в западной части насыпи была найдена вторая могила, Гъермундбю II. Обе могилы представляли собой погребения второй половины X века и затем подробно описаны Сигурдом Григом в монографии 1947 года.
Маска шлема из-за толщины металла из которого она была сделана сохранилась лучше всего. (Исторический музей Норвегии в Осло)
Считается также, что этот шлем произошел от шлемов вендельского периода и является доминирующим типом скандинавских шлемом до 1000 г. н.э., когда популярными стали конические шлемы с носовыми пластинками.
Шлем, кольчуга и прочие находки из погребения в кургане Гъермундбю в экспозиции Исторического музея Норвегии в Осло.
Итак, что же собой представляет это творение древних скандинавских кузнецов? Это изделие овальной формы, такое же, как и обычная человеческая голова. Размеры овала составляют 16,5 на 20 сантиметров. Шлем из Гъермундбю был выкован из железа толщиной полтора миллиметра, однако на полумаске толщина металла достигает трех миллиметров, что не удивительно, ведь и танковая лобовая броня бывает толще, чем в других местах. Варианты конструкции шлема на сегодня таковы: сегменты, образующие его купол, наклепаны под каркас шлема. Вариант: сегменты наклепаны поверх его каркаса. В этом случае становится понятно назначение выпуклого ребра жесткости на венце шлема – это дополнительное усиление креплений сегментов. Но какой из них самый правильный? Неизвестно!
Очень хорошая реконструкция «шлема из Гъермундбю» из кинофильма «И на камнях растут деревья». По сути на сегодня это один из лучших кинофильмов о викингах.
Полумаска, сохранившаяся из-за своей толщины лучше всего, была приклепана на шлем при помощи пяти заклепок, и украшена снаружи неким цветным, а возможно даже и драгоценным металлом. Поскольку это единственный шлем с полумаской из эпохи викингов, то все иные «реконструкции», как бы правдоподобно они не выглядели, будут являться всего лишь творческим вымыслом их авторов, не более. Интересно, что полумаска достигает лишь верхней губы воина и оставляет его рот и зубы открытыми. Никой защиты щек и шеи на шлеме нет. Известно, что в средние века к шлемам для этой цели подвешивали кольчужное полотно – бармицу, которую позже сменили пластинчатые нащечники и назатыльник. Причем нащечники были известны и на вендельских шлемах, но в данном случае следов кольчужной бармицы на шлеме викинга из Гъермундбю обнаружено не было. Нашли только два колечка на расстоянии в 3 сантиметра друг от друга на его ободе и все! Больше никаких следов крепления для остальных колец на шлеме найти не удалось. Ни одного отверстия либо втулки, пригодных для крепления бармицы! Существует, правда, предположение, что к этим кольцам крепились нащечники из кожи, которые, естественно, не сохранились. Но это и все, что можно еще предположить, разглядывая шлем из Гъермундбю в экспозиции Исторического музея Норвегии в Осло.
Но… не помог этот шлем его обладателю! Вот как Сигурд врубил ему мечом!
П.С. Ну, а образ бородатого викинга в шлеме с рогами закрепилась в общественном сознании, после того, как в 1820-е годы шведский художник Август Мальстрем проиллюстрировал такими их изображениями поэму «Сага о Фритьофе» Есайаса Тегнера, а позже, уже в 1876-м, его коллега Карл Доплер использовал эти рисунки при создании костюмов для оперы Рихарда Вагнера «Кольцо Нибелунга».
Шлем из Гъермундбю. (Исторический музей Норвегии в Осло)
В одном из предыдущих материалов этой серии уже рассказывалось о «шлемах с рогами» и, в частности, отмечалось, что никаких рогов на шлемах у викингов не было! Но что было, как они точно выглядели судить об этот до определенного времени ученые могли лишь на основании косвенных фактов, находок, которые можно было отнести именно к эпохе викингов в руках у них не было.
Шлем из Гъермундбю. Как видите вся левая половина шлема практически полностью отсутствует. (Исторический музей Норвегии в Осло)
Все изменилось 30 марта 1943 года, когда в Университет Олдсаксамлинга в Осло поступила информацию о том, что фермер по имени Ларс Гъермундбю нашел и раскопал огромную насыпь на своей земле недалеко от своей фермы Гъермундбю, в графстве Бускеруд, в южной Норвегии. Туда отправились опытные археологи и действительно обнаружили там большой курган 25 метров в длину, 1,8 м в высоту, и 8 метров в ширину в самом его широком месте. Большая часть насыпи была образована каменистой почвой; однако внутренняя часть средней части была выложена из крупных камней. Некоторые камни были найдены даже на поверхности насыпи. В средней части, примерно на один метр ниже поверхности и под каменным слоем, была обнаружена первая могила, получившая название Гъермундбю I. В 8 метрах от Гъермундбю I, в западной части насыпи была найдена вторая могила, Гъермундбю II. Обе могилы представляли собой погребения второй половины X века и затем подробно описаны Сигурдом Григом в монографии 1947 года.
Маска шлема из-за толщины металла из которого она была сделана сохранилась лучше всего. (Исторический музей Норвегии в Осло)
Считается также, что этот шлем произошел от шлемов вендельского периода и является доминирующим типом скандинавских шлемом до 1000 г. н.э., когда популярными стали конические шлемы с носовыми пластинками.
Шлем, кольчуга и прочие находки из погребения в кургане Гъермундбю в экспозиции Исторического музея Норвегии в Осло.
Итак, что же собой представляет это творение древних скандинавских кузнецов? Это изделие овальной формы, такое же, как и обычная человеческая голова. Размеры овала составляют 16,5 на 20 сантиметров. Шлем из Гъермундбю был выкован из железа толщиной полтора миллиметра, однако на полумаске толщина металла достигает трех миллиметров, что не удивительно, ведь и танковая лобовая броня бывает толще, чем в других местах. Варианты конструкции шлема на сегодня таковы: сегменты, образующие его купол, наклепаны под каркас шлема. Вариант: сегменты наклепаны поверх его каркаса. В этом случае становится понятно назначение выпуклого ребра жесткости на венце шлема – это дополнительное усиление креплений сегментов. Но какой из них самый правильный? Неизвестно!
Очень хорошая реконструкция «шлема из Гъермундбю» из кинофильма «И на камнях растут деревья». По сути на сегодня это один из лучших кинофильмов о викингах.
Полумаска, сохранившаяся из-за своей толщины лучше всего, была приклепана на шлем при помощи пяти заклепок, и украшена снаружи неким цветным, а возможно даже и драгоценным металлом. Поскольку это единственный шлем с полумаской из эпохи викингов, то все иные «реконструкции», как бы правдоподобно они не выглядели, будут являться всего лишь творческим вымыслом их авторов, не более. Интересно, что полумаска достигает лишь верхней губы воина и оставляет его рот и зубы открытыми. Никой защиты щек и шеи на шлеме нет. Известно, что в средние века к шлемам для этой цели подвешивали кольчужное полотно – бармицу, которую позже сменили пластинчатые нащечники и назатыльник. Причем нащечники были известны и на вендельских шлемах, но в данном случае следов кольчужной бармицы на шлеме викинга из Гъермундбю обнаружено не было. Нашли только два колечка на расстоянии в 3 сантиметра друг от друга на его ободе и все! Больше никаких следов крепления для остальных колец на шлеме найти не удалось. Ни одного отверстия либо втулки, пригодных для крепления бармицы! Существует, правда, предположение, что к этим кольцам крепились нащечники из кожи, которые, естественно, не сохранились. Но это и все, что можно еще предположить, разглядывая шлем из Гъермундбю в экспозиции Исторического музея Норвегии в Осло.
Но… не помог этот шлем его обладателю! Вот как Сигурд врубил ему мечом!
П.С. Ну, а образ бородатого викинга в шлеме с рогами закрепилась в общественном сознании, после того, как в 1820-е годы шведский художник Август Мальстрем проиллюстрировал такими их изображениями поэму «Сага о Фритьофе» Есайаса Тегнера, а позже, уже в 1876-м, его коллега Карл Доплер использовал эти рисунки при создании костюмов для оперы Рихарда Вагнера «Кольцо Нибелунга».
Автор: kalibr