Танки-цистерны на базе Т-26
Войскам, действующим на передовой, необходим постоянный подвоз различных припасов, в том числе горючего. Использование для таких целей грузовых автомобилей с цистернами может быть связано с известными рисками, от которых можно избавиться при помощи специальных защищенных транспортных машин. В середине тридцатых годов прошлого века в нашей стране эту проблему предлагалось решать при помощи т.н. танков-цистерн. Было разработано и испытано две машины такого класса – Т-26-Ц и ТЦ-26.
Необходимо напомнить, что в 1932 году – вскоре после запуска серийного производства легких танков Т-26 – появилось предложение о создании ряда новых машин транспортного назначения на подобном шасси. Прежде всего, предлагалось разработать бронированные транспортеры для пехоты и боеприпасов. Через несколько лет развитие этих идей привело к появлению концепции танка-цистерны. По задумке авторов идеи, такая машина должна была нести объемные емкости для горюче-смазочных материалов и обеспечивать снабжение бронетанковых частей. Как и в предыдущих проектах вспомогательной техники, новое оборудование предлагалось разместить на серийном шасси Т-26.
Проект Т-26-Ц
Первый проект танка-цистерны на базе Т-26 был разработан ленинградским Опытным заводом Спецмаштреста им. С.М. Кирова (будущий завод №185). Опытно-конструкторские работы по новой теме стартовали в 1934 году, и в кратчайшие сроки был подготовлен полноценный проект переоборудования легкого танка в специальную машину. Указывая на преемственность конструкции, танку-цистерне присвоили обозначение Т-26-Ц.
Т-26-Ц и другие образцы транспортной техники прошли испытания, но не получили одобрения военных. Армия проявила интерес к танкам-цистернам как к оригинальному классу техники, но предложенный образец ее не устроил. Вследствие этого поступило распоряжение о закрытии проекта. Кроме того, были остановлены работы по нескольким другим проектам транспортеров на базе танка Т-26. Единственную самоходную цистерну вскоре разобрали за ненадобностью.
Проект ТЦ-26
В 1935 году армия отказалась от нескольких разработанных вспомогательных машин на танковом шасси, но работы в этом направлении продолжились. Уже в 1936 году свой проект разработал ленинградский завод им. К.Е. Ворошилова (позже переименован в завод №174). За счет использования некоторых новых неоднозначных идей конструкторам удалось заметным образом увеличить перевозимый запас жидких грузов. Такой вариант танка-цистерны остался в истории под названием ТЦ-26.
Проект завода им. Ворошилова так же предусматривал использование готового танкового шасси без серьезных доработок. В то же время, танк Т-26 должен был лишиться подбашенной коробки, от которой оставалась только передняя рубка над местами экипажа. Силовая установка, трансмиссия, ходовая часть, бронирование и т.д. оставались прежними.
Экипаж, как и ранее, располагался в переднем обитаемом отсеке и состоял из двух человек. Водитель имел перед собой двустворчатый люк, обеспечивавший посадку и наблюдение за дорогой. Командир мог попадать в машину через люк в крыше. В его распоряжении имелась лобовая шаровая установка с пулеметом ДТ. Новый проект предлагал перевозку большего боекомплекта. Внутри корпуса смогли разместить 17 магазинов с 1071 патроном. Как и ранее, пулемет мог обстреливать цели только в небольшом секторе передней полусферы.
На крыше корпуса, над бывшим боевым отделением, разместили раму с креплениями для основной цистерны. Бензин предлагалось перевозить в сферическом баке диаметром около 750-800 мм. Такая емкость имела объем 1900 л. Следует отметить, что эту цистерну предлагалось делать из конструкционной стали. Кроме того, она не имела никакой дополнительной защиты в виде отдельных броневых листов. Для перевозки масла танк-цистерна получил 11 отдельных баков емкостью по 15 л каждый – всего 165 литров. Баки комплектовались соответствующими трубопроводами.
Перед цистерной на крыше корпуса предлагалось монтировать ручной насос с требуемой производительностью. При помощи набора клапанов и задвижек он мог раздавать как горючее, так и масло. Для выдачи жидкостей на борту танка-цистерны следовало перевозить несколько резинотканевых рукавов. Позади сферической емкости расположили огнетушитель типа «Богатырь».
По известным данным, танк-цистерна ТЦ-26 от завода им. Ворошилова по своим габаритам и массе, в целом, соответствовал другим машинам семейства Т-26. При этом удалось получить некоторое весовое преимущество перед предыдущим Т-26-Ц. Отказ от броневой рубки позволил облегчить машину, а также высвободить часть грузоподъемности. В результате транспортер мог перевозить на 250 л бензина больше, чем предшественник, но его боевая масса сократилась до 10 т. Ходовые характеристики и проходимость остались на прежнем уровне.
Танк-цистерна ТЦ-26 с открытым размещением баков для топлива и масла
В 1936 году ленинградский завод им. К.Е. Ворошилова перестроил серийный танк Т-26 в танк-цистерну ТЦ-26. Благодаря простоте проекта переделка машины не заняла много времени, и в кратчайшие сроки опытный образец подали на испытания. Вскоре машину отправили на полигон, где она показала свои возможности. По некоторым данным, и на этот раз самоходная цистерна испытывалась одновременно с транспортерами других моделей, предназначенными для перевозки иных грузов.
Любопытно, что еще до завершения проверок военные приняли решение о будущем строительстве новой техники. В июне 1936 года Автобронетанковое управление Красной Армии решило внести в план строительства бронемашин 210 транспортеров нескольких моделей и 90 танков-цистерн. По всей видимости, в последнем случае речь шла о машинах типа ТЦ-26, поскольку от предыдущих Т-26-Ц к этому времени успели отказаться.
Испытания новых образцов на базе легкого танка привели к уже известным результатам. Сравнительно слабый мотор не позволял получить высокие ходовые характеристики, а попытка усовершенствовать средства охлаждения по опыту предыдущих проектов не привела к желаемым результатам. Что касается танка-цистерны нового типа, то он имел серьезнейшую проблему: общую массу машины сократили за счет отказа от защиты цистерны с горючим. Таким образом, машина на танковом шасси не могла полноценно обслуживать бронетанковые части, поскольку любая пуля или осколок могли привести к самым страшным последствиям.
В 1937 году Автобронетанковое управление распорядилось прекратить все работы по теме бронированных транспортеров на базе танка Т-26. Несколько проектов были закрыты. Часть опытной техники, по известным данным, перестроили по иным проектам, тогда как некоторые образцы отправили работать на второстепенных ролях в тех или иных частях. Тем не менее, в течение нескольких следующих лет армия избавилась и от них.
***
Идея танка-цистерны, способного перевозить горюче-смазочные материалы под защитой брони, в свое время казалась интересной и перспективной. Однако попытки ее реализации на практике не дали ожидаемого результата. Машины Т-26-Ц и ТЦ-26 имели ограниченные тактико-технические характеристики, а их боевая живучесть оставляла желать лучшего. Как следствие, они не могли работать на переднем крае и обслуживать танки без неприемлемо высоких рисков.
Основные недостатки двух построенных танков-цистерн были связаны с особенностями базового шасси. Если бы их строили на базе другого танка, имеющего более мощный двигатель и соответствующие характеристики, результаты были бы ближе к требуемым. Однако на тот момент считалось, что именно Т-26 должен быть основой для вспомогательных машин. Кроме того, могла отсутствовать возможность применения иных шасси.
Программа создания защищенных транспортеров, в том числе перевозчиков горючего, на шасси Т-26 не увенчалась успехом, и от подобных идей отказались. Красная Армия так и не получила специализированную бронетехнику для перевозки бензина и масел. Подобные задачи по-прежнему приходилось решать при помощи автоцистерн, бочек и прочих емкостей.
По материалам:
http://ww2history.ru/
https://shushpanzer-ru.livejournal.com/
http://aviarmor.net/
Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век. – М.: Экспринт, 2002. – Т. 1. 1905–1941.
Коломиец М.В. Т-26. Тяжелая судьба легкого танка. – М.: Эксмо, Яуза, Стратегия КМ, 2007.
Необходимо напомнить, что в 1932 году – вскоре после запуска серийного производства легких танков Т-26 – появилось предложение о создании ряда новых машин транспортного назначения на подобном шасси. Прежде всего, предлагалось разработать бронированные транспортеры для пехоты и боеприпасов. Через несколько лет развитие этих идей привело к появлению концепции танка-цистерны. По задумке авторов идеи, такая машина должна была нести объемные емкости для горюче-смазочных материалов и обеспечивать снабжение бронетанковых частей. Как и в предыдущих проектах вспомогательной техники, новое оборудование предлагалось разместить на серийном шасси Т-26.
Проект Т-26-Ц
Первый проект танка-цистерны на базе Т-26 был разработан ленинградским Опытным заводом Спецмаштреста им. С.М. Кирова (будущий завод №185). Опытно-конструкторские работы по новой теме стартовали в 1934 году, и в кратчайшие сроки был подготовлен полноценный проект переоборудования легкого танка в специальную машину. Указывая на преемственность конструкции, танку-цистерне присвоили обозначение Т-26-Ц.
Т-26-Ц и другие образцы транспортной техники прошли испытания, но не получили одобрения военных. Армия проявила интерес к танкам-цистернам как к оригинальному классу техники, но предложенный образец ее не устроил. Вследствие этого поступило распоряжение о закрытии проекта. Кроме того, были остановлены работы по нескольким другим проектам транспортеров на базе танка Т-26. Единственную самоходную цистерну вскоре разобрали за ненадобностью.
Проект ТЦ-26
В 1935 году армия отказалась от нескольких разработанных вспомогательных машин на танковом шасси, но работы в этом направлении продолжились. Уже в 1936 году свой проект разработал ленинградский завод им. К.Е. Ворошилова (позже переименован в завод №174). За счет использования некоторых новых неоднозначных идей конструкторам удалось заметным образом увеличить перевозимый запас жидких грузов. Такой вариант танка-цистерны остался в истории под названием ТЦ-26.
Проект завода им. Ворошилова так же предусматривал использование готового танкового шасси без серьезных доработок. В то же время, танк Т-26 должен был лишиться подбашенной коробки, от которой оставалась только передняя рубка над местами экипажа. Силовая установка, трансмиссия, ходовая часть, бронирование и т.д. оставались прежними.
Экипаж, как и ранее, располагался в переднем обитаемом отсеке и состоял из двух человек. Водитель имел перед собой двустворчатый люк, обеспечивавший посадку и наблюдение за дорогой. Командир мог попадать в машину через люк в крыше. В его распоряжении имелась лобовая шаровая установка с пулеметом ДТ. Новый проект предлагал перевозку большего боекомплекта. Внутри корпуса смогли разместить 17 магазинов с 1071 патроном. Как и ранее, пулемет мог обстреливать цели только в небольшом секторе передней полусферы.
На крыше корпуса, над бывшим боевым отделением, разместили раму с креплениями для основной цистерны. Бензин предлагалось перевозить в сферическом баке диаметром около 750-800 мм. Такая емкость имела объем 1900 л. Следует отметить, что эту цистерну предлагалось делать из конструкционной стали. Кроме того, она не имела никакой дополнительной защиты в виде отдельных броневых листов. Для перевозки масла танк-цистерна получил 11 отдельных баков емкостью по 15 л каждый – всего 165 литров. Баки комплектовались соответствующими трубопроводами.
Перед цистерной на крыше корпуса предлагалось монтировать ручной насос с требуемой производительностью. При помощи набора клапанов и задвижек он мог раздавать как горючее, так и масло. Для выдачи жидкостей на борту танка-цистерны следовало перевозить несколько резинотканевых рукавов. Позади сферической емкости расположили огнетушитель типа «Богатырь».
По известным данным, танк-цистерна ТЦ-26 от завода им. Ворошилова по своим габаритам и массе, в целом, соответствовал другим машинам семейства Т-26. При этом удалось получить некоторое весовое преимущество перед предыдущим Т-26-Ц. Отказ от броневой рубки позволил облегчить машину, а также высвободить часть грузоподъемности. В результате транспортер мог перевозить на 250 л бензина больше, чем предшественник, но его боевая масса сократилась до 10 т. Ходовые характеристики и проходимость остались на прежнем уровне.
Танк-цистерна ТЦ-26 с открытым размещением баков для топлива и масла
В 1936 году ленинградский завод им. К.Е. Ворошилова перестроил серийный танк Т-26 в танк-цистерну ТЦ-26. Благодаря простоте проекта переделка машины не заняла много времени, и в кратчайшие сроки опытный образец подали на испытания. Вскоре машину отправили на полигон, где она показала свои возможности. По некоторым данным, и на этот раз самоходная цистерна испытывалась одновременно с транспортерами других моделей, предназначенными для перевозки иных грузов.
Любопытно, что еще до завершения проверок военные приняли решение о будущем строительстве новой техники. В июне 1936 года Автобронетанковое управление Красной Армии решило внести в план строительства бронемашин 210 транспортеров нескольких моделей и 90 танков-цистерн. По всей видимости, в последнем случае речь шла о машинах типа ТЦ-26, поскольку от предыдущих Т-26-Ц к этому времени успели отказаться.
Испытания новых образцов на базе легкого танка привели к уже известным результатам. Сравнительно слабый мотор не позволял получить высокие ходовые характеристики, а попытка усовершенствовать средства охлаждения по опыту предыдущих проектов не привела к желаемым результатам. Что касается танка-цистерны нового типа, то он имел серьезнейшую проблему: общую массу машины сократили за счет отказа от защиты цистерны с горючим. Таким образом, машина на танковом шасси не могла полноценно обслуживать бронетанковые части, поскольку любая пуля или осколок могли привести к самым страшным последствиям.
В 1937 году Автобронетанковое управление распорядилось прекратить все работы по теме бронированных транспортеров на базе танка Т-26. Несколько проектов были закрыты. Часть опытной техники, по известным данным, перестроили по иным проектам, тогда как некоторые образцы отправили работать на второстепенных ролях в тех или иных частях. Тем не менее, в течение нескольких следующих лет армия избавилась и от них.
***
Идея танка-цистерны, способного перевозить горюче-смазочные материалы под защитой брони, в свое время казалась интересной и перспективной. Однако попытки ее реализации на практике не дали ожидаемого результата. Машины Т-26-Ц и ТЦ-26 имели ограниченные тактико-технические характеристики, а их боевая живучесть оставляла желать лучшего. Как следствие, они не могли работать на переднем крае и обслуживать танки без неприемлемо высоких рисков.
Основные недостатки двух построенных танков-цистерн были связаны с особенностями базового шасси. Если бы их строили на базе другого танка, имеющего более мощный двигатель и соответствующие характеристики, результаты были бы ближе к требуемым. Однако на тот момент считалось, что именно Т-26 должен быть основой для вспомогательных машин. Кроме того, могла отсутствовать возможность применения иных шасси.
Программа создания защищенных транспортеров, в том числе перевозчиков горючего, на шасси Т-26 не увенчалась успехом, и от подобных идей отказались. Красная Армия так и не получила специализированную бронетехнику для перевозки бензина и масел. Подобные задачи по-прежнему приходилось решать при помощи автоцистерн, бочек и прочих емкостей.
По материалам:
http://ww2history.ru/
https://shushpanzer-ru.livejournal.com/
http://aviarmor.net/
Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век. – М.: Экспринт, 2002. – Т. 1. 1905–1941.
Коломиец М.В. Т-26. Тяжелая судьба легкого танка. – М.: Эксмо, Яуза, Стратегия КМ, 2007.
Автор: Glenn Witcher