Японский «стелс» пятого поколения: скоро в небесах планеты
История будущего «японского прорыва» началась ещё в 1994 году, когда Институт технических исследований и разработок Управления национальной обороны Японии TRDI (Technical Research & Development Institute) и фирма Mitsubishi Heavy Industries (MHI) приступили к реализации проекта TD-X (Technology Demonstrator eXperimental, «Экспериментальный демонстратор технологий»). Тему стали развивать с целью создания летающей машины на замену F-15J в начале XXI столетия и денег на это предусмотрели около 1 млрд. долларов. В 1995 году для работ над двигателем тягой в 5000 кгс привлекли компанию Ishikawajima-Harima Heavy Industries (IHI), которая предложила в качестве базы взять ТРДД F3-30. Предусматривалось разработать на его основе двухконтурный двигатель с форсажной камерой XF3-400, однако получили только 3500 кгс. В итоге требуемые 5000 кгс удалось достичь только к 2008 году на образце XF5-1.
ATD-X, он же X-2, он же Shinshin в фирменной красно-белой ливрее. Источник: airwar.ru
Первоначально предполагалось поднять самолет в воздух в 2000 году, потом этот срок отодвинули к 2007 году, а потом его переименовали в ATD-X, добавив Advanced (перспективный). Во многом перенос сроков связан с проектом Mitsubishi F-2, представляющим собой увеличенный «американец» F-16 с большими площадью и размахом крыльев. К слову, F-2 стал первым в мире истребителем с локатором АФАР собственной японской разработки – J/APG-1. Японцы работали вместе с Lockheed Martin и к началу 2016 году сумели поставить в строй аж 64 такие машины. Так вот, ATD-X должен был сменить F-2 в рядах сил самообороны Японии где-то в районе 2027 года. Обида на США за отказ делиться технологиями, и собственная гордость дали японцам повод назвать проект еще одним словом – Shinshin или «дух нации». В 2000 году появился первый пилотажный стенд для моделирования новых концепций воздушного боя, а с 2002 года японцы работают над самовосстанавливающейся адаптивной системой управления самолетом. Система именуется SRFCC (Self Repairing Flight Control Capability) и обеспечивает управляемость самолетом при боевом повреждении или неисправностях. Управляющие сигналы передаются через помехозащищенный оптоволоконный канал – технология fly-by-light.
В 8.47 утра 22 апреля 2016 года летчик-испытатель, чье имя не обнародовано, поднял в воздух со взлетной полосы аэродрома в Нагойе экспериментальный истребитель пятого поколения X-2. Как обычно в таких случаях, полет проходил на «минимальных настройках» с выпущенным шасси на скорости 370 км/ч и без управления вектором тяги двигателей. Домой самолет после взлета не вернулся, а спустя 26 минут приземлился на авиабазе Сил самообороны Японии в Гифу. Ничего необычно в полете не произошло, лишь некоторые наблюдатели отметили очень короткий разбег X-2.
Эскиз проекта F-3, предположительно, серийного варианта X-2. Источник: defenceforumindia.com
Будущее Shinshin X-2 японское руководство связывает с несколькими ключевыми аспектами. Первый – формирование ЭПР, меньше, чем у аналогичных самолетов противника. Японцы в этой связи активно работают над новыми радиопоглощающими материалами и новыми формами воздухозаборников. Второй – разработка РЛС следующего поколения, способной обнаруживать малозаметные объекта. Третий аспект – принцип cloud-shooting или «облачная стрельба», позволяющий наносить удары на основании внешних источников целеуказания (ДРЛО или других истребителей). Четвертый – разработка нового двигателя с меньшими размерами и способностью летать на сверхзвук в крейсерском режиме, чего пока X-2 делать не умеет.
По имеющейся информации, двигатель, РЛС и стелс-технологии сейчас в процессе разработки и должны быть готовы к 2020 году. До конца 2018 года японцы будут раздумывать о разработке на базе Shinshin нового истребителя под индексом F-3, а первые полеты этого прототипа запланированы на 2024-2025 гг. В самом оптимистичном варианте в серию машина пятого поколения должна пойти в 2027 году, однако, учитывая «расторопность» японцев в данном вопросе, верится в это с трудом. Как вариант, японцы могут к тому времени скооперироваться с американцами (читай с Lockheed Martin) в создании совместного самолета с учетом собственных наработок. Успеет ли Япония вооружиться собственными новыми истребителями к тому времени, когда «друзья» в округе уже будут с машинами пятого поколения? Или, учитывая последние сомнения руководства в целесообразности проекта ATD-X, останутся в технологической зависимости от США?
В статье использовались материалы периодического издания "Взлет".
ATD-X, он же X-2, он же Shinshin в фирменной красно-белой ливрее. Источник: airwar.ru
Первоначально предполагалось поднять самолет в воздух в 2000 году, потом этот срок отодвинули к 2007 году, а потом его переименовали в ATD-X, добавив Advanced (перспективный). Во многом перенос сроков связан с проектом Mitsubishi F-2, представляющим собой увеличенный «американец» F-16 с большими площадью и размахом крыльев. К слову, F-2 стал первым в мире истребителем с локатором АФАР собственной японской разработки – J/APG-1. Японцы работали вместе с Lockheed Martin и к началу 2016 году сумели поставить в строй аж 64 такие машины. Так вот, ATD-X должен был сменить F-2 в рядах сил самообороны Японии где-то в районе 2027 года. Обида на США за отказ делиться технологиями, и собственная гордость дали японцам повод назвать проект еще одним словом – Shinshin или «дух нации». В 2000 году появился первый пилотажный стенд для моделирования новых концепций воздушного боя, а с 2002 года японцы работают над самовосстанавливающейся адаптивной системой управления самолетом. Система именуется SRFCC (Self Repairing Flight Control Capability) и обеспечивает управляемость самолетом при боевом повреждении или неисправностях. Управляющие сигналы передаются через помехозащищенный оптоволоконный канал – технология fly-by-light.
В 8.47 утра 22 апреля 2016 года летчик-испытатель, чье имя не обнародовано, поднял в воздух со взлетной полосы аэродрома в Нагойе экспериментальный истребитель пятого поколения X-2. Как обычно в таких случаях, полет проходил на «минимальных настройках» с выпущенным шасси на скорости 370 км/ч и без управления вектором тяги двигателей. Домой самолет после взлета не вернулся, а спустя 26 минут приземлился на авиабазе Сил самообороны Японии в Гифу. Ничего необычно в полете не произошло, лишь некоторые наблюдатели отметили очень короткий разбег X-2.
Эскиз проекта F-3, предположительно, серийного варианта X-2. Источник: defenceforumindia.com
Будущее Shinshin X-2 японское руководство связывает с несколькими ключевыми аспектами. Первый – формирование ЭПР, меньше, чем у аналогичных самолетов противника. Японцы в этой связи активно работают над новыми радиопоглощающими материалами и новыми формами воздухозаборников. Второй – разработка РЛС следующего поколения, способной обнаруживать малозаметные объекта. Третий аспект – принцип cloud-shooting или «облачная стрельба», позволяющий наносить удары на основании внешних источников целеуказания (ДРЛО или других истребителей). Четвертый – разработка нового двигателя с меньшими размерами и способностью летать на сверхзвук в крейсерском режиме, чего пока X-2 делать не умеет.
По имеющейся информации, двигатель, РЛС и стелс-технологии сейчас в процессе разработки и должны быть готовы к 2020 году. До конца 2018 года японцы будут раздумывать о разработке на базе Shinshin нового истребителя под индексом F-3, а первые полеты этого прототипа запланированы на 2024-2025 гг. В самом оптимистичном варианте в серию машина пятого поколения должна пойти в 2027 году, однако, учитывая «расторопность» японцев в данном вопросе, верится в это с трудом. Как вариант, японцы могут к тому времени скооперироваться с американцами (читай с Lockheed Martin) в создании совместного самолета с учетом собственных наработок. Успеет ли Япония вооружиться собственными новыми истребителями к тому времени, когда «друзья» в округе уже будут с машинами пятого поколения? Или, учитывая последние сомнения руководства в целесообразности проекта ATD-X, останутся в технологической зависимости от США?
В статье использовались материалы периодического издания "Взлет".
Автор: Евгений Федоров