Английский «Кристи» (часть 1)
Впервые о танке У. Кристи я узнал в далеком-далеком детстве из журнала 1929 года «Наука и техника», в котором было написано про появившийся в США танк-скороход, развивавший на колесах скорость 119 км/ч по шоссе и 86 км/час на гусеницах. Потом прочитал, что У. Кристи передал свой танк СССР из «классовых соображений, симпатизируя ему как первой стране социализма». Потом, в книге «Удар и защита» и «Рыцари брони», что «просто продал», а никакими особыми идеями не заморачивался. Потом, уже в 1989 году, будучи членом британской ассоциации моделистов БТТ М.А.F.V.А. я начал получать оттуда книги и прочел одну – просто замечательное исследование всего жизненного пути и всех танков У. Кристи. О чем-то я написал в «Танкомастер» и хотел написать в «Науку и технику», но хорошие книги читают и другие люди, и там уже вышла серия статей об этом танке другого автора. В любом случае, У. Кристи заслужил того, чтобы о нем писали. Ибо нет на свете другого столь же результативного конструктора, по идеям которого было бы создано столько танков. Да, танков национальных конструкторов! Но основанных либо целиком на его идеях, либо ставших результатом их прямого развития.
Christie M1937 во время рекордного заезда на аэродроме Фарнборо.
Почему-то многие считают, что англичане купили его скандальный авиадесантный танк M1932. Но на самом деле им достался тот же самый танк Christie M1931, что и проданный в СССР. В США именно этот танк стал предшественником серийных машин T3 Medium Tank («средний танк» машина для пехоты с 37-мм пушкой) и T1 Combat Car («боевая машина» — танк для конницы с 12,7-мм пулеметом). В июне 1932 года Кристи попытался продать его Департаменту Вооружений армии США за $20 000. Но сделка не состоялась, поскольку у военных армии США было свое видение нового танка, а у У.Кристи – свое.
Танк четыре года простоял во дворе Департаменту Вооружений армии США. Но будучи продан, M1931 подремонтировали и быстро отправили морем в Англию. Машина получила индекс A13E1, регистрационный номер T.2086, и по документам называлась трактором. Все, как и в случае с этим же танком, проданным в СССР. Танк A13E1 интенсивно испытывался на полигоне в районе города Олдершот, в графстве Хэмпшир более года, прошел 1085 километров, из которых 523 по бездорожью, и в итоге был принят на вооружение.
Опытный образец танка A13E2. Обратите внимание, что гусеничные ленты от все еще танка Кристи.
Тем временем на английские деньги Кристи создал новый танк Christie M1937 с двигателем 430 лошадиных сил, и в чисто гусеничном варианте. В «свечную подвеску» добавили параллельно установленные амортизаторы. Это сразу же увеличило плавность хода и позволило даже на гусеницах развить скорость 102,5 км/ч.
Но вот продать его англичанам так и не удалось. Сумма в 320 000$ показалась им слишком большой. К тому же у них уже был танк Cruiser Tank A13E2, в котором инженеры многопрофильного концерна Nuffield Mechanization & Aero (в который превратилась компания Morris Motor Company) от танка Кристи взяли ходовую часть, двигатель, трансмиссию и систему охлаждения. То есть практически всю его механику, а сами сконструировали башню с вооружением и… все. Но нужно отметить, что англичане еще до знакомства с моделью танка Кристи 1937 года отказались от смешанного колесно-гусеничного хода и остановились на чисто гусеничном типе движителя.
Двигатель Nuffield-Liberty. Использование этого мощного, но капризного мотора было вынужденной мерой, поскольку специальные танковые двигатели у англичан в это время попросту отсутствовали.
Сначала траки на гусеницы танка были использованы американские, т.е. совершенно плоские. Они стояли на танке A13E2 без каких-либо изменений и приводили к довольно быстрому износу резиновых бандажей на катках. Поэтому по результатам испытаний на следующем образце A13E3 траки уже поставили новые, а сама гусеница стала мелкозвенчатой.
Продолжение следует…
Christie M1937 во время рекордного заезда на аэродроме Фарнборо.
Почему-то многие считают, что англичане купили его скандальный авиадесантный танк M1932. Но на самом деле им достался тот же самый танк Christie M1931, что и проданный в СССР. В США именно этот танк стал предшественником серийных машин T3 Medium Tank («средний танк» машина для пехоты с 37-мм пушкой) и T1 Combat Car («боевая машина» — танк для конницы с 12,7-мм пулеметом). В июне 1932 года Кристи попытался продать его Департаменту Вооружений армии США за $20 000. Но сделка не состоялась, поскольку у военных армии США было свое видение нового танка, а у У.Кристи – свое.
Танк четыре года простоял во дворе Департаменту Вооружений армии США. Но будучи продан, M1931 подремонтировали и быстро отправили морем в Англию. Машина получила индекс A13E1, регистрационный номер T.2086, и по документам называлась трактором. Все, как и в случае с этим же танком, проданным в СССР. Танк A13E1 интенсивно испытывался на полигоне в районе города Олдершот, в графстве Хэмпшир более года, прошел 1085 километров, из которых 523 по бездорожью, и в итоге был принят на вооружение.
Опытный образец танка A13E2. Обратите внимание, что гусеничные ленты от все еще танка Кристи.
Тем временем на английские деньги Кристи создал новый танк Christie M1937 с двигателем 430 лошадиных сил, и в чисто гусеничном варианте. В «свечную подвеску» добавили параллельно установленные амортизаторы. Это сразу же увеличило плавность хода и позволило даже на гусеницах развить скорость 102,5 км/ч.
Но вот продать его англичанам так и не удалось. Сумма в 320 000$ показалась им слишком большой. К тому же у них уже был танк Cruiser Tank A13E2, в котором инженеры многопрофильного концерна Nuffield Mechanization & Aero (в который превратилась компания Morris Motor Company) от танка Кристи взяли ходовую часть, двигатель, трансмиссию и систему охлаждения. То есть практически всю его механику, а сами сконструировали башню с вооружением и… все. Но нужно отметить, что англичане еще до знакомства с моделью танка Кристи 1937 года отказались от смешанного колесно-гусеничного хода и остановились на чисто гусеничном типе движителя.
Двигатель Nuffield-Liberty. Использование этого мощного, но капризного мотора было вынужденной мерой, поскольку специальные танковые двигатели у англичан в это время попросту отсутствовали.
Сначала траки на гусеницы танка были использованы американские, т.е. совершенно плоские. Они стояли на танке A13E2 без каких-либо изменений и приводили к довольно быстрому износу резиновых бандажей на катках. Поэтому по результатам испытаний на следующем образце A13E3 траки уже поставили новые, а сама гусеница стала мелкозвенчатой.
Продолжение следует…
Автор: kalibr