М-261. Подводная лодка в кубанских полях
В столице Кубани Краснодаре стоит необычный для этих мест артефакт нашего подводного флота – подлодка М-261. Смотрится она весьма экзотично, как и всё, что находится вдали от собственной стихии, словно кит посреди Каракумов. Стоит подлодка на небольшой полянке посреди рощи недалеко от Кубани, точнее, на берегу её затона, в парке имени 30-летия Победы.
Правды ради должен указать, что ранее подлодка была на плаву и на неё поначалу водили экскурсии. Но часть затона, которая своими водами «поддерживала» М-261, пересохла. Подлодка сначала села в болотце, а позже увязла в донном иле и грунте. Однако порой затон после длительных дождей разливается, обретая прежние очертания, и создаётся впечатление, словно подводная лодка на плаву. Увы, это не так. М-261 уже давно и основательно сидит в грунте и даже плотно обложена бетонными плитами по периметру. Но для начала посмотрим в историю этого подводного хищника, который ныне прогревает свои стальные бока под краснодарским солнцем.
М-254 на испытаниях (отчётливо видна установка 2М-8, позже демонтированная)
Уникальный дизельный двигатель располагался в отдельном герметичном отсеке. Под водой кислород подавался из внутренних баков подлодки через дозировочный регулятор, а отработанные газы выпускались в бак с химическим известковым поглотителем. Установка управлялась дистанционно. В итоге трёхвальная энергетическая установка состояла из трёх дизелей и одного электродвигателя. Таким образом, ПЛ могла функционировать в подводном положении до 100 часов. Максимальная надводная скорость – 17 узлов, подводная – 15 узлов. Зарубежных аналогов у данной ПЛ просто не было.
По результатам «обкатки» М-254 в проект внесли небольшие изменения, и к цифровому номеру проекта добавилась литера «А», что означало «автономность». С 1953 года проект А615 пошёл в серию. Подлодки этого проекта строились вплоть до 1959 года на Адмиралтейском судостроительном заводе (до декабря 1957 года назывался ССЗ имени Андре Марти) и заводе «Судомех». Всего было построено 29 единиц.
Тактико-технические характеристики малых подводных лодок проекта А615 (по классификации НАТО – «Quebec»):
— водоизмещение (надводное/подводное): 405/503 т;
— длина — 56,8 м, ширина — 4,46 м, осадка — 3,59 м;
— скорость хода (надводная/подводная): 16,1/15 узлов;
— глубина погружения (рабочая/предельная): 100/120 м;
— дальность плавания: над водой 3150 миль при 8,3 узлах, под водой 410 миль при 3,5 узлах;
— силовая установка: 2 бортовых дизеля М-50 по 900 л.с. (в других источниках М-50П по 700л.с.), 1 средний дизель 32Д в 900 л.с., 1 гребной электродвигатель ПГ-106 в 78 л.с. (в некоторых источниках указано 100 л.с.), 3 винта (увы, из-за того, что музейный экспонат в Краснодаре давно ушёл «на дно» в грунт, винты разглядеть не удастся);
— экипаж: 33 человека, в т.ч. 6 офицеров (в других источниках – 41 человек);
— автономность плавания до 10 суток;
— вооружение: 4 носовых 533-мм торпедных аппарата (4 торпеды), носовая 25-мм установка 2М-8 (позже данные установки были демонтированы).
Подводные лодки проекта А615 предназначались для защиты портов и ВМБ от кораблей вероятного противника, а также нанесения торпедных атак в условиях мелководных районов и шхер. Однако, несмотря на более-менее успешные испытания, судьба серийных подлодок этого уникального проекта была печальна. Моряки даже нарекли этих подводных хищников унизительным прозвищем «зажигалки», что, увы, было оправдано.
Осенью 1954 года пожар вспыхнул на головной М-254, жертв, к счастью, удалось избежать. Первый пожар, повлёкший за собой человеческие жертвы, произошел 12 августа 1956 года на подлодке М-259, находившейся в подводном положении в западной части Финского залива. Произошедший взрыв в дизельном отсеке, вызвавший пожар, в итоге погубил 4 подводников.
Но самой крупной аварией, вылившейся в катастрофу, стала фактическая гибель подлодки М-256. 26 сентября 1957 года подлодка проходила испытания на скорость в Таллинском заливе. Взрыв, опять-таки повлёкший пожар, снова произошёл в дизельном отсеке. Пожар, подпитываемый жидким кислородом, который использовался для работы двигателя замкнутого цикла, быстро распространялся по отсекам. Лодка всплыла в надводное положение. Командир приказал экипажу выйти на палубу, т.к. резонно полагал возможность второго взрыва. В это время забортная вода уже поступала внутрь прочного корпуса.
На Балтике в тот момент, как назло, бушевал шторм. Несмотря на это и на принятые забортные воды, лодка смогла продержаться на плаву почти 4 часа. Но шторм просто не позволял кораблям подойти к терпящей бедствие подлодке. В итоге удалось спасти лишь семерых подводников.
Теперь ВМФ и кораблестроители взялись за расследование всерьёз. И в этот раз упор был сделан не на ошибки экипажа, на которые частенько списывают различные эксцессы, а на возможные ошибки в самой конструкции лодки, т.е. задействовали науку. Для этого провели переоборудование целой подлодки проекта А615 и подвели под неё понтоны, установив недалеко от пирса. Испытания начались летом 1958 года. Двигатель гоняли до изнеможения, пока не добились «положительного» результата.
Снизив содержание кислорода в газовой смеси в двигателе замкнутого цикла до 15%, исследователи добились взрыва огромной силы – разворотило несколько отсеков. При этом картина взрыва в точности повторяла взрыв на М-256, которую в ноябре 1957 году подняло известное спасательное судно «Коммуна».
Естественно, были внесены различные изменения как в практику эксплуатации двигателей, так и в приборооснащенность. Во-первых, строго запрещено было снижать содержание кислорода в газовой смеси. Во-вторых, подлодки оборудовали более современными газоанализаторами. Однако недостатков у подлодок хватало, начиная с проблемами хранения на борту запасов жидкого кислорода и заканчивая безумной требовательностью к аккуратности в эксплуатации двигателей. К тому же пожары подлодок проекта А615 всё равно продолжались, словно всю серию прокляли.
К 70-м годам лодки перестали ремонтировать и постепенно начали выводить из состава флота, ставя на консервацию. Недолгая служба революционных подлодок, давших (считаю понятие «подаривших» здесь неуместным) бесценный опыт, но невероятно дорогой ценой, подходила к концу.
М-261 по водам Кубани подходит к Краснодару
Подлодка окружена морским боевым антуражем (за качество фото прошу прощения: снимал не на свой фотоаппарат и в не самых удобных условиях)
До сих пор бытует забавная байка, что в те благословенные времена, когда экскурсии были на лодке не редким явлением, а сама она находилась в приличном состоянии, одна из них закончилась более чем неожиданно. В 1982 году во время широкого празднования дня ВМФ компания мужчин в тельняшках, разгорячённая спиртным, по окончании культурной программы решила несколько углубиться в воспоминания своей службы.
К сожалению, автор не застал те времена, когда подлодка М-261 была на плаву и находилась в солидном состоянии. Я лишь видел последствия того, как прокатившиеся по нашей стране «святые 90-е» превратили часть истории нашего подводного флота в дуршлаг, к тому же смердящий мочой. Некоторые освобождённые от «советского тоталитаризма», а заодно и от морали граждане водили за лодку своих сопливых чад справить нужду. Были и дегенераты постарше… Сейчас, к счастью, М-261 подлатали и подкрасили. Правда, надежды на восстановление музея непосредственно внутри подводной лодки нет. Время ушло.
Правды ради должен указать, что ранее подлодка была на плаву и на неё поначалу водили экскурсии. Но часть затона, которая своими водами «поддерживала» М-261, пересохла. Подлодка сначала села в болотце, а позже увязла в донном иле и грунте. Однако порой затон после длительных дождей разливается, обретая прежние очертания, и создаётся впечатление, словно подводная лодка на плаву. Увы, это не так. М-261 уже давно и основательно сидит в грунте и даже плотно обложена бетонными плитами по периметру. Но для начала посмотрим в историю этого подводного хищника, который ныне прогревает свои стальные бока под краснодарским солнцем.
М-254 на испытаниях (отчётливо видна установка 2М-8, позже демонтированная)
Уникальный дизельный двигатель располагался в отдельном герметичном отсеке. Под водой кислород подавался из внутренних баков подлодки через дозировочный регулятор, а отработанные газы выпускались в бак с химическим известковым поглотителем. Установка управлялась дистанционно. В итоге трёхвальная энергетическая установка состояла из трёх дизелей и одного электродвигателя. Таким образом, ПЛ могла функционировать в подводном положении до 100 часов. Максимальная надводная скорость – 17 узлов, подводная – 15 узлов. Зарубежных аналогов у данной ПЛ просто не было.
По результатам «обкатки» М-254 в проект внесли небольшие изменения, и к цифровому номеру проекта добавилась литера «А», что означало «автономность». С 1953 года проект А615 пошёл в серию. Подлодки этого проекта строились вплоть до 1959 года на Адмиралтейском судостроительном заводе (до декабря 1957 года назывался ССЗ имени Андре Марти) и заводе «Судомех». Всего было построено 29 единиц.
Тактико-технические характеристики малых подводных лодок проекта А615 (по классификации НАТО – «Quebec»):
— водоизмещение (надводное/подводное): 405/503 т;
— длина — 56,8 м, ширина — 4,46 м, осадка — 3,59 м;
— скорость хода (надводная/подводная): 16,1/15 узлов;
— глубина погружения (рабочая/предельная): 100/120 м;
— дальность плавания: над водой 3150 миль при 8,3 узлах, под водой 410 миль при 3,5 узлах;
— силовая установка: 2 бортовых дизеля М-50 по 900 л.с. (в других источниках М-50П по 700л.с.), 1 средний дизель 32Д в 900 л.с., 1 гребной электродвигатель ПГ-106 в 78 л.с. (в некоторых источниках указано 100 л.с.), 3 винта (увы, из-за того, что музейный экспонат в Краснодаре давно ушёл «на дно» в грунт, винты разглядеть не удастся);
— экипаж: 33 человека, в т.ч. 6 офицеров (в других источниках – 41 человек);
— автономность плавания до 10 суток;
— вооружение: 4 носовых 533-мм торпедных аппарата (4 торпеды), носовая 25-мм установка 2М-8 (позже данные установки были демонтированы).
Подводные лодки проекта А615 предназначались для защиты портов и ВМБ от кораблей вероятного противника, а также нанесения торпедных атак в условиях мелководных районов и шхер. Однако, несмотря на более-менее успешные испытания, судьба серийных подлодок этого уникального проекта была печальна. Моряки даже нарекли этих подводных хищников унизительным прозвищем «зажигалки», что, увы, было оправдано.
Осенью 1954 года пожар вспыхнул на головной М-254, жертв, к счастью, удалось избежать. Первый пожар, повлёкший за собой человеческие жертвы, произошел 12 августа 1956 года на подлодке М-259, находившейся в подводном положении в западной части Финского залива. Произошедший взрыв в дизельном отсеке, вызвавший пожар, в итоге погубил 4 подводников.
Но самой крупной аварией, вылившейся в катастрофу, стала фактическая гибель подлодки М-256. 26 сентября 1957 года подлодка проходила испытания на скорость в Таллинском заливе. Взрыв, опять-таки повлёкший пожар, снова произошёл в дизельном отсеке. Пожар, подпитываемый жидким кислородом, который использовался для работы двигателя замкнутого цикла, быстро распространялся по отсекам. Лодка всплыла в надводное положение. Командир приказал экипажу выйти на палубу, т.к. резонно полагал возможность второго взрыва. В это время забортная вода уже поступала внутрь прочного корпуса.
На Балтике в тот момент, как назло, бушевал шторм. Несмотря на это и на принятые забортные воды, лодка смогла продержаться на плаву почти 4 часа. Но шторм просто не позволял кораблям подойти к терпящей бедствие подлодке. В итоге удалось спасти лишь семерых подводников.
Теперь ВМФ и кораблестроители взялись за расследование всерьёз. И в этот раз упор был сделан не на ошибки экипажа, на которые частенько списывают различные эксцессы, а на возможные ошибки в самой конструкции лодки, т.е. задействовали науку. Для этого провели переоборудование целой подлодки проекта А615 и подвели под неё понтоны, установив недалеко от пирса. Испытания начались летом 1958 года. Двигатель гоняли до изнеможения, пока не добились «положительного» результата.
Снизив содержание кислорода в газовой смеси в двигателе замкнутого цикла до 15%, исследователи добились взрыва огромной силы – разворотило несколько отсеков. При этом картина взрыва в точности повторяла взрыв на М-256, которую в ноябре 1957 году подняло известное спасательное судно «Коммуна».
Естественно, были внесены различные изменения как в практику эксплуатации двигателей, так и в приборооснащенность. Во-первых, строго запрещено было снижать содержание кислорода в газовой смеси. Во-вторых, подлодки оборудовали более современными газоанализаторами. Однако недостатков у подлодок хватало, начиная с проблемами хранения на борту запасов жидкого кислорода и заканчивая безумной требовательностью к аккуратности в эксплуатации двигателей. К тому же пожары подлодок проекта А615 всё равно продолжались, словно всю серию прокляли.
К 70-м годам лодки перестали ремонтировать и постепенно начали выводить из состава флота, ставя на консервацию. Недолгая служба революционных подлодок, давших (считаю понятие «подаривших» здесь неуместным) бесценный опыт, но невероятно дорогой ценой, подходила к концу.
М-261 по водам Кубани подходит к Краснодару
Подлодка окружена морским боевым антуражем (за качество фото прошу прощения: снимал не на свой фотоаппарат и в не самых удобных условиях)
До сих пор бытует забавная байка, что в те благословенные времена, когда экскурсии были на лодке не редким явлением, а сама она находилась в приличном состоянии, одна из них закончилась более чем неожиданно. В 1982 году во время широкого празднования дня ВМФ компания мужчин в тельняшках, разгорячённая спиртным, по окончании культурной программы решила несколько углубиться в воспоминания своей службы.
К сожалению, автор не застал те времена, когда подлодка М-261 была на плаву и находилась в солидном состоянии. Я лишь видел последствия того, как прокатившиеся по нашей стране «святые 90-е» превратили часть истории нашего подводного флота в дуршлаг, к тому же смердящий мочой. Некоторые освобождённые от «советского тоталитаризма», а заодно и от морали граждане водили за лодку своих сопливых чад справить нужду. Были и дегенераты постарше… Сейчас, к счастью, М-261 подлатали и подкрасили. Правда, надежды на восстановление музея непосредственно внутри подводной лодки нет. Время ушло.
Автор: Восточный ветер