Самые дорогие шлемы. Часть тринадцатая. О шлемах из бумаги и творчестве юных (ч. 2)
В обычной российской школе для обычных стандартных детей все с самого начала пошло не так, как было раньше в спецшколе и в гимназии. Если там 80% детей в классе делали все «как надо» на 4 и 5, а 20% испытывали трудности, то здесь не могли ничего сделать 80% детей, и только лишь у 20% что-то получалось. Причем безотносительно к теме. Я вел у них более технически ориентированные занятия, дочь – «более» художественные, и результат все равно был примерно один. То, что делали дети в прошлом в первом классе, теперь, в 2010 году, дети смогли повторить только во втором классе, то есть с задержкой на год!
Вот такой макет вулкана вполне можно сделать на кружковом занятии с детьми. Два занятия, и он готов. Два нужны для полной просушки основы. Причем вулкан разрезан пополам и видно, как он устроен.
Тем не менее за четыре года я этих детей буквально «выдрессировал». Они у меня делали: плот жангаду, метательную модель самолета, метательную модель ракеты, плот «Кон-Тики», индейское каноэ, корабль викингов, ганзейский когг, фрондиболу, рыцарский замок и много чего еще, теперь уже и не упомнишь. Два раза устраивали общегородской семинар для учителей с наглядным показом, как дети работают. Полный восторг! «Эх, и нам бы так!»
Тот же вулкан. Вид спереди. Материал – коробка из-под пиццы, газеты и много-много туалетной бумаги. А еще клейстер, ПВА, разноцветные краски и мох из леса.
А кто или что мешает? Руки не откуда надо растут или пенопласт головного мозга отсырел? В общем, «по Сеньке и шапка». То есть родителям некогда, и они не умеют. В садике эти неумения не компенсируются, в школе вместо уроков труда многие учителя проводят лишнюю математику, а в итоге ничего хорошего! Б.П. Никитин мне рассказал, что в Японии матери очень трепетно относятся к тому, когда их дети начинают есть палочками и все время их к этому подталкивают. На курсы ходят: «Как научить ребенка есть палочками?». Почему? А там доказано, что чем не раньше он начнет есть палочками, тем активнее у него развивается моторика пальцев, а ум как раз на их кончиках и находится. То есть «палочники» обгоняют «ложечников» в будущем и добиваются более высоких результатов в учебе и в школе, и в университете. А значит, и в карьере! «И вот я их спрашиваю, — сказал он, — насколько вы нас обогнали в интеллектуальном развитии своих детей?» А они мне: «Навсегда!» То есть у нас интеллект – это исключение, там – к сожалению, правило! И это очень печально, потому что исключения позволяют летать в космос и создавать управляемый термояд. А вот его высокий средний уровень – просто хорошо жить! Что, между нами говоря, куда важнее.
Конечно, идеально, когда ребенок у себя дома играет в самодельные игрушки, которые с ним вместе делают его родители, а также дедушки и бабушки. Захотела, например, кукольная семья Дункан купить автомобиль голубого цвета и… купила. А юная хозяйка этой семьи помогала его красить!
То есть совершенно правы оказались те ученые, которые утверждали, что с появлением городов биологическое развитие человека по пути к совершенству закончилось и наступила эпоха регресса, в которую мы еще добавили радиоактивного углерода-14, стронция-90 и всех прочих прелестей эпохи «холодной войны». Плюс ко всему этому резко возросшая социальная дифференциация общества.
Но тут, по счастью, внучка моя четвертый класс закончила, в школу я ходить перестал. Альтруизм вещь, конечно, хорошая, но в меру.
По той же самой причине поменяла моя дочь и место работы. Ушла из университета в «Академию» пензенской строительной компании «Ростум», куда ее взяли на должность менеджера образовательных проектов. А надо сказать, что деятельность этой компании в Пензе носит ярко выраженный социально-ориентированный характер. У них есть свой детский сад, где с детьми занимаются… педагоги, а не случайные «училки», и занимаются хорошо. У них есть городской летний лагерь прямо в центре города, что-то вроде шведского, с едой, сном и обучающими занятиями, а также множество обучающих программ. Среди них курс кинофотодела, журналистики, риторики, математики и иностранного языка. Соответственно летом проводятся лагеря в Крыму – кинодела, историко-географическая смена «В поисках золотого руна», бизнес-лагерь, смены иностранного языка на Мальте, в Канаде, в Лондоне и в Ирландии, в Дублине. Ежегодно в программах академии «Ростум» участвуют более 3000 детей, по всей Пензе действуют 6 филиалов во всех районах, так что родители всегда могут выбрать для себя самый близкий к их дому вариант. Конечно, это бизнес, то есть это не просто самоокупается, но еще и дает компании прибыль. Но… это социально ориентированный бизнес, который приносит большую пользу обществу.
Вот такого «оскара» получили по окончанию «кинолагеря» все его участники.
Да, участие в этих программах не из дешевых! Летний лагерь «В поисках золотого руна» стоит 52 500 рублей, а лагерь на Мальте так и вовсе 2600 евро. Но… это есть, и те, кто понимает, что дети это самый лучший в мире банк, вкладывают в них деньги не жалея.
К самым дешевым относится летний лагерь при самом «Ростуме» — 7000 рублей в неделю. Но это с питанием и занятиями, которые ведут опытные педагоги. Понятно, что и без меня там тоже не обошлось. Было прежде всего интересно, а какие дети здесь? Занятия с ребятами проводились следующие: на одном они вырезали детали и склеивали их в корабль викингов, а на двух других знакомились со средневековой геральдикой, и придумывали себе свой собственный герб.
А это приз первой лагерной смены «Живая наука». И каких только там опытов они не ставят!!!
Детей было 12. Каждый сидел за отдельным столиком. Возраста все были самого разного. То есть и учащиеся 5-ого класса, и 2-ого. Но… вот что значит «иной уровень бытия». Дети были серьезнее, глупо не скалились и рож друг другу не строили. Все умели резать ножницами и не просто резать, а аккуратно вырезать. Клеем пользовались умело. Терпеливо ждали своей очереди, если кому-то нужна была моя помощь, а не дергали меня за штаны – «мне, мне!» То есть работать с ними было одно удовольствие. Многие дети знали, что корабль викингов называется драккар, один мальчик подробно рассказал мне о триремах. Модельку, причем довольно сложную, сделали все! И неплохо. То есть по сравнению с обычными школьниками это было небо и земля. С этими стоило работать и дальше.
Всем, кто имеет отношение к «Академии» компании «Ростум», выдают фирменные майки и вот такие бейсболки. Очень корпоративно и красиво!
Очень интересно прошли занятия, посвященные геральдики. То есть, как я запланировал, так и прошло. Там, где им надо было смеяться – они смеялись, там, где надо было резать – они резали и клей на стол никто не выдавливал. Правда, были интересные моменты с чисто педагогической точки зрения. Один мальчик подошел ко мне, обнял и сказал: «Мне очень нравятся ваши занятия и как вы с нами общаетесь. Я вас люблю!» «Бедный мальчик! – подумал я. – Дома все есть, но чего-то существенного все же не хватает». Другая девочка призналась, что ей очень понравился корабль викингов. «Хочешь, дам тебе еще, дома сама сделаешь ?!» Она подумала и сказала: «Нет, пусть какой-нибудь другой ребенок сделает. Мне сейчас надо будет ехать в бассейн, потом на урок танцев». «А в воскресенье?» «В воскресенье я учу уроки на неделю!»
Лагерная вожатая Юля в «вендельском шлеме». А что, он ей очень даже идет!
Ну, а в этой «рыцарской смене», хотя дети были тоже маленькие (самые старшие закончили 5-ый класс), они были очень даже эрудированы. В отличие от моих студентов сразу сказали, что меч весит около одного килограмма, а не 5, не 15 и не 50 кг! А один мальчик просто «убил меня», сообщив, что Вильгельм Завоеватель носил до этого прозвище Вильгельм Бастард. Согласитесь, что не все взрослые это знают. К тому же, в 6-ом классе он еще не учился! Конечно, им всем хотелось походить в «настоящем вендельском шлеме», а уж в «шлеме «кастрюле» – тем более!
Этой девчушке шлем явно велик...
Да, что ни говори, а с «такими детьми» иной раз бывает очень забавно. Девочка входит в бассейн в лагере на территории санатория с сосновом бору: «Ой, бассейн для всех! Как здорово!» Мальчик: «Какой замечательный лагерь, здесь можно по-русски говорить!» «А ты что, обычно в лагере говоришь по-английски?» «Конечно, до этого меня родители все в лагерь на остров Тенерифе отправляли… Ну там и скука!» Мальчик в растерянности стоит с пластиковой картой в руках посреди прямо-таки роскошного лагеря в Крыму. «Какая проблема?» «Да вот, нет автомата, не могу деньги снять». «А тебе что-то нужно?» «Нет, тут все есть. Но мне дали карту, а на ней 70 тысяч. Должен же я их хоть на что-то потратить?» Девочка 14 лет начальнику лагеря: «Я сейчас позвоню моей маме, и вы будете делать все, что она вам скажет!» Начальник: «Я сейчас позвоню твоей маме, и ты в два часа вылетишь у меня отсюда и пусть мама твоя тебя забирает!» Мама оказалась адекватной при всех своих (или мужа деньгах!) и как следует дочку отчитала. Но интересно, не правда ли?
«Шлем-кастрюля». Детям очень нравятся «шлемы с рогами». Но они уже знают, что викинги такие не носили. К тому же на этом шлеме не рога, а стилизованные топоры. «Азино три топора…» – едва дети услышали это слово, как сразу запели.
Кстати, интересный момент: дети не приучены есть разные кулинарные изыски. Сосиски и жареная картошка – вне конкуренции, а вот «куриные крылышки в меду по-французски» и другие им подобные изыски вызвали у многих недоумение. То есть эти дети – всего лишь второе поколение у богатых родителей. А те – первое! И многие их папы, и мамы слаще морковки ничего не ели, в свое детство у бабушек в деревнях летом навоз месили, а по заграницам ездить и не мечтали. Но… кому-то повезло, кто-то упорством и трудолюбием выбился, кто-то «в нужное место попал». Вот так и стали… людьми состоятельными. А культурешки-то часто не хватает. «Пустите Дуньку в Европу» – это про них. Хотя и не про всех, к счастью. Но хорошо уже то, что хватает ума отдавать своих детей вот в такие центры, где их дотягивают до того уровня, до которого они сами в их возрасте еще не доходили. Их дети будут счастливее, однако!
А вот изготовлению такой катапульты мы посвятили целое занятие. Но об этом в следующий раз!
Продолжение следует…
Вот такой макет вулкана вполне можно сделать на кружковом занятии с детьми. Два занятия, и он готов. Два нужны для полной просушки основы. Причем вулкан разрезан пополам и видно, как он устроен.
Тем не менее за четыре года я этих детей буквально «выдрессировал». Они у меня делали: плот жангаду, метательную модель самолета, метательную модель ракеты, плот «Кон-Тики», индейское каноэ, корабль викингов, ганзейский когг, фрондиболу, рыцарский замок и много чего еще, теперь уже и не упомнишь. Два раза устраивали общегородской семинар для учителей с наглядным показом, как дети работают. Полный восторг! «Эх, и нам бы так!»
Тот же вулкан. Вид спереди. Материал – коробка из-под пиццы, газеты и много-много туалетной бумаги. А еще клейстер, ПВА, разноцветные краски и мох из леса.
А кто или что мешает? Руки не откуда надо растут или пенопласт головного мозга отсырел? В общем, «по Сеньке и шапка». То есть родителям некогда, и они не умеют. В садике эти неумения не компенсируются, в школе вместо уроков труда многие учителя проводят лишнюю математику, а в итоге ничего хорошего! Б.П. Никитин мне рассказал, что в Японии матери очень трепетно относятся к тому, когда их дети начинают есть палочками и все время их к этому подталкивают. На курсы ходят: «Как научить ребенка есть палочками?». Почему? А там доказано, что чем не раньше он начнет есть палочками, тем активнее у него развивается моторика пальцев, а ум как раз на их кончиках и находится. То есть «палочники» обгоняют «ложечников» в будущем и добиваются более высоких результатов в учебе и в школе, и в университете. А значит, и в карьере! «И вот я их спрашиваю, — сказал он, — насколько вы нас обогнали в интеллектуальном развитии своих детей?» А они мне: «Навсегда!» То есть у нас интеллект – это исключение, там – к сожалению, правило! И это очень печально, потому что исключения позволяют летать в космос и создавать управляемый термояд. А вот его высокий средний уровень – просто хорошо жить! Что, между нами говоря, куда важнее.
Конечно, идеально, когда ребенок у себя дома играет в самодельные игрушки, которые с ним вместе делают его родители, а также дедушки и бабушки. Захотела, например, кукольная семья Дункан купить автомобиль голубого цвета и… купила. А юная хозяйка этой семьи помогала его красить!
То есть совершенно правы оказались те ученые, которые утверждали, что с появлением городов биологическое развитие человека по пути к совершенству закончилось и наступила эпоха регресса, в которую мы еще добавили радиоактивного углерода-14, стронция-90 и всех прочих прелестей эпохи «холодной войны». Плюс ко всему этому резко возросшая социальная дифференциация общества.
Но тут, по счастью, внучка моя четвертый класс закончила, в школу я ходить перестал. Альтруизм вещь, конечно, хорошая, но в меру.
По той же самой причине поменяла моя дочь и место работы. Ушла из университета в «Академию» пензенской строительной компании «Ростум», куда ее взяли на должность менеджера образовательных проектов. А надо сказать, что деятельность этой компании в Пензе носит ярко выраженный социально-ориентированный характер. У них есть свой детский сад, где с детьми занимаются… педагоги, а не случайные «училки», и занимаются хорошо. У них есть городской летний лагерь прямо в центре города, что-то вроде шведского, с едой, сном и обучающими занятиями, а также множество обучающих программ. Среди них курс кинофотодела, журналистики, риторики, математики и иностранного языка. Соответственно летом проводятся лагеря в Крыму – кинодела, историко-географическая смена «В поисках золотого руна», бизнес-лагерь, смены иностранного языка на Мальте, в Канаде, в Лондоне и в Ирландии, в Дублине. Ежегодно в программах академии «Ростум» участвуют более 3000 детей, по всей Пензе действуют 6 филиалов во всех районах, так что родители всегда могут выбрать для себя самый близкий к их дому вариант. Конечно, это бизнес, то есть это не просто самоокупается, но еще и дает компании прибыль. Но… это социально ориентированный бизнес, который приносит большую пользу обществу.
Вот такого «оскара» получили по окончанию «кинолагеря» все его участники.
Да, участие в этих программах не из дешевых! Летний лагерь «В поисках золотого руна» стоит 52 500 рублей, а лагерь на Мальте так и вовсе 2600 евро. Но… это есть, и те, кто понимает, что дети это самый лучший в мире банк, вкладывают в них деньги не жалея.
К самым дешевым относится летний лагерь при самом «Ростуме» — 7000 рублей в неделю. Но это с питанием и занятиями, которые ведут опытные педагоги. Понятно, что и без меня там тоже не обошлось. Было прежде всего интересно, а какие дети здесь? Занятия с ребятами проводились следующие: на одном они вырезали детали и склеивали их в корабль викингов, а на двух других знакомились со средневековой геральдикой, и придумывали себе свой собственный герб.
А это приз первой лагерной смены «Живая наука». И каких только там опытов они не ставят!!!
Детей было 12. Каждый сидел за отдельным столиком. Возраста все были самого разного. То есть и учащиеся 5-ого класса, и 2-ого. Но… вот что значит «иной уровень бытия». Дети были серьезнее, глупо не скалились и рож друг другу не строили. Все умели резать ножницами и не просто резать, а аккуратно вырезать. Клеем пользовались умело. Терпеливо ждали своей очереди, если кому-то нужна была моя помощь, а не дергали меня за штаны – «мне, мне!» То есть работать с ними было одно удовольствие. Многие дети знали, что корабль викингов называется драккар, один мальчик подробно рассказал мне о триремах. Модельку, причем довольно сложную, сделали все! И неплохо. То есть по сравнению с обычными школьниками это было небо и земля. С этими стоило работать и дальше.
Всем, кто имеет отношение к «Академии» компании «Ростум», выдают фирменные майки и вот такие бейсболки. Очень корпоративно и красиво!
Очень интересно прошли занятия, посвященные геральдики. То есть, как я запланировал, так и прошло. Там, где им надо было смеяться – они смеялись, там, где надо было резать – они резали и клей на стол никто не выдавливал. Правда, были интересные моменты с чисто педагогической точки зрения. Один мальчик подошел ко мне, обнял и сказал: «Мне очень нравятся ваши занятия и как вы с нами общаетесь. Я вас люблю!» «Бедный мальчик! – подумал я. – Дома все есть, но чего-то существенного все же не хватает». Другая девочка призналась, что ей очень понравился корабль викингов. «Хочешь, дам тебе еще, дома сама сделаешь ?!» Она подумала и сказала: «Нет, пусть какой-нибудь другой ребенок сделает. Мне сейчас надо будет ехать в бассейн, потом на урок танцев». «А в воскресенье?» «В воскресенье я учу уроки на неделю!»
Лагерная вожатая Юля в «вендельском шлеме». А что, он ей очень даже идет!
Ну, а в этой «рыцарской смене», хотя дети были тоже маленькие (самые старшие закончили 5-ый класс), они были очень даже эрудированы. В отличие от моих студентов сразу сказали, что меч весит около одного килограмма, а не 5, не 15 и не 50 кг! А один мальчик просто «убил меня», сообщив, что Вильгельм Завоеватель носил до этого прозвище Вильгельм Бастард. Согласитесь, что не все взрослые это знают. К тому же, в 6-ом классе он еще не учился! Конечно, им всем хотелось походить в «настоящем вендельском шлеме», а уж в «шлеме «кастрюле» – тем более!
Этой девчушке шлем явно велик...
Да, что ни говори, а с «такими детьми» иной раз бывает очень забавно. Девочка входит в бассейн в лагере на территории санатория с сосновом бору: «Ой, бассейн для всех! Как здорово!» Мальчик: «Какой замечательный лагерь, здесь можно по-русски говорить!» «А ты что, обычно в лагере говоришь по-английски?» «Конечно, до этого меня родители все в лагерь на остров Тенерифе отправляли… Ну там и скука!» Мальчик в растерянности стоит с пластиковой картой в руках посреди прямо-таки роскошного лагеря в Крыму. «Какая проблема?» «Да вот, нет автомата, не могу деньги снять». «А тебе что-то нужно?» «Нет, тут все есть. Но мне дали карту, а на ней 70 тысяч. Должен же я их хоть на что-то потратить?» Девочка 14 лет начальнику лагеря: «Я сейчас позвоню моей маме, и вы будете делать все, что она вам скажет!» Начальник: «Я сейчас позвоню твоей маме, и ты в два часа вылетишь у меня отсюда и пусть мама твоя тебя забирает!» Мама оказалась адекватной при всех своих (или мужа деньгах!) и как следует дочку отчитала. Но интересно, не правда ли?
«Шлем-кастрюля». Детям очень нравятся «шлемы с рогами». Но они уже знают, что викинги такие не носили. К тому же на этом шлеме не рога, а стилизованные топоры. «Азино три топора…» – едва дети услышали это слово, как сразу запели.
Кстати, интересный момент: дети не приучены есть разные кулинарные изыски. Сосиски и жареная картошка – вне конкуренции, а вот «куриные крылышки в меду по-французски» и другие им подобные изыски вызвали у многих недоумение. То есть эти дети – всего лишь второе поколение у богатых родителей. А те – первое! И многие их папы, и мамы слаще морковки ничего не ели, в свое детство у бабушек в деревнях летом навоз месили, а по заграницам ездить и не мечтали. Но… кому-то повезло, кто-то упорством и трудолюбием выбился, кто-то «в нужное место попал». Вот так и стали… людьми состоятельными. А культурешки-то часто не хватает. «Пустите Дуньку в Европу» – это про них. Хотя и не про всех, к счастью. Но хорошо уже то, что хватает ума отдавать своих детей вот в такие центры, где их дотягивают до того уровня, до которого они сами в их возрасте еще не доходили. Их дети будут счастливее, однако!
А вот изготовлению такой катапульты мы посвятили целое занятие. Но об этом в следующий раз!
Продолжение следует…
Автор: kalibr