Путешествия в Биармию. Загадочная страна скандинавских саг
За страной йура (венгров) находятся береговые люди;
они плавают в море без нужды и без цели, а лишь для
прославления самих себя, что вот, мол, они достигли
такого-то и такого-то места…
Марвази, арабский учёный, живший на рубеже XI-XII веков
они плавают в море без нужды и без цели, а лишь для
прославления самих себя, что вот, мол, они достигли
такого-то и такого-то места…
Марвази, арабский учёный, живший на рубеже XI-XII веков
Скандинавы вообще сверхкритично относились к рассказам о реальных людях. А Биармию в разное время посещали такие известные лица, как норвежские короли Эйрик Кровавая Секира (об этом рассказывается в "Саге об Эгиле Скаллагримсоне" – события примерно 920–930 г.г.) и Харальд Серая Шкура (его сын – "Сага об Олафе, сыне Трюггви"), шведский конунг Стурлауг Ингвольссон, кровный враг норвежского короля Олава Святого Торир Собака. И другие, исторически менее значимые персонажи саг: Боси и его побратим Херрауд, Хальфдан, сын Эйстина и его побратим Ульфкель, Хаук Серые Штаны и некоторые другие. Нашел время для посещения Биармии и чрезвычайно интересный викинг Орвар Одд (Oddr Oervar – Одд-Острые Стрелы), который в 12 лет сбежал из дома приемного отца после того, как получил от пророчицы Гейдр предсказание о смерти от головы коня Факси, что стоит сейчас в конюшне. Вам это, кстати, ничего не напоминает? Орвар Одд, станет правителем на юге – "в стране гуннов" (гуннами скальды часто объявляли всех людей, живших южнее Скандинавского полуострова, "Сага о Вёльсунгах" называет гунном даже Сигурда, более известного как герой германского эпоса "Песнь о нибелунгах" Зигфрид). Под старость Одд вернется на родину: погуляет по опустевшему Беруриоду, скажет спутникам, что ушел от судьбы и по дороге на корабль заденет ногой лошадиный череп… Да, из этого черепа выползет змея и ужалит его в ногу. В ожидании смерти, Орвар Одд разделил своих людей на две части: 40 человек готовили курган для его погребения, другие 40 – слушали (и запоминали) стихотворение о его жизни и подвигах, которое он слагал у них на глазах. Помимо "Орвар-Одд саги" (жанр – "сага о древних временах", записана в XIII веке), он упоминается также в "Саге о Хервёр" и в исландских родовых сагах ("Сага о Гисли", "Сага об Эгиле").
Всё вышесказанное позволяет сделать вывод о реальности как самой Биармии, так и путешествий, совершённых в эту страну скандинавами. Тем более удивительно отсутствие любых следов Биармии в русских летописях. Единственное исключение – "Иоакимовская летопись", написанная в Новгороде не раньше середины XVII века – гораздо позже всех этих, совершённых в IX-XI веках путешествий. Причём составитель её явно пользовался текстами каких-то западноевропейских источников, из которых и могло попасть в неё название "Биармия" (в тексте – "город Бярмы"). Но и саги, подробно рассказывая о приключениях героев в данной стране, сообщают очень мало сведений о её местонахождении. Вот типичный пример описания пути в Биармию:
"Всё это время берег был у них с правой руки, а море – с левой. Большая река впадала здесь в море. С одной стороны к реке подходил лес, а с другой – зелёные луга, на которых пасся скот".
Филипп Иоганн фон Страленберг
Впоследствии он стал историком и географом России. Именно Страленберг первым отождествил "Страну городов" ("Гардарики") скандинавских саг – с Киевской Русью, а "Островной город" (Хольмгард) – с Новгородом. Страленберг предположил, что Биармия находилась на берегах реки Камы, назвав город Чердынь её столицей, а саму страну – "Великой Пермью". Именно здесь, по его мнению, встречались корабли, пришедшие из Каспийского моря, с ладьями викингов. Данная версия малопопулярна в настоящее время и имеет в основном историческое значение.
Страленберг, писал также, ссылаясь на "Шведскую библиотеку" (Schwedische Bibliothek) издания 1728 года, что вождю финнов по имени Кусо удалось подчинить Биармию на три года. Это входит в очевидное противоречие с высказанной им же "пермской" версией.
Европейский север России вообще мало подходит для локализации в нем Биармии. Ведь, как мы помним, характерной особенностью этой страны является обилие серебра (точнее – серебряных монет), которое и было главной добычей побывавших в Биармии викингов. В раннем средневековье Европа испытывала острый дефицит этого металла. Россия не была исключением, до XVIII века серебро вообще не добывалось в нашей стране и поступало только из-за рубежа. Основными поставщиками этого металла в то время были Средняя Азия и арабские страны, купцы которых обменивали его на меха и рабов. Именно на пути, соединявшем Новгород с Каспийским морем (у Рыбинска, Ярославля, Ростова Великого, и т.д.) находят многочисленные клады серебряных арабских дирхемов с древнегерманскими руническими надписями на них. Количество найденных монет исчисляется уже сотнями тысяч, а их вес – десятками килограммов. На этом же пути найдены многочисленные курганы с погребениями скандинавских воинов и купцов, полностью отсутствующие на европейском севере России.
Следующую "атаку" на загадку Биармии предприняли филологи-скандинависты, которые выяснили, что название её означает "Прибрежная страна", которая, таким образом, может находиться где угодно. Это позволило исследователям обратить внимание на те эпизоды саг, где говорится о "Восточном пути" в Биармию. Так, дружинники Эйрика Кровавая Секира Бьорн и Сальгард нападают на Биармию "с севера от Восточного пути", причем целью их похода была также и земля Surtsdala (Суздальская!). Более того, "Сага о Хаконе Хаконарсоне", в которой рассказывается о событиях 1222 года, утверждается, что скандинавы в то время постоянно жили в Биармии, совершая оттуда регулярные походы в Суздаль (Sudrdalariki), либо отправляя туда торговые экспедиции. Герой саги Эгмунд, например, отправился из Биармии "осенью на восток, в Судрдаларики со своими слугами и товаром".
Викинг Ульфкель из "страны бьярмов" попал в Финский залив. Саксон Грамматик в "Деяниях данов" сообщает, что путь в Биармию лежит из озера Меларен в Швеции на север вдоль берегов этой страны, и далее – на восток, и что датский король Регнер (Рагнар Лотброк) ходил в поход на биармов сухопутным путём. Ему удалось тогда подчинить Ливонию, Финляндию и Биармию. Интересно, что конунг Биармии не доверял в военных делах своим "искусным в колдовстве" подданным, предпочитая использовать, умеющих прекрасно стрелять из луков финнов, с помощью которых постоянно беспокоил оставшуюся на зиму в Биармии армию Рагнара. Финны-лыжники внезапно появлялись, расстреливали датчан издали и стремительно исчезали, "вызывая одновременно и восхищение, и удивление, и злость". Ставший впоследствии королём Норвегии, знаменитый зять Ярослава Мудрого, Харальд Суровый, будучи на службе в Гардарике, "ходил по восточному пути на куров, вендов" и другие народы юго-восточной Балтики, а викинга Гудлейка "восточный путь" привёл в Хольмгард (Новгород). Более того, викинг Стурлауг находит в Биармии янтарный храм, а Босасага утверждает, что её герои в стране бьярмов, пройдя винский лес, оказались в местности, которую местные жители называли "Глезисвеллир". Здесь стоит напомнить сообщение Тацита: "Что касается правого побережья Свебского моря, то здесь им омываются земли, на которых живут племена эстиев ... они обшаривают море и на берегу и на отмелях единственные из всех собирают янтарь, который сами они называют "ГЛЕЗОМ".
Теперь следует рассказать о Пути, который во всех этих источниках называется "Восточным". В скандинавском источнике "Описание Земли", датируемом около 1170–1180 г.г., говорится: "Через Данмарк море идет Восточным путем. Рядом с Данмарком находится Малая Свитьод, затем Эланд, затем Готланд, затем Хельсингаланд, затем Вермаланд, затем два Квенланда, и они лежат к северу от Биармаланда". В более позднем скандинавском сочинении «Грипла» сообщается: "Через Данмарк море течет Восточным путем. Свитьод лежит к востоку от Данмарка, Норвегия — к северу. Финнмарк на север от Норвегии. Затем земля поворачивает на северо-восток и на восток, пока не доходит до Биармаланда (Biarmalandi), который платит дань королю Гардарики (Руси)". То есть, суммируя данные этих двух источников, можно предположить, что Биармия располагалась южнее Финляндии, и платила дань, вероятно, Новгороду.
Современные исследователи единодушны во мнении, что "Восточный путь" начинался от берегов Дании, шёл между южным побережьем Балтийского моря, где жили венды (бодричи), и островами Лангеланд, Лоланд, Фальстер, Борнгольм, Эланд, Готланд, далее он поворачивал на север к острову Арнхольм, а от него – на восток через Аландский пролив. От мыса Ханко в южной Финляндии корабли шли к мысу Порккалаудд и резко поворачивали на юг к месту, на котором был построен город Lyndanisse (Kesoniemi – финский, Колывань, Ревель, Таллинн). Одно из ответвлений этого пути вело к устью Невы и Ладожскому озеру и дальше к Новгороду. Если мы, следуя указанию саги об Эйрике Кровавой Секире, поплывём к югу от "Восточного пути", то окажемся в Рижском заливе, в который впадает Западная Двина – ещё один кандидат на место реки Вины страны Биармии. Сторонники этой точки зрения указывают, что от устья Северной Двины до ближайшего леса несколько десятков километров, тогда как на берегах Даугавы и Рижского залива лес местами подходит к самому морю, а святилище богини Йомалы отождествляется ими с храмом бога грома Юмала в Юрмале.
Осталось сказать, что скальды называют в сагах все народы, жившие на восточных берегах Балтийского моря, кроме одного – ливов. Именно ливов, язык которых, в отличие от их соседей, относится не индоевропейским языкам, а является финноугорским (мы же помним, что язык биармов Оттару показался похожим на финский), считают некоторые исследователи биармами скандинавских саг. Сейчас от этого прежде многочисленного народа осталась лишь небольшая группа рыбаков в Талсинском районе Латвии.
Интересно, что в "Саге о короле Хаконе", написанной исландцем Стурлой Тордасоном (племянником знаменитого Снорри Стурлсона) около 1265 г., биармами называются именно жители восточной Прибалтики: "Хакон-конунг... велел построить церковь на севере и окрестил весь тот приход. К нему пришло много бьярмов, бежавших с востока от нашествия татар, и окрестил он их, и дал им фьорд, называемый Малангр".
А вот что сообщают об этих событиях русские летописи.
Первая Новгородская: "Того же лета (1258 г.) взяша татарове всю землю литовскую, а самих избиша".
Никоновская летопись: "Того же лета взяша татарове всю землю литовскую и со многим полоном и богатством идоша въ свояси".
Таким образом, можно предположить, что Биармиями авторы саг называли разные страны. "Дальняя Биармия", действительно, могла располагаться на побережье Белого моря, но, плавания туда скандинавов если и были, то эпизодическими, и не имеющими никаких серьезных последствий. Ближняя Биармия, путешествия в которую и описывает большинство саг, располагалась в устье Западной Двины. Версии о других локализациях этой страны можно смело признать имеющими лишь историческое значение.
Н. Рерих. «Волоком волокут»
Автор: ВлР