Т-64: антигерой Юго-востока Украины
Полномасштабное боевое крещение в конфликте получила харьковская машина Т-64 и её многочисленные модификации на территории Юго-востока Украины. И, как оказалось, во многом революционный танк оказался слабо готов к войне. Ещё с середины 60-х годов прошлого столетия многие специалисты оборонки высказывали сомнения в целесообразности постановки танка на производство. Но знаменитое хрущевское «Будем брать!» на танковом полигоне в Кубинке и авторитет главного конструктора А. А. Морозова сделали свое дело.
Справедливости ради стоит отметить, что генсек якобы одобрительно высказался о танках, которые уже полноценно проходили испытания, и построено их было порядка 90 штук. К тому времени решение о выпуске установочной партии Т-64 уже было принято Советом министров СССР (№ 693-291 от 4.07.1962). По мнению Г. Б. Пастернака, ветерана ГАБТУ, Т-64 имеет целый «букет» недостатков, исправить которые крайне проблематично. Прежде всего это двухтактный пятицилиндровый дизель 5ТДФ с двумя коленчатыми валами, отличающийся низкой надежностью, а также высокими требованиями к обслуживанию и эксплуатации. Даже в официальных документах рекомендовалось передавать танки только опытным экипажам с высокой квалификацией. Мотор стал головной болью заместителей руководителей боевых подразделений по технической части. 5ТДФ был во многом откровенно сырым двигателем – чувствителен к перегреву, наличию пыли в воздухе, а также отличался затрудненным холодным пуском. К примеру, в полевых условиях при аварийной утечке антифриза нельзя было просто добавить воды в систему охлаждения и продолжить марш. Рубашка охлаждения блока цилиндров имела настолько тонкие протоки, что быстро забивалась накипью, и мотор заклинивал. По воспоминаниям кадровых танкистов, исправность танковых дизелей 5ТДФ ни в одном подразделении не была даже близка к 100%. Известно, что лакомой целью любого «бронебойщика» является боекомплект танка, и здесь Т-64 совсем не на высоте. Расположение механизированной боеукладки кабинного типа, когда экипаж сидит в окружении пороховых зарядов (до уровня погона башни), может быть оправдано только в условиях лобовой атаки, когда ни одно противотанковое средство не может поразить машину в ослабленные боковые проекции. Для этого необходимо как минимум тесное взаимодействие с собственной пехотой, либо с легкой бронетехникой. Однако опыт фактически противопартизанских действий на Юго-востоке Украины показывает, что танк атакуют со всех ракурсов, и «фотоотчеты» с последствиями боев тому красноречивые свидетельства. Корпуса Т-64 просто развалены от сдетонировавшего БК, башни отброшены на десятки метров, экипажи уничтожены… К слову, одним из названий подобного компоновочного решения в среде танкистов стало «пороховая бочка».
Уничтоженный Т-64А. Источник: lostarmour.info
Принцип действия ДЗ "Нож" по БПС. Источник: alternathistory.com
Безусловно, характер боев на юго-востоке Украины в большинстве своем вообще не предназначен для танковых подразделений. Для подобных карательных или полицейских операций нужны другие машины, а не танк, разработанный для ядерной войны со странами НАТО. Но это лишь подчеркивает недостатки харьковского Т-64 и неоправданные шаги командования ВСУ.
Справедливости ради стоит отметить, что генсек якобы одобрительно высказался о танках, которые уже полноценно проходили испытания, и построено их было порядка 90 штук. К тому времени решение о выпуске установочной партии Т-64 уже было принято Советом министров СССР (№ 693-291 от 4.07.1962). По мнению Г. Б. Пастернака, ветерана ГАБТУ, Т-64 имеет целый «букет» недостатков, исправить которые крайне проблематично. Прежде всего это двухтактный пятицилиндровый дизель 5ТДФ с двумя коленчатыми валами, отличающийся низкой надежностью, а также высокими требованиями к обслуживанию и эксплуатации. Даже в официальных документах рекомендовалось передавать танки только опытным экипажам с высокой квалификацией. Мотор стал головной болью заместителей руководителей боевых подразделений по технической части. 5ТДФ был во многом откровенно сырым двигателем – чувствителен к перегреву, наличию пыли в воздухе, а также отличался затрудненным холодным пуском. К примеру, в полевых условиях при аварийной утечке антифриза нельзя было просто добавить воды в систему охлаждения и продолжить марш. Рубашка охлаждения блока цилиндров имела настолько тонкие протоки, что быстро забивалась накипью, и мотор заклинивал. По воспоминаниям кадровых танкистов, исправность танковых дизелей 5ТДФ ни в одном подразделении не была даже близка к 100%. Известно, что лакомой целью любого «бронебойщика» является боекомплект танка, и здесь Т-64 совсем не на высоте. Расположение механизированной боеукладки кабинного типа, когда экипаж сидит в окружении пороховых зарядов (до уровня погона башни), может быть оправдано только в условиях лобовой атаки, когда ни одно противотанковое средство не может поразить машину в ослабленные боковые проекции. Для этого необходимо как минимум тесное взаимодействие с собственной пехотой, либо с легкой бронетехникой. Однако опыт фактически противопартизанских действий на Юго-востоке Украины показывает, что танк атакуют со всех ракурсов, и «фотоотчеты» с последствиями боев тому красноречивые свидетельства. Корпуса Т-64 просто развалены от сдетонировавшего БК, башни отброшены на десятки метров, экипажи уничтожены… К слову, одним из названий подобного компоновочного решения в среде танкистов стало «пороховая бочка».
Уничтоженный Т-64А. Источник: lostarmour.info
Принцип действия ДЗ "Нож" по БПС. Источник: alternathistory.com
Безусловно, характер боев на юго-востоке Украины в большинстве своем вообще не предназначен для танковых подразделений. Для подобных карательных или полицейских операций нужны другие машины, а не танк, разработанный для ядерной войны со странами НАТО. Но это лишь подчеркивает недостатки харьковского Т-64 и неоправданные шаги командования ВСУ.
Автор: Евгений Федоров