Начало Второй мировой войны Италия встретила с очень сильным подразделением подводных диверсантов. После того, как итальянские боевые пловцы успешно атаковали Суда, командование ВМС Италии приняло решение организовать рейд на Мальту. В то время остров Мальта, принадлежавший Британии, был главным форпостом Лондона в Средиземноморье. Именно обладание Мальтой позволяло британскому флоту держать под контролем основные судоходные пути из Италии и Южной Франции в Тунис и Алжир. Эти пути играли особенно важную роль в контексте разворачивавшихся боев в Северной Африке, где британские войска сражались с итальянскими, а затем и германскими войсками.
Разработка подводной операции началась в апреле 1941 года. В поддержку операции очень активно выступал сам Тезео Тезеи – знаковая фигура для итальянских подводных диверсантов, один из разработчиков управляемых торпед и создателей флотилии подводных диверсантов. Руководить операцией должен был командир 10-й флотилии MAS капитан 2 ранга Витторио Моккагатта (на фото), а майор-инженер Тезео Тезеи вызвался принять в этом рейде личное участие. Более того, он настоял на том, чтобы в рейде использовались не только катера МТМ, но и управляемые торпеды. Командование флотом, беспокоясь о безопасности конструктора, пыталось отговорить его от участия в операции, тем более, что на недавнем медицинском обследовании Тезеи был признан временно негодным к подводному плаванию из-за порока сердца. Но Тезеи, обладавший очень твердым характером и слывший горячим патриотом фашистской Италии, был непреклонен – он требовал личного участия в операции и командованию пришлось с ним согласиться.
Группе подводных пловцов предстояло проникнуть на специальных катерах в бухту Марса-Машет, затем взорвать мост Сант-Эльмо и организовать диверсии против британских подводных и надводных кораблей, находившихся в бухте. Вечером 25 июля 1941 года отряд подводных диверсантов под командованием Моккагатта вышел из базы в Аугуста, что на острове Сицилия, и направился в сторону Мальты. В отряд входили посыльное судно «Диана», 9 взрывающихся катеров МТМ, находившихся на борту судна, специальный моторный катер MTL, предназначенный для перевозки управляемых торпед «Майале», два моторных катера и торпедный катер. Когда отряд приблизился к Мальте на 20 миль, в воду спустили все 9 катеров МТМ. Однако один из катеров тут же затонул, поэтому к острову направились всего 8 катеров.
Чтобы отвлечь внимание британской береговой охраны, итальянская авиация трижды бомбила базу Ла-Валетта. Около 3:00 ночи, оказавшись вблизи моста Сант-Эльмо, Тезео Тезеи и пловец Коста спустили на воду управляемые торпеды «Майале» и собирались уничтожить сети заграждения. Однако пловцы тут же обнаружили, что торпеда Коста имеет проблемы с двигателем. Поскольку взрыватели на катерах должны были сработать в конкретное время, Тезеи и его напарник Педретти (на фото) на торпеде направились к заграждению. После того, как пловцы взорвали бы заграждение, должны были последовать в бухту и взрывающиеся катера. Подобравшись к мосту, Тезеи посмотрел на часы и увидел, что уже 4:30 минут – время, установленное для прохода катеров. Времени раздумывать не было, иначе сорвалась бы атака.
Тезеи поставил взрыватель на ноль. Спустя мгновение прозвучал взрыв. В это же время группа из катеров МТМ направилась в сторону бухты, но поскольку моряки не были уверены в том, что заграждение удалось уничтожить, к нему направили один из катеров МТМ, на котором находился Карабелли, у которого уже не оставалось времени спастись. Прогремел взрыв. Береговая охрана британской базы сразу же включила осветительные прожекторы, после чего приближавшаяся к бухте группа итальянских катеров была обнаружена. Британцы начали обстреливать катера из пулеметов, одновременно в воздух были подняты дежурные истребители с базы британской авиации. Моряки на оставшихся катерах приняли решение поворачивать назад, но были замечены британской авиацией. В результате 11 итальянским пловцам все же удалось перебраться на торпедный катер.
Британцы, обследовавшие район моста, вскоре выловили окровавленную кислородную маску с кусками мяса. Это было все, что осталось от прославленного боевого пловца Тезео Тезеи. Атака на Мальту стала первым серьезным поражением 10-й флотилии MAS. Потери итальянских боевых пловцов составили 15 человек убитыми и 18 человек попавшими в плен к британцам. Кроме того, итальянцы потеряли 2 моторных катера, 8 взрывающихся катеров, катер MTL и 2 управляемые торпеды, а также 2 истребителя авиаподдержки, сбитых британцами. Среди погибших были прославленный майор Тезео Тезеи, его напарник второй капрал Педретти, командир надводного отряда капитан 3 ранга Джорджио Джоббе, начальник медслужбы капитан Бруно Фалькомата и сам командир 10-й флотилии капитан 2 ранга Витторио Моккагатта. В честь погибших героев подводный отряд 10-й флотилии MAS получил имя Тезео Тезеи, а надводный отряд флотилии – имя Витторио Моккагатта.
Неудача при атаке на Мальту была лишь первой в череде дальнейших поражений Италии на Средиземном море. Обстановка складывалась для итальянского флота очень плохо. Поэтому уже в октябре 1941 г. командование флотом решило вновь направить 10-ю флотилию MAS, немного оправившуюся после июльского фиаско, против британской военной базы. На этот раз целью была выбрана египетская Александрия. Операция была назначена на декабрь 1941 года.
3 декабря 1941 г. итальянская подводная лодка «Шире» вышла из базы в Ла-Специи. На борту лодки находились три управляемые торпеды «Майале». Командиром операции был назначен капитан 2-го ранга князь Валерио Юнио Боргезе. В Эгейском море подводная лодка подобрала шестерых боевых пловцов, которым предстояло управлять торпедами. Это были лейтенант Луиджи Дюран де ла Пенне, Эмилио Бьянки, Винченцо Мартеллотта, Марио Марино, Антонио Марчелья и Спартако Шерга.
19 декабря 1941 года лодка «Шире» на глубине 15 метров выпустила три управляемые торпеды с экипажами по два боевых пловца на каждой торпеде. До гавани Александрии оставалось чуть больше двух километров. В этот раз боевым пловцам удалось незамеченными пробраться в гавань. Однако без проблем не обошлось и в этот раз. У торпеды, которой управляли Эмилио Бьянки и Луиджи де ла Пенне, вышел из строя двигатель. Бьянки стал терять сознание и был вынужден всплыть для того, чтобы запастись кислородом.
Де ла Пенне (на фото) вручную направил торпеду к линейному кораблю «Valiant». Ему удалось установить магнитную мину прямо под корпус линкора, но как только де ла Пенне и Бьянки всплыли на поверхность, их обнаружили британские моряки и подняли на борт заминированного линкора. Де ла Пенне и Бьянки посадили в трюм корабля. Когда до взрыва оставалось 15 минут, де ла Пенне позвал капитана линкора Чарльза Моргана и сообщил ему о том, что корабль заминирован. Однако о подробностях минирования итальянский офицер не сообщил. Вскоре на линкоре прогремел взрыв, причем сами итальянцы не пострадали.
Антонио Марчелья и Спартако Шерга тем временем заминировали линейный корабль «Queen Elizabeth», а в 4:30 успешно покинули александрийскую гавань. Винченцо Мартеллотта и Марио Марино искали британский авианосец, но так и не обнаружили его, поскольку он чуть раньше покинул гавань и ушел в море. Поэтому боевые пловцы установили мину на норвежском танкере «Сагона», после чего покинули территорию гавани. Около 6 часов утра прогремели взрывы. Линкор «Valiant» был выведен из строя на 6 месяцев, «Queen Elizabeth» - на 9 месяцев, а танкер «Сагона» был разорван на две части и затонул. На линкоре «Queen Elizabeth» погибли 8 британских моряков. Что касается боевых пловцов, то все они попали в плен – де ла Пенне и Бьянки сразу при всплытии, а Марчелья, Шерга, Марино и Мартеллотта были арестованы местной полицией при попытке покинуть гавань и переданы британцами.
Несмотря на пленение самих пловцов, итальянцы в этот раз смогли блестяще отыграться за поражение при атаке на Мальту. Порт Александрия считался одной из ключевых баз британского флота. Итальянским пловцам удалось вывести из строя британские линкоры, а поскольку тремя неделями ранее немецкая подлодка торпедировала британский линкор HMS Barham, в Восточном Средиземноморье итальянский флот занял приоритетные позиции. Весной 1942 г. итальянские корабли полностью уничтожили британский конвой, следовавший на Мальту, а летом 1942 г. второй британский конвой также был уничтожен немецкими подводными лодками и авиацией. В самой Италии блестящая атака на Александрию была воспринята как национальная победа. Князь Боргезе и ряд боевых пловцов получили высшую военную награду – медаль «За доблесть».
В июне 1942 г. итальянские диверсанты участвовали в операции против советской военно-морской базы в Севастополе, поразив транспортное судно, две подводные лодки и малый корабль, а в июне-сентябре 1942 г. предприняли две атаки на порт Гибралтар, где также повредили несколько британских кораблей.
В конце 1942 г. итальянские пловцы провели еще одну очень успешную операцию – рейд на Алжир. В порту Алжира в это время находилось большое количество грузовых и транспортных судов, принадлежавших союзникам. 4 декабря 1942 года с военно-морской базы в Ла-Специи вышла итальянская сверхмалая подводная лодка «Амбра», на борту которой находились 3 управляемые торпеды и 10 диверсантов. К вечеру 10 декабря подводная лодка подошла к порту Алжира на глубине 18 метров. В 23:45 боевые пловцы и управляемые торпеды оставили лодку. Командир экипажа «Амбре» до 3:00 ждал возвращения пловцов, но, не дождавшись, покинул район порта и двинулся в сторону Ла-Специи.
Тем временем, пловцы смогли успешно справиться со своими задачами. В 5:00 на нескольких кораблях прогремели взрывы. Британское судно «Ocean Vanquisher» и норвежское «Berta» затонули, «Empire Centaur» и «Armatan» получили серьезные повреждения, а американский десантный корабль «LSM-59» был выброшен на берег. Правда, все 16 итальянских боевых пловцов и диверсантов, участвовавших в минировании кораблей, попали в плен.
Следует отметить, что кроме 10-й флотилии MAS, в 1941-1942 гг. были созданы XII-я эскадра торпедных катеров, действовавшая на Ладожском озере и участвовавшая в блокаде Ленинграда, и IV-я эскадра торпедных катеров, базировавшаяся в оккупированном германскими и итальянскими войсками Крыму. Продолжались атаки и в Средиземном море, а в начале 1943 г. флотилия всерьез рассматривала план организации диверсий в Нью-Йорке.
Однако после того, как в 1943 г. пал режим Муссолини, активность 10-й флотилии MAS на море резко снизилась, а затем и вообще прекратилась. Но убежденный фашист Боргезе не собирался, в отличие от многих других итальянских офицеров, переходить на сторону союзников. Он присягнул на верность прогитлеровской Итальянской социальной республике, а его примеру последовала вся флотилия MAS. В это же время резко изменился и ее профиль деятельности. Вынужденная действовать на суше, флотилия превратилась в карательно-полицейское подразделение, участвовавшее в антипартизанских операциях. На счету флотилии казнь 68 гражданских лиц в городе Масса, убийства мирных жителей в Удине, казнь 12 мирных жителей в Борто Тичино, казнь 5 мелких преступников в Кастелетто Тичино. Перед концом войны бывшие подводные диверсанты участвовали в операциях против югославских партизан в районе итало-югославской границы.
Конечно, антипартизанскими операциями и казнями мирных жителей героические боевые пловцы, которые не могли не вызывать восхищения своей подготовкой и отвагой, сильно себя дискредитировали. Именно в это время князь Валерио Юнио Боргезе и «наработал» срок, который ему дали после победы за участие в военных преступлениях. Бывший командир флотилии был схвачен партизанами и передан командованию союзных войск. Валерио Боргезе приговорили к 12 годам заключения, однако в тюрьме он провел всего около четырех лет и в 1949 году вышел на свободу. Политическая ситуация в мире к этому времени серьезно изменилась, вчерашний союзник СССР стал рассматриваться США и Великобританией как главный противник. Боевой опыт подводных диверсантов мог пригодиться уже для новых целей. В 1952 г. подразделение итальянских боевых пловцов было возрождено под названием COMSUBIN в составе ВМС Италии, которым предстояло играть важную роль в планах НАТО в Средиземноморском регионе.
После войны Валерио Юнио Боргезе стал активно участвовать в итальянской политике, сблизившись с крайне правыми кругами Италии, мечтавшими о возрождении фашизма. Одновременно он, хотя уже и не находился официально на военной службе, продолжил прежнюю деятельность диверсанта, только уже работавшего на крайне правые круги и спецслужбы. Именно его людей подозревали в причастности к подрыву советского линкора «Новороссийск» в 1955 году, но это уже другая история.
Продолжение следует...