Прогулки по Парижу. Часть 1
Париж, город Вольтера и Бомарше, мушкетеров и шансонье, куртуазных балов и Варфоломеевской ночи. «Город-ось, вокруг которой в один прекрасный день повернулась история» (В. Гюго). С давних пор Париж манит к себе людей всего мира, но, пожалуй, именно для россиян он стал не столько великим городом, сколько символом какой-то другой, необычной и счастливой жизни. Согласно опросам туристических компаний, при всем богатстве выбора именно Париж в первую очередь желало бы посетить подавляющее большинство наших соотечественников. Каким же увидят его российские туристы в первой половине XXI века?
Современный Париж – это кварталы симпатичных, но достаточно ординарных зданий и построек XIX-XX в.в.
Другой знаменитый музей Парижа – д`Орси, экспозиция которого охватывает период от Второй империи до начала эры кубизма. С 1973 г. он располагается в здании железнодорожного вокзала, построенного к Всемирной выставке 1900 г. Представленные в нем картины, безусловно, очень хороши, но специалисты считают, что конструктивные особенности здания мешают демонстрации их в наиболее выгодном свете. Однако красивое здание на левом берегу Сены уже вошло в список главных достопримечательностей Парижа, а музей д`Орси является одним из наиболее посещаемых туристами.
От знаменитой площади Бастилии (камни которой пошли на мостовые окрестных улиц), где располагается колонна в честь павших во время рев.1830 г. и новый оперный театр, начинаются Большие бульвары Парижа. Они располагаются на месте крепостных стен, снесенных при Людовике XIV, и тянутся до площади Мадлен. Самый известный из них – бульвар Капуцинок, где в доме № 14 в 1895 г. состоялся первый в мире киносеанс. На этом же бульваре находится и знаменитый концертный зал «Олимпия». Сами бульвары представляют собой улицы шириной около 100 метров, по которым нескончаемым потоком несется река автомобилей. Так что спокойно погулять по ним вряд ли получится.
Очень симпатичен Монмартр («Гора мучеников»), где, где творили три генерации знаменитых художников: импрессионисты, постимпрессионисты и авангардисты. Вершина этого холма является самой высокой точкой столицы, здесь располагается белоснежный собор Сакре-Кёр (Святого Сердца), строительство которого, начатое в 1876 г., было закончено в 1914 г.
Подняться к нему можно по лестнице, либо на фуникулере. У подножия Монмартра располагается знаменитое кабаре Мулен-Руж. Возможно, вас это удивит, но вход в него разрешен только в галстуке и запрещен в джинсах.
Другая знаменитая «гора» Парижа – Монпарнас («Гора муз») – располагается в южной части города. Около 1910 г. сюда с Монмартра переехали уже добившиеся известности художники, такие как Модильяни и Пикассо. Затем там поселились Мунк, Шагал, Цадкин, Гончарова, Диего Ривера и многие другие иностранные живописцы. Именно здесь, на башне-небоскребе «Монпарнас», а вовсе не на Эйфелевой башне, располагается самая высокая и самая большая терраса в Париже и единственная точка, откуда столицу можно обозревать на все 360 градусов.
Вообще-то, я небольшой любитель гулять по кладбищам, но для знаменитого Пер-Лашез, возможно, стоит сделать исключение. После открытия в 1803 г. это кладбище было настолько не престижным, что родственники покойных просто отказывались хоронить там своих близких. Все изменилось после того, как по распоряжению Наполеона сюда перенесли и торжественно перезахоронили прах Мольера и Лафонтена. Результат превзошел все ожидания. Уже к середине XIX века Пер-Лашез превзошло по количеству знаменитых могил все кладбища мира, и В.Гюго сказал, что «быть похороненным на Пер-Лашез – все равно, что иметь мебель из красного дерева». В последнее время это кладбище также стало известным, как место средоточия многочисленных суеверий и оккультных представлений. На могиле возлюбленной Робеспьера Элеоноры Дюпле красуются надписи, сделанные безнадежно влюбленными девушками, а в полдень она становится местом для гадания на эзотерических картах. Надгробный памятник коммуниста-утописта Огюста Бланки облюбовали женщины, страдающие бесплодием. Любители острых ощущений пытаются проникнуть в склеп княгини Демидовой, которая, по утверждению «очевидцев», каждую ночь восстает из гроба и проводит черные мессы.
В. Гюго, оставивший столь лестный отзыв о Пер Лашез, похоронен в превращенной в Пантеон средневековой церкви св. Женевьевы.
Пантеон, помимо архитектурных достоинств, интересен тем, что в 1851 г. там был установлен знаменитый маятник Фуке, который наглядно демонстрирует вращение Земли.
Маятник совершает одно полное колебание за 16,4 секунды, при каждом следующем качании металлическое острие сметает песок примерно в 3 мм от предыдущего места. За час плоскость качания поворачивается более чем на 11°, а примерно за 32 ч совершает полный оборот и возвращается в прежнее положение. В нашей стране подобный маятник долгое время висел под куполом Исаакиевского собора Санкт-Петербурга (запущен был в ночь с 11 на 12 апреля 1931 года), но сейчас он, к сожалению, снят, уступив свое место совершенно невразумительному голубю. Кстати, опыт Фуко был выполнен с благословения папы Римского: для того, чтобы доказать могущество Всевышнего. Но нашим, православным, папа римский, как известно, не указ.
Пантеон находится на вершине холма Сент-Женевьев, а северный склон этого холма занимает знаменитый Латинский квартал. Именно здесь Роббер де Сарбон, духовник Людовика Святого, открыл первый студенческий постоялый двор-коллеж после того как знаменитые богословы де Шампо и Абеляр, а за ними – и большинство студентов, покинули первый университет, находившийся на острове Сите.
Кстати, в небольших китайских ресторанчиках Латинского квартала можно очень вкусно и недорого пообедать. Что касается знаменитых парижских уличных кафе, то это удовольствие на любителя. Представьте себе вереницу столов и стульев на узеньких пешеходных дорожках, мимо которых постоянно снуют, толкая вас локтями, местные жители и гости города, а проезжающие мимо автомобили норовят зацепить боковыми зеркалами. Не забывайте, что в парижских кафе за привилегию сидеть придется дополнительно расплачиваться, поэтому чашечку кофе с круассаном лучше выпить стоя у бара. Другой вариант быстрого питания для туристов – расположенные на улице Риволи кафе, где увеличенные цветные фотографии предлагаемых блюд располагаются на огромных стендах: для заказа достаточно указать на понравившуюся картинку.
Как вы думаете, при посещении какой достопримечательности Парижа можно простоять в очереди несколько часов, как раньше в наш Мавзолей Ленина? Конечно же, к Эйфелевой башне. Раньше ее называли «скелетом каланчи» и «колокольней церкви, где служат мессы божеству крупного финансового капитала». Потом – «лестницей в небо» и «пастушкой облаков». Сейчас – «первой дамой Парижа» (супруга президента страны всего лишь вторая).
Количество желающих подняться на нее не уменьшается, но стоит ли тратить на это столько драгоценного времени? Здесь, пожалуй, будет уместна старинная японская поговорка, согласно которой, «человек, который ни разу не поднимался на Фудзияму – дурак, а тот, кто поднимался на нее два раза – дважды дурак». Телескопы на смотровых площадках башни платные – в них имеется щель, в которую следует опустить два евро.
Новый район в восточной части Парижа Дефанс («защита») – это деловой центр города, застроенный современными высотными зданиями – закругленными по бокам, серыми, черными, голубыми и серебристыми. Здесь же находится дворец в форме опрокинутой раковины – Национальный центр техники и индустрии, и Большая арка – огромный выемчатый куб, облицованный белым каррарским мрамором и стеклом. Крыша арки расположена на высоте 110 метров от земли, на нее можно подняться в прозрачном лифте и осмотреть панораму города. Но это уже, в общем-то, не Париж: такой район можно представить себе в любом мегаполисе мира и к городу собора Нотр Дам и башни Сен–Жак он не имеет никакого отношения.
То же самое можно сказать и о парижском Диснейленде.
В следующей части статьи мы поговорим о королевских дворцах и резиденциях Парижа и его ближайших окрестностей.
Барон Осман. Портрет кисти Henri Lehmann
Современный Париж – это кварталы симпатичных, но достаточно ординарных зданий и построек XIX-XX в.в.
Триумфальная арка на площади Каррузель
Другой знаменитый музей Парижа – д`Орси, экспозиция которого охватывает период от Второй империи до начала эры кубизма. С 1973 г. он располагается в здании железнодорожного вокзала, построенного к Всемирной выставке 1900 г. Представленные в нем картины, безусловно, очень хороши, но специалисты считают, что конструктивные особенности здания мешают демонстрации их в наиболее выгодном свете. Однако красивое здание на левом берегу Сены уже вошло в список главных достопримечательностей Парижа, а музей д`Орси является одним из наиболее посещаемых туристами.
Музей д`Орси – находится в здании бывшего железнодорожного вокзала
Музей д`Орси. Внутренний зал
От знаменитой площади Бастилии (камни которой пошли на мостовые окрестных улиц), где располагается колонна в честь павших во время рев.1830 г. и новый оперный театр, начинаются Большие бульвары Парижа. Они располагаются на месте крепостных стен, снесенных при Людовике XIV, и тянутся до площади Мадлен. Самый известный из них – бульвар Капуцинок, где в доме № 14 в 1895 г. состоялся первый в мире киносеанс. На этом же бульваре находится и знаменитый концертный зал «Олимпия». Сами бульвары представляют собой улицы шириной около 100 метров, по которым нескончаемым потоком несется река автомобилей. Так что спокойно погулять по ним вряд ли получится.
Очень симпатичен Монмартр («Гора мучеников»), где, где творили три генерации знаменитых художников: импрессионисты, постимпрессионисты и авангардисты. Вершина этого холма является самой высокой точкой столицы, здесь располагается белоснежный собор Сакре-Кёр (Святого Сердца), строительство которого, начатое в 1876 г., было закончено в 1914 г.
Собор Сакре-Кёр
Подняться к нему можно по лестнице, либо на фуникулере. У подножия Монмартра располагается знаменитое кабаре Мулен-Руж. Возможно, вас это удивит, но вход в него разрешен только в галстуке и запрещен в джинсах.
Другая знаменитая «гора» Парижа – Монпарнас («Гора муз») – располагается в южной части города. Около 1910 г. сюда с Монмартра переехали уже добившиеся известности художники, такие как Модильяни и Пикассо. Затем там поселились Мунк, Шагал, Цадкин, Гончарова, Диего Ривера и многие другие иностранные живописцы. Именно здесь, на башне-небоскребе «Монпарнас», а вовсе не на Эйфелевой башне, располагается самая высокая и самая большая терраса в Париже и единственная точка, откуда столицу можно обозревать на все 360 градусов.
Вообще-то, я небольшой любитель гулять по кладбищам, но для знаменитого Пер-Лашез, возможно, стоит сделать исключение. После открытия в 1803 г. это кладбище было настолько не престижным, что родственники покойных просто отказывались хоронить там своих близких. Все изменилось после того, как по распоряжению Наполеона сюда перенесли и торжественно перезахоронили прах Мольера и Лафонтена. Результат превзошел все ожидания. Уже к середине XIX века Пер-Лашез превзошло по количеству знаменитых могил все кладбища мира, и В.Гюго сказал, что «быть похороненным на Пер-Лашез – все равно, что иметь мебель из красного дерева». В последнее время это кладбище также стало известным, как место средоточия многочисленных суеверий и оккультных представлений. На могиле возлюбленной Робеспьера Элеоноры Дюпле красуются надписи, сделанные безнадежно влюбленными девушками, а в полдень она становится местом для гадания на эзотерических картах. Надгробный памятник коммуниста-утописта Огюста Бланки облюбовали женщины, страдающие бесплодием. Любители острых ощущений пытаются проникнуть в склеп княгини Демидовой, которая, по утверждению «очевидцев», каждую ночь восстает из гроба и проводит черные мессы.
Пер Лашез – Склеп княгини Демидовой
В. Гюго, оставивший столь лестный отзыв о Пер Лашез, похоронен в превращенной в Пантеон средневековой церкви св. Женевьевы.
Пантеон. Бывшая церковь св. Женевьевы
Пантеон, помимо архитектурных достоинств, интересен тем, что в 1851 г. там был установлен знаменитый маятник Фуке, который наглядно демонстрирует вращение Земли.
Пантеон. Маятник Фуко. Опыт был выполнен с благословения папы римского для того, чтобы доказать могущество всевышнего
Маятник совершает одно полное колебание за 16,4 секунды, при каждом следующем качании металлическое острие сметает песок примерно в 3 мм от предыдущего места. За час плоскость качания поворачивается более чем на 11°, а примерно за 32 ч совершает полный оборот и возвращается в прежнее положение. В нашей стране подобный маятник долгое время висел под куполом Исаакиевского собора Санкт-Петербурга (запущен был в ночь с 11 на 12 апреля 1931 года), но сейчас он, к сожалению, снят, уступив свое место совершенно невразумительному голубю. Кстати, опыт Фуко был выполнен с благословения папы Римского: для того, чтобы доказать могущество Всевышнего. Но нашим, православным, папа римский, как известно, не указ.
Пантеон находится на вершине холма Сент-Женевьев, а северный склон этого холма занимает знаменитый Латинский квартал. Именно здесь Роббер де Сарбон, духовник Людовика Святого, открыл первый студенческий постоялый двор-коллеж после того как знаменитые богословы де Шампо и Абеляр, а за ними – и большинство студентов, покинули первый университет, находившийся на острове Сите.
Кстати, в небольших китайских ресторанчиках Латинского квартала можно очень вкусно и недорого пообедать. Что касается знаменитых парижских уличных кафе, то это удовольствие на любителя. Представьте себе вереницу столов и стульев на узеньких пешеходных дорожках, мимо которых постоянно снуют, толкая вас локтями, местные жители и гости города, а проезжающие мимо автомобили норовят зацепить боковыми зеркалами. Не забывайте, что в парижских кафе за привилегию сидеть придется дополнительно расплачиваться, поэтому чашечку кофе с круассаном лучше выпить стоя у бара. Другой вариант быстрого питания для туристов – расположенные на улице Риволи кафе, где увеличенные цветные фотографии предлагаемых блюд располагаются на огромных стендах: для заказа достаточно указать на понравившуюся картинку.
Как вы думаете, при посещении какой достопримечательности Парижа можно простоять в очереди несколько часов, как раньше в наш Мавзолей Ленина? Конечно же, к Эйфелевой башне. Раньше ее называли «скелетом каланчи» и «колокольней церкви, где служат мессы божеству крупного финансового капитала». Потом – «лестницей в небо» и «пастушкой облаков». Сейчас – «первой дамой Парижа» (супруга президента страны всего лишь вторая).
Количество желающих подняться на нее не уменьшается, но стоит ли тратить на это столько драгоценного времени? Здесь, пожалуй, будет уместна старинная японская поговорка, согласно которой, «человек, который ни разу не поднимался на Фудзияму – дурак, а тот, кто поднимался на нее два раза – дважды дурак». Телескопы на смотровых площадках башни платные – в них имеется щель, в которую следует опустить два евро.
Новый район в восточной части Парижа Дефанс («защита») – это деловой центр города, застроенный современными высотными зданиями – закругленными по бокам, серыми, черными, голубыми и серебристыми. Здесь же находится дворец в форме опрокинутой раковины – Национальный центр техники и индустрии, и Большая арка – огромный выемчатый куб, облицованный белым каррарским мрамором и стеклом. Крыша арки расположена на высоте 110 метров от земли, на нее можно подняться в прозрачном лифте и осмотреть панораму города. Но это уже, в общем-то, не Париж: такой район можно представить себе в любом мегаполисе мира и к городу собора Нотр Дам и башни Сен–Жак он не имеет никакого отношения.
Национальный центр техники и индустрии
То же самое можно сказать и о парижском Диснейленде.
В следующей части статьи мы поговорим о королевских дворцах и резиденциях Парижа и его ближайших окрестностей.
Автор: ВлР