Управляемые бомбы для Люфтваффе

К концу 1942 года в Атлантике сложилась непростая для Германии ситуация. Кораблей антигитлеровской коалиции становилось все больше, перевозки морем набирали обороты, а какой-либо возможности серьезно им помешать почти не было. Более того, к началу 43-го английские и американские корабли начали получать солидное зенитное вооружение. К примеру, английский крейсер HMS Belfast на момент принятия в строй в 1939 году имел только восемь 102-мм зенитных пушек. Со временем для усиления противовоздушной обороны на нем были смонтированы 40-мм автоматические пушки Bofors (9 одноствольных и восемь счетверенных установок) и около десяти 20-мм пушек, не считая крупнокалиберных пулеметов. Очевидно, что самое эффективное противокорабельное средство того времени – бомбардировщики и торпедоносцы – при таком раскладе сил теряли значительную часть своих шансов на успешное поражение вражеских кораблей. Из-за сильного зенитного противодействия немецким летчикам приходилось сбрасывать бомбы и торпеды с больших высот и дальностей соответственно. Большая часть боеприпасов цели не достигала.

Henschel Hs 293

Возникла серьезная необходимость в новом оружии, которое объединило бы в себе хорошую дальность действия и превосходную для того времени точность попадания. Надо заметить, общая концепция такого боеприпаса была предложена инженером Г. Вагнером еще в 1939 году, но тогда по ряду причин она не получила должного развития. Вагнер предлагал создать небольшое подобие планера и оснастить его системами управления, боевой частью и т.д. В таком случае бомбардировщик мог бы сбрасывать бомбу, находясь на безопасном расстоянии от зенитного прикрытия цели, и наводить ее при помощи команд. Руководство Люфтваффе предложение Вагнера заинтересовало мало. Особых преференций программе не дали, но и закрывать не стали. Разработку нового боеприпаса начали в 40-м на фирме «Хеншель». Планирующая бомба получила индекс Hs 293.



Осенью все того же 42-го года на базе Гранц было сформировано 21-е учебно-испытательное командование. Целью его создания было обучение строевых летчиков использованию нового боеприпаса. Немного позже 21-е командование будет преобразовано в III группу 100-й бомбардировочной эскадры (III/KG100). «Боевое крещение» Fritz X состоялось только в конце июля 1943 года. Немецкие летчики обнаружили несколько английских кораблей на рейде Сиракуз и Аугусты. Было проведено две атаки и обе оказались неудачными. Дальнейшее применение новой бомбы также оказалось не слишком успешным. Большая высота сброса по факту оказалась проблемой: FX1400 нельзя было применять в условиях облачности ниже 4000 метров. Вторая загвоздка в применении планирующего «Фрица» крылась в радиоэлектронном противодействии со стороны англичан. Интересно, что точных данных о применении «глушилок» до сих пор нет. Зато известно, что англичане придавали средствам РЭБ большее значение, нежели немцы. Однако Крамер еще в 41-м году разработал альтернативную систему наведения с передачей команд по проводу. Каждой бомбе полагалось две катушки: одна на консоли бомбы, другая – на консоли самолета-носителя. Общий запас провода составлял 30 километров для каждой бомбы. Последняя проблема бомбы FX1400, как оказалось, «выросла» из того, что поначалу рассматривалось в качестве преимущества. Высокая бронепробиваемость была полезна при атаке тяжелых кораблей наподобие линкоров. А вот торговые суда и даже эсминцы разогнавшаяся бомба иногда просто пробивала насквозь. Взрыватель не успевал среагировать вовремя и подрыв заряда происходил только тогда, когда FX1400 уже находилась в воде. Само собой, должного эффекта такой взрыв не имел. Из-за всех причин вместе взятых бомбы Fritz X, по имеющимся данным, потопили только один корабль. Это был итальянский линкор Roma. Пять других итальянских, американских и английских кораблей были только серьезно повреждены.



Фактический невысокий боевой потенциал в итоге сказался на судьбе всего проекта. 19 ноября 43-го группа III/KG100 получила приказ вернуться на территорию Германии. Там летчики должны были обучиться использовать бомбы Hs 293A.

BV 226 и BV 246

Последней в «гонку» по созданию управляемых планируемых бомб включилась фирма Blohm & Voss. Проект BV 226, создававшийся под руководством доктора Р. Фогга, имел точно такое же предназначение, что и вышеописанные. Разница заключалась в выбранном способе реализации идеи. Прежде всего стоит отметить относительно небольшой боевой вес бомбы – 730 килограмм, 435 из которых по проекту приходилось на боевую часть. Одновременно с этим BV 226 имела корпус и крыло большого удлинения, что делало ее похожей на планер. Несколько опытных экземпляров этой бомбы в 1942 году были отправлены на испытания. В своем исходном виде проект BV 226 продолжения не получил: сказалось отсутствие преимуществ перед конкурентами.

Вторую жизнь разработке Фогга дали неудачи бомбы Fritz X. Первые же проблемы планирующего боеприпаса от «Руршталь» заставили руководство Люфтваффе уделить большее внимание альтернативным проектам. Проект фирмы «Бломм унд Фосс» был интересен отсутствием строгих ограничений по высоте сброса бомбы. Именно поэтому Р. Фогг получил задание улучшить BV 226 и довести ее до серийного производства. При сохранении обводов корпуса и аэродинамической схемы BV 226 в ходе модернизации получила обновленное хвостовое оперение. Вместо крестообразного оперения бомбу оснастили стабилизатором большего размаха с шайбами килей на концах. Крыло большого удлинения получило новый каркас. Лонжероны длинного узкого крыла были сделаны гибкими. По задумке инженеров, гибкое крыло при отцепке бомбы работало подобно листовой рессоре автомобиля и отталкивало боеприпас от самолета. Примененная в проекте BV 226 аэродинамическая схема позволила достичь аэродинамического качества порядка 25. Для сравнения, примерно такое же аэродинамическое качество имел экспериментальный самолет Rutan Voyager. Таким образом, будучи сброшенной с высоты около километра, BV 226 была способна пролететь порядка 25 километров по дальности. Очевидно, что такая бомба была гораздо выгоднее Fritz X. Система наведения бомбы BV 226 была подобна оборудованию Hs 293 и FX1400 – оператор управлял полетом по радиоканалу.



12 декабря 1943 года обновленная планирующая бомба BV 226 была принята на вооружение под обозначением BV 246 Hagelkorn. В качестве самолета-носителя для новых бомб могли применяться бомбардировщики He-111 и Do-217. В самом конце 43-го немецкие летчики стали изучать очередную управляемую бомбу. Но применить ее на практике им так и не удалось – всего через два месяца после принятия на вооружение проект BV 246 был заморожен. Причин было несколько. Развертывание крупносерийного производство требовало финансовых и трудовых затрат, а областей применения было не так уж и много. Наконец, BV 246 не имела возможности установки проводной системы управления. Производство свернули, а уже изготовленные планирующие бомбы были использованы на испытаниях для отработки различных технологий.

В начале 1945 года Рейхсминистерство авиации затребовало возобновить проект BV 246 в новом качестве. Теперь на базе планирующей бомбы нужно было сделать боеприпас, предназначенный для поражения вражеских радиолокационных станций. Согласно возобновленному проекту, использование бомбы BV 246 должно было осуществляться по принципу «запустил-забыл». Для этого вместо старой радиокомандной аппаратуры управления на бомбу установили систему Radieschen («Редиска»). Эта система представляла собой самую настоящую полуактивную радиолокационную головку самонаведения. Размещение «Редиски» потребовало от конструкторов перекомпоновать носовую часть бомбы, сделать новый обтекатель, а также переместить боевую часть с 435 килограммами аммотола. Еще зимой 45-го на заводе Blohm und Voss успели собрать десять опытных образцов BV 246 Radieschen. Во время испытаний на полигоне Унтерлесс бомбы с пассивной радиолокационной ГСН наглядно продемонстрировали сложность подобных систем. Восемь бомбометаний из десяти окончились неудачами: бомба либо промахивалась мимо цели, либо «уходила» в землю на большом расстоянии от мишени. Только в двух испытательных пусках бомбы упали на приемлемом расстоянии от цели. Несмотря на невысокий процент попаданий, Люфтваффе возжелало получить новую бомбу. Был подписан контракт на поставку тысячи BV 246 Radieschen, но… На дворе уже была весна 45-го и никакая управляемая бомба, вне зависимости от типа наведения, не могла остановить наступление Красной Армии с востока и союзников с запада.

По материалам сайтов:
http://airwar.ru/
http://ursa-tm.ru/
http://luftarchiv.de/
http://ausairpower.net/
Автор: Glenn Witcher