Мировой рынок современных крупных десантных кораблей
Сегодня на мировом рынке вооружений присутствует значительное количество разных типов кораблей, обладающих как десантными, так и боевыми возможностями, при этом самый крупный подкласс - универсальный десантный корабль (УДК) по своим размерениям и боевому потенциалу соответствует среднему авианосцу.
В целом можно условно выделить три основные подгруппы современных крупных десантных кораб-лей, имеющих экспортные перспективы:
- универсальные десантные корабли полным водоизмещением от 16 000 до 30 000 тонн с расширенными авиационными возможностями;
- многофункциональные десантно-вертолетные корабли-доки (ДВКД) полным водоизмещением от 9000 до 20 000 тонн, ориентированные на решение максимально возможного количества задач;
- «дешевые» десантные транспорты-доки (ДТД) и малые десантно-вертолетные корабли-доки полным водоизмещением от 6000 до 13 000 тонн, ориентированные главным образом на решение десантно-транспортных задач.
Фактически первые две подгруппы близки друг другу по идеологии, в западной терминологии они практически не различаются, объединяясь в единый класс LHD. В качестве новых «переходных» подклассов можно выделить гибридные суда, сочетающие десантно-транспортные возможности с задачами судов снабжения, причем количество таких единиц в перспективе будет увеличиваться.
Несмотря на бум приобретения и строительства современных крупных десантных кораблей, рынок их остается весьма небольшим в количественном отношении. Особенно это касается УДК, затраты на строительство, укомплектование и эксплуатацию которых настолько велики, что делают контракт на поставку такого корабля по степени уникальности сопоставимым с контрактами на постройку полноценных авианосцев. Ввиду этого максимумом, который могут себе позволить «средние» флоты мира в десантной категории, являются ДВКД. Предложение именно этого подкласса кораблей развивается последнее время наиболее активно.
Можно сказать, что мировой экономический кризис серьезно «остудил» рынок крупных десантных кораблей. На нем наблюдаются острая конкуренция и явный переизбыток предложения. При этом специфичность (а зачастую и неопределенность) требований заказчиков ведет к необычайно широкой гамме проектных предложений, а также к стремлению создавать сугубо национальные неунифицированные проекты. Очевидно, что сейчас это рынок покупателя, и России, желающей приобрести целых четыре УДК типа Mistral, не стоит об этом забывать.
Поскольку статья Ильи Крамника дает представление об универсальных десантных кораблях, перейду к описанию их «собратьев».
СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ
Следует отметить, что переброска и высадка грузов и техники американцами сейчас возлагается на специализированные ДВКД, рассматриваемые в качестве своего рода кораблей «второго эшелона» после высадки десанта с УДК. С 2000 года в США ведется строительство ДВКД типа San Antonio, заменяющих корабли типа Austin. Постройка осуществляется Northrop Grumman на принадлежащих ей верфях Ingalls Shipbuilding и Avondale Shipyard, стоимость одного корабля - от 1,4 до 1,7 млрд долл. С 2006 года введено в строй уже пять единиц (LPD 17 - LPD 21), еще четыре находится в постройке (LPD 22 - LPD 25), а всего планируется иметь 10 или 11 кораблей к 2014 году. ДВКД типа San Antoniо представляют собой крупные корабли полным водоизмещением 25 тысяч тонн с дизельной ЭУ. В архитектуре корабля применена технология Stealth. Корабль способен перевозить 704 человека, значительное количество техники и штатно оснащен госпиталем. В доковой камере размещаются два катера на воздушной подушке (КВП) типа LCAC, а в ангаре - два вертолета СН-46 или один СН-53Е, или один конвертоплан MV-22B.
При полном водоизмещении 12 750 тонн Rotterdam имеет типичную «транспортно-доковую» архитектуру, обладая высокой степенью автоматизации, немалой десантовместимостью (588 морских пехотинцев и 170 единиц техники) и значительными авиационными возможностями. У него большая полетная палуба и ангар в надстройке для шести средних вертолетов NH90 или четырех тяжелых AW101. При этом на корабле могут базироваться и противолодочные вертолеты, для чего он оборудован погребами хранения авиационного боезапаса и гидроакустических буев. Rotterdam приспособлен для выполнения задач поиска и спасения, доставки гуманитарных грузов, корабля управления, госпитального судна, плавучей базы минно-тральных сил и т. д. ДВКД построен по коммерческим стандартам и оснащен электроэнергетической установкой.
В 2000 году голландское правительство приняло решение о пополнении ВМС страны вторым улучшенным ДВКД по типу Rotterdam. Корабль Johan De Witt строился группой Damen с изготовлением корпуса на принадлежащей ей верфи в Галаце (Румыния) с последующей достройкой Damen Schelde во Флиссингене и был передан флоту в 2007 году. От головного корабля Johan De Witt отличается размерами (полное водоизмещение доведено до 16,8 тысячи тонн), что позволило увеличить размеры доковой камеры, довести десантовместимость до 700 человек, а также разместить на корабле центр управления силами ВМС. Электроэнергетическая установка дополнена винторулевыми движителями.
Опираясь на опыт создания кораблей Rotterdam, верфь Royal Schelde (ныне Damen Schelde) в 90-е годы разработала и сейчас продвигает на рынок целую гамму ДВКД (LPD) под шифром Enforcer, включающую 12 проектов различного размера как «доковой», так и авианосной (УДК) архитектуры. Хотя наиболее крупные проекты серии Enforcer не нашли заказчиков, один из «младших» вариантов стал основой для британских ДТД типа Bay. В 2009 году проект Enforcer LPD 8000 был выбран ВМС Чили в качестве основы для постройки одного корабля (9000 тонн, десанто-вместимость - 500 человек) на национальной верфи.
В конце 2009 года голландское военное ведомство выдало Damen контракт на 365 млн евро на постройку многоцелевого судна снабжения Karel Doorman полным водоизмещением 27,8 тысячи тонн. Это интересный гибрид ДВКД с судном комплексного снабжения, предназначенный для решения широкого круга задач поддержки десантных операций и обеспечения боевой деятельности ВМС. Судно оснащено доковой камерой, грузовыми палубами площадью 1730 м2, обширным ангаром для базирования шести вертолетов NH90 или двух СН-47, а также значительными объемами для перевозки грузов и топлива. Постройка Karel Doorman будет вестись по той же схеме, что и Johan De Witt, и должна быть завершена к 2014 году.
Другим голландским разработчиком современных проектов десантных кораблей выступает компания IHC Merwede. Ею был создан проект заказанного Новой Зеландией относительно небольшого (полное водоизмещение 9000 тонн) многоцелевого корабля Canterbury, являющегося по сути компактным ДВКД. Основой для Canterbury послужило гражданское судно типа «ро-ро», он строился на верфи IHC Merwede в Роттердаме с достройкой компанией Tenix в Австралии и был передан заказчику в 2007 году. Корабль не имеет классического дока - два десантных катера типа LCM спускаются через рампу в корме и загружаются уже на плаву с помощью 60-тонных кранов. Десантовместимость Canterbury - 360 человек и 54 единицы колесной техники. В ангаре обеспечивается размещение четырех вертолетов NH90.
ГЕРМАНИЯ
В 2009 году в Германии был разработан план строительства флота до 2025 года (Flotte 2025+), согласно которому предусматривается строительство двух УДК Joint Support Ship (JSS) и двух многоцелевых кораблей-доков Mehrzweckeinsatzschiffs (MZES) - последние призваны играть роль десантных транспортов, плавучих баз и судов снабжения. При этом для УДК типа JSS выдвигаются требования перевозки не менее 800 человек личного состава с техникой, что, по германским оценкам, потребует кораблей водоизмещением 27-30 тысяч тонн. В качестве альтернативы предлагается три JSS вместимостью по 400 человек с техникой при полном водоизмещении около 20 тысяч тонн. Ввиду явной дороговизны этих проектов окончательное решение по их реализации отложено до 2016 года.
Компания Blohm + Voss (ныне в составе ThyssenKrupp Marine Systems - TKMS) в последнее десятилетие в инициативном порядке разработала и продвигает на мировой рынок серию концептов ДВКД (а по сути даже УДК) MRD150/MHD150/MHD200 (цифра означает полное водоизмещение в сотнях тонн) оригинальной «полуавианосной» архитектуры. Вариант MHD150 способен перевозить до 776 морпехов, имеет док на два катера LCM или один КВП LCAC, а также может обеспечивать постоянное базирование в ангаре 11 вертолетов NH90. При этом электроэнергетическая установка позволяет развивать скорость до 22 узлов. Корабли этих проектов предлагались ряду заказчиков (в частности Португалии и ЮАР), но заказов так и не последовало.
В начале 2006 года Министерством обороны страны был обнародован 15-летний план развития итальянского флота, согласно которому до 2020-го планируется замена трех ДВКД типа San Giorgio кораб-лями того же класса, но большего водоизмещения, а итальянский легкий авианосец Guiseppe Garibaldi предполагается заменить большим УДК (LHA), способным нести самолеты F-35B.
ШВЕЦИЯ
В 2008 году правительство Швеции приняло решение о строительстве для национального флота двух многоцелевых кораблей под обозначением L10, ввод которых в строй намечен на 2014-2015 годы (хотя, возможно, по финансовым причинам дело ограничится одной единицей). Проект разрабатывается шведской фирмой Saltech. Корабли должны решать задачи перевозки и высадки войск, а также выполнять роль судов снабжения и плавучих баз. Полное водоизмещение L10 составит 13 430 тонн, площадь грузовых палуб - 2150 м2, десантовместимость - 170 человек, в ангаре должны базироваться два вертолета NH90. Доковая камера отсутствует, но обеспечивается размещение до 12 десантно-штурмовых катеров типа Combatboat со спуском их как слипом, так и краном.
ЯПОНИЯ
В состав морских сил самообороны страны в 1998-2003 годах были введены три ДВКД типа Oоsumi национальной разработки, построенные верфями Mitzui в Тамано и Hitachi в Майдзуру и конструктивно близкие итальянскому San Giorgio. Полное водоизмещение японских кораблей - 14 тысяч тонн, они оснащены дизельной ЭУ и имеют авианосную архитектуру, при этом подпалубный ангар отсутствует и базирование вертолетов (штатно два СН-47 и два SH-60) обеспечено только палубное. В доковой камере размещается два КВП LCAC. Десантовместимость - 330 человек и до 40 единиц бронетехники (включая до 10 танков).
В западной печати утверждается, что дальнейшее развитие амфибийных сил в КНР будет якобы связано со строительством УДК проекта 081. Какие-либо подробности об этом корабле отсутствуют и в любом случае его строительство еще не началось.
В целом можно условно выделить три основные подгруппы современных крупных десантных кораб-лей, имеющих экспортные перспективы:
- универсальные десантные корабли полным водоизмещением от 16 000 до 30 000 тонн с расширенными авиационными возможностями;
- многофункциональные десантно-вертолетные корабли-доки (ДВКД) полным водоизмещением от 9000 до 20 000 тонн, ориентированные на решение максимально возможного количества задач;
- «дешевые» десантные транспорты-доки (ДТД) и малые десантно-вертолетные корабли-доки полным водоизмещением от 6000 до 13 000 тонн, ориентированные главным образом на решение десантно-транспортных задач.
Фактически первые две подгруппы близки друг другу по идеологии, в западной терминологии они практически не различаются, объединяясь в единый класс LHD. В качестве новых «переходных» подклассов можно выделить гибридные суда, сочетающие десантно-транспортные возможности с задачами судов снабжения, причем количество таких единиц в перспективе будет увеличиваться.
Несмотря на бум приобретения и строительства современных крупных десантных кораблей, рынок их остается весьма небольшим в количественном отношении. Особенно это касается УДК, затраты на строительство, укомплектование и эксплуатацию которых настолько велики, что делают контракт на поставку такого корабля по степени уникальности сопоставимым с контрактами на постройку полноценных авианосцев. Ввиду этого максимумом, который могут себе позволить «средние» флоты мира в десантной категории, являются ДВКД. Предложение именно этого подкласса кораблей развивается последнее время наиболее активно.
Можно сказать, что мировой экономический кризис серьезно «остудил» рынок крупных десантных кораблей. На нем наблюдаются острая конкуренция и явный переизбыток предложения. При этом специфичность (а зачастую и неопределенность) требований заказчиков ведет к необычайно широкой гамме проектных предложений, а также к стремлению создавать сугубо национальные неунифицированные проекты. Очевидно, что сейчас это рынок покупателя, и России, желающей приобрести целых четыре УДК типа Mistral, не стоит об этом забывать.
Поскольку статья Ильи Крамника дает представление об универсальных десантных кораблях, перейду к описанию их «собратьев».
СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ
Следует отметить, что переброска и высадка грузов и техники американцами сейчас возлагается на специализированные ДВКД, рассматриваемые в качестве своего рода кораблей «второго эшелона» после высадки десанта с УДК. С 2000 года в США ведется строительство ДВКД типа San Antonio, заменяющих корабли типа Austin. Постройка осуществляется Northrop Grumman на принадлежащих ей верфях Ingalls Shipbuilding и Avondale Shipyard, стоимость одного корабля - от 1,4 до 1,7 млрд долл. С 2006 года введено в строй уже пять единиц (LPD 17 - LPD 21), еще четыре находится в постройке (LPD 22 - LPD 25), а всего планируется иметь 10 или 11 кораблей к 2014 году. ДВКД типа San Antoniо представляют собой крупные корабли полным водоизмещением 25 тысяч тонн с дизельной ЭУ. В архитектуре корабля применена технология Stealth. Корабль способен перевозить 704 человека, значительное количество техники и штатно оснащен госпиталем. В доковой камере размещаются два катера на воздушной подушке (КВП) типа LCAC, а в ангаре - два вертолета СН-46 или один СН-53Е, или один конвертоплан MV-22B.
При полном водоизмещении 12 750 тонн Rotterdam имеет типичную «транспортно-доковую» архитектуру, обладая высокой степенью автоматизации, немалой десантовместимостью (588 морских пехотинцев и 170 единиц техники) и значительными авиационными возможностями. У него большая полетная палуба и ангар в надстройке для шести средних вертолетов NH90 или четырех тяжелых AW101. При этом на корабле могут базироваться и противолодочные вертолеты, для чего он оборудован погребами хранения авиационного боезапаса и гидроакустических буев. Rotterdam приспособлен для выполнения задач поиска и спасения, доставки гуманитарных грузов, корабля управления, госпитального судна, плавучей базы минно-тральных сил и т. д. ДВКД построен по коммерческим стандартам и оснащен электроэнергетической установкой.
В 2000 году голландское правительство приняло решение о пополнении ВМС страны вторым улучшенным ДВКД по типу Rotterdam. Корабль Johan De Witt строился группой Damen с изготовлением корпуса на принадлежащей ей верфи в Галаце (Румыния) с последующей достройкой Damen Schelde во Флиссингене и был передан флоту в 2007 году. От головного корабля Johan De Witt отличается размерами (полное водоизмещение доведено до 16,8 тысячи тонн), что позволило увеличить размеры доковой камеры, довести десантовместимость до 700 человек, а также разместить на корабле центр управления силами ВМС. Электроэнергетическая установка дополнена винторулевыми движителями.
Опираясь на опыт создания кораблей Rotterdam, верфь Royal Schelde (ныне Damen Schelde) в 90-е годы разработала и сейчас продвигает на рынок целую гамму ДВКД (LPD) под шифром Enforcer, включающую 12 проектов различного размера как «доковой», так и авианосной (УДК) архитектуры. Хотя наиболее крупные проекты серии Enforcer не нашли заказчиков, один из «младших» вариантов стал основой для британских ДТД типа Bay. В 2009 году проект Enforcer LPD 8000 был выбран ВМС Чили в качестве основы для постройки одного корабля (9000 тонн, десанто-вместимость - 500 человек) на национальной верфи.
В конце 2009 года голландское военное ведомство выдало Damen контракт на 365 млн евро на постройку многоцелевого судна снабжения Karel Doorman полным водоизмещением 27,8 тысячи тонн. Это интересный гибрид ДВКД с судном комплексного снабжения, предназначенный для решения широкого круга задач поддержки десантных операций и обеспечения боевой деятельности ВМС. Судно оснащено доковой камерой, грузовыми палубами площадью 1730 м2, обширным ангаром для базирования шести вертолетов NH90 или двух СН-47, а также значительными объемами для перевозки грузов и топлива. Постройка Karel Doorman будет вестись по той же схеме, что и Johan De Witt, и должна быть завершена к 2014 году.
Другим голландским разработчиком современных проектов десантных кораблей выступает компания IHC Merwede. Ею был создан проект заказанного Новой Зеландией относительно небольшого (полное водоизмещение 9000 тонн) многоцелевого корабля Canterbury, являющегося по сути компактным ДВКД. Основой для Canterbury послужило гражданское судно типа «ро-ро», он строился на верфи IHC Merwede в Роттердаме с достройкой компанией Tenix в Австралии и был передан заказчику в 2007 году. Корабль не имеет классического дока - два десантных катера типа LCM спускаются через рампу в корме и загружаются уже на плаву с помощью 60-тонных кранов. Десантовместимость Canterbury - 360 человек и 54 единицы колесной техники. В ангаре обеспечивается размещение четырех вертолетов NH90.
ГЕРМАНИЯ
В 2009 году в Германии был разработан план строительства флота до 2025 года (Flotte 2025+), согласно которому предусматривается строительство двух УДК Joint Support Ship (JSS) и двух многоцелевых кораблей-доков Mehrzweckeinsatzschiffs (MZES) - последние призваны играть роль десантных транспортов, плавучих баз и судов снабжения. При этом для УДК типа JSS выдвигаются требования перевозки не менее 800 человек личного состава с техникой, что, по германским оценкам, потребует кораблей водоизмещением 27-30 тысяч тонн. В качестве альтернативы предлагается три JSS вместимостью по 400 человек с техникой при полном водоизмещении около 20 тысяч тонн. Ввиду явной дороговизны этих проектов окончательное решение по их реализации отложено до 2016 года.
Компания Blohm + Voss (ныне в составе ThyssenKrupp Marine Systems - TKMS) в последнее десятилетие в инициативном порядке разработала и продвигает на мировой рынок серию концептов ДВКД (а по сути даже УДК) MRD150/MHD150/MHD200 (цифра означает полное водоизмещение в сотнях тонн) оригинальной «полуавианосной» архитектуры. Вариант MHD150 способен перевозить до 776 морпехов, имеет док на два катера LCM или один КВП LCAC, а также может обеспечивать постоянное базирование в ангаре 11 вертолетов NH90. При этом электроэнергетическая установка позволяет развивать скорость до 22 узлов. Корабли этих проектов предлагались ряду заказчиков (в частности Португалии и ЮАР), но заказов так и не последовало.
В начале 2006 года Министерством обороны страны был обнародован 15-летний план развития итальянского флота, согласно которому до 2020-го планируется замена трех ДВКД типа San Giorgio кораб-лями того же класса, но большего водоизмещения, а итальянский легкий авианосец Guiseppe Garibaldi предполагается заменить большим УДК (LHA), способным нести самолеты F-35B.
ШВЕЦИЯ
В 2008 году правительство Швеции приняло решение о строительстве для национального флота двух многоцелевых кораблей под обозначением L10, ввод которых в строй намечен на 2014-2015 годы (хотя, возможно, по финансовым причинам дело ограничится одной единицей). Проект разрабатывается шведской фирмой Saltech. Корабли должны решать задачи перевозки и высадки войск, а также выполнять роль судов снабжения и плавучих баз. Полное водоизмещение L10 составит 13 430 тонн, площадь грузовых палуб - 2150 м2, десантовместимость - 170 человек, в ангаре должны базироваться два вертолета NH90. Доковая камера отсутствует, но обеспечивается размещение до 12 десантно-штурмовых катеров типа Combatboat со спуском их как слипом, так и краном.
ЯПОНИЯ
В состав морских сил самообороны страны в 1998-2003 годах были введены три ДВКД типа Oоsumi национальной разработки, построенные верфями Mitzui в Тамано и Hitachi в Майдзуру и конструктивно близкие итальянскому San Giorgio. Полное водоизмещение японских кораблей - 14 тысяч тонн, они оснащены дизельной ЭУ и имеют авианосную архитектуру, при этом подпалубный ангар отсутствует и базирование вертолетов (штатно два СН-47 и два SH-60) обеспечено только палубное. В доковой камере размещается два КВП LCAC. Десантовместимость - 330 человек и до 40 единиц бронетехники (включая до 10 танков).
В западной печати утверждается, что дальнейшее развитие амфибийных сил в КНР будет якобы связано со строительством УДК проекта 081. Какие-либо подробности об этом корабле отсутствуют и в любом случае его строительство еще не началось.
Автор: Смирнов Вадим