Советский ракетный крейсер "Слава"
Статья из "Интернэшнл Дифенс Ревю", 1984 год.
Многочисленные западные военно-технические журналы пристально следят за развитием советской, а теперь и российской, боевой техники. Зачастую информация, почерпнутая из западной прессы, оказывается единственно доступной. И сегодня, несмотря на гласность и объявленную свободу прессы, не всегда можно найти данные по интересующим изделиям. Во времена исторического материализма, до перестройки, на обложки западных журналов, содержащих информацию о советской военной технике, бдительные товарищи из первых отделов ставили "гайку" - шестигранный штампик, в результате чего взять эти журналы в технической библиотеке рядовому инженеру предприятия "почтовый ящик N такой-то" или студенту какого-нибудь МАИ становилось крайне затруднительно. Если хочешь узнать что-нибудь новенькое об F-15 - пожалуйста, получи "Флайт" или "Авиэйшн Уик", но если о МиГ-23, из тех же журналов, - ни в коем случае. Сейчас ситуация изменилась: никто не ставит штампики, но западные журналы по-прежнему недоступны широкой аудитории, отчасти из-за малого количества экземпляров, попадающих в нашу страну, отчасти - из-за высоких цен. Поэтому редакция начинает "откручивать гайки" и открывает рубрику "Взгляд с Запада", где будут публиковаться переводы статей из иностранных журналов, посвященные советской и российской боевой технике. Не надо воспринимать буквально все, что пишут западные авторы: в статьях порой много неточностей, иногда доходящих до курьезов. Как правило, писали они по горячим следам, имея минимум информации, иногда -десяток, другой мутных фотографий. Потом, журналы - это все-таки не филиал ЦРУ, и их сотрудники пользуются открытой информацией. А какая информация была в советской печати конца семидесятых - начала восьмидесятых годов, к примеру об отечественных межконтинентальных баллистических ракетах, вспомните, Уважаемый читатель, сами. Тем не менее, в целом, оценки западных экспертов правдоподобны. Кроме того всегда интересно знать мнение противника об отечественном оружии.
После необычно долгого периода постройки и сдаточных испытаний, длившегося с 1976 по 1982 г., крейсер "Слава" (прежде известный на западе как "Black Com I" и "Krasin") покинул Черное море, пройдя пролив Босфор 15 сентября 1983 г. Крейсер направился в Северную Атлантику. Строительство второго крейсера такого же класса близко к завершению, заложен третий корабль. На заводе им. 61 коммунара в г. Николаеве, где был построен крейсер "Слава", ранее были построены семь крейсеров типа "Kara", один такой корабль строился в среднем четыре года. Крейсера вступали в строй каждый год. Для постройки "Славы" заводу понадобилось шесть лет. Ожидается, что крейсера типа "Слава" будут передаваться ВМФ с интервалом в год - полтора. Более длительное время постройки новых крейсеров связано не только с возросшим объемом работ по окончательной сборке корабля, но и с задержками поставщиков комплектующих систем, и, возможно, из-за проблем, которые выявились в ходе испытаний головного крейсера, поскольку строительство второго ведется гораздо более медленными темпами.
Ранее, при разработке кораблей "Kresta" II и "Kara", основное внимание уделялось повышению эффективности борьбы с подводными лодками. Появление же крейсера "Слава", предназначенного для борьбы с надводными целями, отражает изменение ситуации на море и оперативной роли советского ВМФ. Повышенная зависимость стран Запада от морских и океанских перевозок играла ведущую роль при разработке ракетных крейсеров, таких как "Kresta"I и "Kynda". Проект "Славы" продолжает линию советских "ракетных крейсеров", но его противовоздушное вооружение значительно усилено и резко возросла автономность.
Примечания:
* технические данные приведены по материалам открытой российской печати
** по классификации НАТО - guided-missile cruiser (ракетный крейсер)
Сбалансированная эскадра для действий на океанских коммуникациях могла бы состоять из тяжелого крейсера типа "Киров" в качестве ядра ударной группы надводных кораблей, крейсера типа "Слава" в качестве эскортного, и эсминцев типа "Удалой" и типа "Современный". Создание таких кораблей требует более значительных финансовых средств и больших производственных усилий, а также более высоких требований к проектам, чем в предшествующих кораблестроительных программах.
До тех пор, пока на каждый крупный боевой корабль типа крейсеров "Киров", "Киев" или "Слава" не будет приходиться хотя бы по одному вспомогательному судну типа "Березина", их боевая ценность при действиях на океанских просторах останется весьма сомнительной. ВМФ СССР все еще остается несбалансированным в этом отношении, и даже подводные лодки зависят от судов снабжения в случае действий за пределами "домашних" вод. Поэтому, появление в составе флота каждого нового боевого корабля, даже такого, как производящий очень сильное впечатление крейсер "Слава", следует рассматривать в контексте общей стратегической, тактической и индустриальной ситуации во избежание их переоценки.
Многочисленные западные военно-технические журналы пристально следят за развитием советской, а теперь и российской, боевой техники. Зачастую информация, почерпнутая из западной прессы, оказывается единственно доступной. И сегодня, несмотря на гласность и объявленную свободу прессы, не всегда можно найти данные по интересующим изделиям. Во времена исторического материализма, до перестройки, на обложки западных журналов, содержащих информацию о советской военной технике, бдительные товарищи из первых отделов ставили "гайку" - шестигранный штампик, в результате чего взять эти журналы в технической библиотеке рядовому инженеру предприятия "почтовый ящик N такой-то" или студенту какого-нибудь МАИ становилось крайне затруднительно. Если хочешь узнать что-нибудь новенькое об F-15 - пожалуйста, получи "Флайт" или "Авиэйшн Уик", но если о МиГ-23, из тех же журналов, - ни в коем случае. Сейчас ситуация изменилась: никто не ставит штампики, но западные журналы по-прежнему недоступны широкой аудитории, отчасти из-за малого количества экземпляров, попадающих в нашу страну, отчасти - из-за высоких цен. Поэтому редакция начинает "откручивать гайки" и открывает рубрику "Взгляд с Запада", где будут публиковаться переводы статей из иностранных журналов, посвященные советской и российской боевой технике. Не надо воспринимать буквально все, что пишут западные авторы: в статьях порой много неточностей, иногда доходящих до курьезов. Как правило, писали они по горячим следам, имея минимум информации, иногда -десяток, другой мутных фотографий. Потом, журналы - это все-таки не филиал ЦРУ, и их сотрудники пользуются открытой информацией. А какая информация была в советской печати конца семидесятых - начала восьмидесятых годов, к примеру об отечественных межконтинентальных баллистических ракетах, вспомните, Уважаемый читатель, сами. Тем не менее, в целом, оценки западных экспертов правдоподобны. Кроме того всегда интересно знать мнение противника об отечественном оружии.
После необычно долгого периода постройки и сдаточных испытаний, длившегося с 1976 по 1982 г., крейсер "Слава" (прежде известный на западе как "Black Com I" и "Krasin") покинул Черное море, пройдя пролив Босфор 15 сентября 1983 г. Крейсер направился в Северную Атлантику. Строительство второго крейсера такого же класса близко к завершению, заложен третий корабль. На заводе им. 61 коммунара в г. Николаеве, где был построен крейсер "Слава", ранее были построены семь крейсеров типа "Kara", один такой корабль строился в среднем четыре года. Крейсера вступали в строй каждый год. Для постройки "Славы" заводу понадобилось шесть лет. Ожидается, что крейсера типа "Слава" будут передаваться ВМФ с интервалом в год - полтора. Более длительное время постройки новых крейсеров связано не только с возросшим объемом работ по окончательной сборке корабля, но и с задержками поставщиков комплектующих систем, и, возможно, из-за проблем, которые выявились в ходе испытаний головного крейсера, поскольку строительство второго ведется гораздо более медленными темпами.
Ранее, при разработке кораблей "Kresta" II и "Kara", основное внимание уделялось повышению эффективности борьбы с подводными лодками. Появление же крейсера "Слава", предназначенного для борьбы с надводными целями, отражает изменение ситуации на море и оперативной роли советского ВМФ. Повышенная зависимость стран Запада от морских и океанских перевозок играла ведущую роль при разработке ракетных крейсеров, таких как "Kresta"I и "Kynda". Проект "Славы" продолжает линию советских "ракетных крейсеров", но его противовоздушное вооружение значительно усилено и резко возросла автономность.
Примечания:
* технические данные приведены по материалам открытой российской печати
** по классификации НАТО - guided-missile cruiser (ракетный крейсер)
Сбалансированная эскадра для действий на океанских коммуникациях могла бы состоять из тяжелого крейсера типа "Киров" в качестве ядра ударной группы надводных кораблей, крейсера типа "Слава" в качестве эскортного, и эсминцев типа "Удалой" и типа "Современный". Создание таких кораблей требует более значительных финансовых средств и больших производственных усилий, а также более высоких требований к проектам, чем в предшествующих кораблестроительных программах.
До тех пор, пока на каждый крупный боевой корабль типа крейсеров "Киров", "Киев" или "Слава" не будет приходиться хотя бы по одному вспомогательному судну типа "Березина", их боевая ценность при действиях на океанских просторах останется весьма сомнительной. ВМФ СССР все еще остается несбалансированным в этом отношении, и даже подводные лодки зависят от судов снабжения в случае действий за пределами "домашних" вод. Поэтому, появление в составе флота каждого нового боевого корабля, даже такого, как производящий очень сильное впечатление крейсер "Слава", следует рассматривать в контексте общей стратегической, тактической и индустриальной ситуации во избежание их переоценки.
Автор: Смирнов Вадим