История русской авиации. Лебедь-гранд (Л-14)

Во все времена создание двухмоторных самолетов было связано с решением специфических задач, которые начинались с компоновки, когда моторы были привязаны к крыльям (крылу) и располагались, имея разнос по размаху, что позволяет винтам свободно вращаться. Задача установления рекордов скорости для самолетов, в которых реализовывалась данная схема, ставилась крайне редко, поскольку имелось высокое лобовое сопротивление. Как правило, под два двигателя проектировали средние и легкие бомбардировщики, а также пассажирские, фюзеляжные объемы которых были предназначены для целевых нагрузок. В этом они были предпочтительнее одномоторных.



Фюзеляж самолета состоял из двух монококовых частей выполненных из дерев (в России впервые использовали данную схему для крупных самолетов). Его передняя часть имела наружные обводы с двойной кривизной, каркас составляли семь шпангоутов и набор стрингеров, из которых четыре были усилены, выполняя функцию лонжеронов. Пол в кабинах летчика и переднего стрелка был постлан на паре нижних продольных брусьях. Пол в области рабочего места аэрофотографа был приопущен для большего удобства при проведении воздушной фотосъемки через бортовые иллюминаторы. Заднюю часть фюзеляжа также исполнили в виде монококовой конструкции которая при помощи фланцевого стыка соединялась с головной частью фюзеляжа. Она набиралась из десяти шпангоутов и разновеликих стрингеров. Кабина заднего стрелка была устроена у стыкового фланца. Свои места члены экипажа занимали, используя открытые проемы. Фотограф имел еще и нижний аварийный люк, применявшийся в качестве окна для ручного бомбометания. Вооружение самолета "Лебедь-Гранд" – три пулемета. Один из проектных вариантов предусматривал установку 37-миллиметровой пушки и двух пулеметов. Управление рулевыми поверхностями хвоста и элеронами – тросовое. Прокладка силовых коммуникаций была сделана внутри фюзеляжа и обшивки крыльев.

В целом, конструкцию аэроплана тщательно продумали и добротно выполнили во время производства. "Лебедь-Гранд" имел хорошую аэродинамику и полноценное вооружение, будучи ярко выраженным дальним разведчиком или средним бомбардировщиком, в зависимости от боевой нагрузки, назначения и вариантов целевого оснащения.

Однако самолету не удалось проявить себя ни в одном из боевых качеств, предписанных создателями и заказчиками на стадии проектирования.

Постройку аппарата начали в середине 1916 г. и она продолжалась до второй половины следующего года. Начавшиеся летные испытания не удалось довести до конца, однако, удалось выяснить, что центровка машины являлась неудовлетворительной. Естественно самолет на вооружение армии не приняли. Недостатки, имевшиеся в конструкции, можно было устранить, но поскольку Военное ведомство к машинам большого тоннажа относилось отрицательно "Лебедь-Гранд" не довели до серийного производства. Кроме того, события в Петрограде и политические события в России, не дали возможности совершенствовать авиационную технику. Всеобщий крах, обрушившийся на Российскую империю, выбил авиацию "как класс" на 7 лет, пока в 23-24-х годах не начали появляться первые низкопробные любительские авиетки. Первые крупносерийные самолеты, достойные всеобщего уважения, в стране начали появляться лишь спустя 10-12 лет.

"Большой истребитель" Колпакова-Мирошниченко стал своего рода "Лебединой песней" дореволюционной российской авиации.

Сам конструктор о себе заявил лишь спустя несколько лет. Колпаков-Мирошниченко в 1926 году создал легкий бомбардировщик ЛБ-2ЛД. Данный самолет проходил летные испытания, однако не получил дальнейшего развития так как появился ТБ-1 Туполева. Самолёт Туполева во многом напоминал большой истребитель "Лебедь-Гранд".

Летно-тактические характеристики "Лебедь-Гранд":
Год выпуска 1917;
Заводское обозначение – Л-14;
Силовая установка – 2х"Сальмсон";
Мощность максимальная – 2x150 л. с.;
Скорость максимальная – 140 км/ч;
Потолок практический – 4000 м;
Продолжительность полета – 4-5 ч;
Площадь крыльев – 91,5 м2;
Взлетный вес – 3170 кг;
Вес пустого самолета – 2210 кг;
Полезная нагрузка – 960 кг;
Удельная нагрузка на крыло – 34,8 кг/м2;
Удельная нагрузка на мощность – 10,6 кг/л.с.;
Весовая отдача – 30,2 %.

По материалам статьи Ивнамина Султанова, журнал "Техника и вооружение"