Мала, но очень опасна для противника
«Замечательной «Альфой» назвали специалисты ВМС США Советскую АПЛ Проекта 705
В конце 1958 года, когда проходили государственные испытания первой отечественной атомной подводной лодки, Госкомитетом по судостроению был объявлен конкурс на разработку предложений по АПЛ следующего поколения.
В итоге в СКБ-143 (ныне СПМБМ «Малахит») появились проектные разработки, которые воплотились затем в кораблях второго поколения проектов 671 и 670. Одним из результатов конкурса явилась разработка проектной идеи создания автоматизированной подводной лодки малого водоизмещения и был определен ее предварительный облик. Автор идеи - один из победителей вышеназванного конкурса, талантливый конструктор Анатолий Борисович Петров, возглавлявший группу молодых ученых.
С ЧЕГО ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
Петров Анатолий Борисович
Начальник бюро и главный конструктор первой отечественной атомной лодки Владимир Перегудов горячо поддержал идею корабля, рассказал о ней академику А. П. Александрову и попросил его принять А. Б. Петрова с докладом об этом корабле. И вот ранней весной 1959 года Анатолий Петрович Александров принял Петрова и автора этих строк в Институте атомной энергии. Беседа продолжалась более двух часов. Академик очень внимательно слушал нас, задавал массу вопросов, размышляя вместе с нами, шутил, держался просто и непринужденно. И мы с Петровым не ощущали никакого давления его огромного авторитета. У него не проявлялось ни малейшего оттенка превосходства, снисхождения или поучения. Это была беседа коллег и единомышленников. Анатолий Петрович попросил принести чай и продолжал оживленно расспрашивать нас об особенностях нового корабля. Услышав про однокорпусную архитектуру, малый запас плавучести и связанный с этим отказ от требований надводной непотопляемости, он сказал, что это здорово и органично, но моряки на это не пойдут.
В итоге Александров попросил прислать материалы разработок, обещал полную поддержку проекта. Был поздний час. Узнав, что мы в тот же день уезжаем, он распорядился отвезти нас к поезду.
В июне 1959 года А. П. Александров непосредственно в СКБ организовал большое совещание с участием академика В. А. Трапезникова, директора Института автоматики и телемеханики, и всего руководящего состава бюро. Работы развернулись.
Главным конструктором назначили Михаила Георгиевича Русанова. Это был на редкость удачный выбор. Русанов глубоко проникся проектными решениями корабля и стал их реализовывать с необыкновенным упорством и воодушевлением. Вначале он работал вместе с А. Б. Петровым, но затем их пути разошлись. Необычайно талантливый и одаренный инженер Петров мог постоянно придумывать и предлагать все новые и новые идеи, во многом определяющие основные направления развития подводного кораблестроения. Однако реализовывать их, постоянно устранять очередные технические и организационные проблемы ему было не дано. Это блестяще выполнял Русанов. Он принял на себя громадную ответственность и сделал ее без преувеличения смыслом своего существования. Все отпущенные ему силы и время он отдал созданию этого корабля.
Основные новаторские технические решения проекта, определившие его облик, заключались в следующем:
- комплексная автоматизация технических средств, сокращение экипажа втрое, единый центральный пульт управления кораблем, титановый корпус;
- реакторная энергоустановка с жидкометаллическим теплоносителем, применение переменного тока частотой 400 герц, блочная паротурбинная установка, применение всплывающей спасательной камеры на весь личный состав;
- использование разрезных рулей и совмещенных выдвижных устройств, применение гидравлических торпедных аппаратов.
И все это должно быть реализовано при условии получения малого водоизмещения.
В конце 1958 года, когда проходили государственные испытания первой отечественной атомной подводной лодки, Госкомитетом по судостроению был объявлен конкурс на разработку предложений по АПЛ следующего поколения.
В итоге в СКБ-143 (ныне СПМБМ «Малахит») появились проектные разработки, которые воплотились затем в кораблях второго поколения проектов 671 и 670. Одним из результатов конкурса явилась разработка проектной идеи создания автоматизированной подводной лодки малого водоизмещения и был определен ее предварительный облик. Автор идеи - один из победителей вышеназванного конкурса, талантливый конструктор Анатолий Борисович Петров, возглавлявший группу молодых ученых.
С ЧЕГО ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
Петров Анатолий Борисович
Начальник бюро и главный конструктор первой отечественной атомной лодки Владимир Перегудов горячо поддержал идею корабля, рассказал о ней академику А. П. Александрову и попросил его принять А. Б. Петрова с докладом об этом корабле. И вот ранней весной 1959 года Анатолий Петрович Александров принял Петрова и автора этих строк в Институте атомной энергии. Беседа продолжалась более двух часов. Академик очень внимательно слушал нас, задавал массу вопросов, размышляя вместе с нами, шутил, держался просто и непринужденно. И мы с Петровым не ощущали никакого давления его огромного авторитета. У него не проявлялось ни малейшего оттенка превосходства, снисхождения или поучения. Это была беседа коллег и единомышленников. Анатолий Петрович попросил принести чай и продолжал оживленно расспрашивать нас об особенностях нового корабля. Услышав про однокорпусную архитектуру, малый запас плавучести и связанный с этим отказ от требований надводной непотопляемости, он сказал, что это здорово и органично, но моряки на это не пойдут.
В итоге Александров попросил прислать материалы разработок, обещал полную поддержку проекта. Был поздний час. Узнав, что мы в тот же день уезжаем, он распорядился отвезти нас к поезду.
В июне 1959 года А. П. Александров непосредственно в СКБ организовал большое совещание с участием академика В. А. Трапезникова, директора Института автоматики и телемеханики, и всего руководящего состава бюро. Работы развернулись.
Главным конструктором назначили Михаила Георгиевича Русанова. Это был на редкость удачный выбор. Русанов глубоко проникся проектными решениями корабля и стал их реализовывать с необыкновенным упорством и воодушевлением. Вначале он работал вместе с А. Б. Петровым, но затем их пути разошлись. Необычайно талантливый и одаренный инженер Петров мог постоянно придумывать и предлагать все новые и новые идеи, во многом определяющие основные направления развития подводного кораблестроения. Однако реализовывать их, постоянно устранять очередные технические и организационные проблемы ему было не дано. Это блестяще выполнял Русанов. Он принял на себя громадную ответственность и сделал ее без преувеличения смыслом своего существования. Все отпущенные ему силы и время он отдал созданию этого корабля.
Основные новаторские технические решения проекта, определившие его облик, заключались в следующем:
- комплексная автоматизация технических средств, сокращение экипажа втрое, единый центральный пульт управления кораблем, титановый корпус;
- реакторная энергоустановка с жидкометаллическим теплоносителем, применение переменного тока частотой 400 герц, блочная паротурбинная установка, применение всплывающей спасательной камеры на весь личный состав;
- использование разрезных рулей и совмещенных выдвижных устройств, применение гидравлических торпедных аппаратов.
И все это должно быть реализовано при условии получения малого водоизмещения.
Автор: Смирнов Вадим