Немецкий основной танк Leopard 1
В середине пятидесятых годов прошлого века руководство Бундесвера пришло к выводу о необходимости замены танков M47 и M48 американского производства. Американская бронетехника уже устарела и не могла конкурировать с новейшими танками советского производства, тысячи которых находились на вооружении стран Варшавского договора. Холодная война требовала быстрых и эффективных решений. В ноябре 1956 году ФРГ и Франция пришли к соглашению о начале совместных работ по созданию нового единого танка. В немецких документах программа носила название Standard-Panzer («Стандартный танк»). В середине следующего 57-го года были готовы технические требования к новой бронемашине и инженеры двух стран приступили к реализации проекта.
Первый «Леопард» был сделан по классической компоновке танка. В передней его части поместили рабочее место механика-водителя, среднее отдали под боевое отделение, а всю корму заняли двигатель и трансмиссия. При вполне заурядных для танков того времени габаритах Leopard 1 имел неплохой внутренний объем: 18,2 кубических метра. Из них 6,2 приходилось на МТО и 4,2 – на внутреннюю часть башни. Неплохой объем обитаемой части танка позволил обеспечить хорошую эргономику для экипажа из четырех человек, трое из которых размещались в башне. При этом заряжающий находился слева от казенной части пушки, а командир и наводчик – справа.
Корпуса танков сваривались из броневых панелей. При этом самые прочные из них – лобовые – имели толщину в 70 миллиметров. В свете противотанковых средств конца пятидесятых и начала шестидесятых это было не самой серьезной защитой. Тем не менее, как уже говорилось, при создании «Леопарда» больший приоритет отдавался ходовым качествам и мощности вооружения. В оправдание относительно слабой защиты танка можно привести тот факт, что борта танка толщиной всего в 35 мм прикрывались противокумулятивными фальшбортами толщиной около сантиметра. Они состояли из нескольких секций и изготовлялись из обрезиненной стали. Лоб и борта литой башни имели толщину в 60 мм. Корма и крыша – 50 и 10 мм соответственно.
Основой ходовой части танка является десятицилиндровый V-образный дизельный двигатель MTU Friedrichshafen MB 838 CaM 500. Этот многотопливный дизель имеет рабочий объем в 37,4 литра и максимальную мощность порядка 820 лошадиных сил. При боевой массе танка около сорока тонн двигатель обеспечивает удельную мощность около 18-20 л.с. на тонну веса. Дизель передает вращение на трансмиссию модели 4НР-250. Этот агрегат имеет в своем составе однореакторную комплексную гидропередачу, планетарную коробку передач и механизм поворота (дифференциального типа). Последняя имела возможность автоматического переключения. Такая система трансмиссии позволила использовать для управления поворотом штурвал. При этом в танке предусмотрели два таких органа управления: один у механика-водителя, а второй – у командира. Кроме того, в электросистеме танка было оборудование, позволявшее управлять им дистанционно, по кабелю. Гусеничный движитель танка «Леопард-1» оснащался семью опорными и четырьмя поддерживающими катками на борт. Опорные имели торсионную подвеску. Кроме того, все катки, за исключением четвертых и пятых спереди, имели дополнительные гидравлические амортизаторы. Металлическая гусеница оснащалась прорезиненной беговой дорожкой внутри и съемными резиновыми подушками на внешней стороне.
В качестве главного оружия для нового танка немецкие военные и конструкторы выбрали английскую пушку Royal Ordnance L7A3. 105-миллиметровое нарезное орудие со стволом длиной 56 калибров производилась в ФРГ по лицензии. Пушка оснащалась эжектором, расположенным в средней части ствола. Орудие L7A3 было одной из первых танковых пушек в мире, которые получили защитный кожух. Эта деталь позволила улучшить точность и кучность огня в сложных метеоусловиях, когда есть вероятность неравномерного охлаждения ствола. Также особого внимания достойна возможность быстрой замены ствола (сам ствол и казенная часть выполнены в виде соединяемых агрегатов) и противооткатные устройства. Последние устроены таким образом, что до момента вылета снаряда из канала ствола орудие почти не смещается назад. Это также сказалось на точности стрельбы. Боекомплект пушки состоит из 60 снарядов различных типов: бронебойные подкалиберные, бронебойно-фугасные, кумулятивные и осколочные. 18 унитарных снарядов размещаются в укладке в боевом отделении. Для остальных 42-х предусмотрена укладка в передней части танка, слева от механика-водителя. Ресурс орудий первый серий превышал 400 выстрелов. Основой прицельного комплекса Leopard 1 являлись прицелы наводчика и командира EMES-18. В более поздних модификациях их стали сопрягать с лазерным дальномером и тепловизионным прицелом. Интересно, что все прицелы танка снабжались автоматически закрывающимися шторками. Эти детали были введены для того, чтобы исключить ослепление экипажа вспышками при выстреле в ночных условиях. Информация с прицелов передавалась в баллистический вычислитель, который, обрабатывая ряд параметров, выдавал системе наведения орудия необходимые поправки. На случай повреждения прицелов EMES-18 экипаж имел в своем распоряжении телескопический прицел FERO-Z12.
Помимо нескольких модернизаций с сохранением принадлежности к классу танков Leopard 1 стал основой для ряда машин другого назначения. Это зенитная самоходная установка Gepard, бронированная ремонтно-эвакуационная машина Bergepanzer 2 и мостоукладчик Biber.
С 1967 года «Леопарды-1» стали предлагаться на экспорт. Наибольший заказ разместили Нидерланды – их вооруженные силы получили более 460 танков. На втором месте по закупкам стоит Бельгия с ее 330 бронемашинами. Австралия, Бразилия, Греция, Дания, Италия, Канада, Чили и т.д. ограничились меньшими количествами. Некоторые страны, купившие танки Leopard 1 время от времени заказывали и модернизации. Тем не менее, в настоящее время за пределами Германии используются «Леопарды-1» всех модификаций. К примеру, в вооруженных силах Бразилии служат как 1A1, так и 1A5.
По материалам сайтов:
http://armor.kiev.ua/
http://liveguns.ru/
http://kmweg.com/
http://fas.org/
Первый «Леопард» был сделан по классической компоновке танка. В передней его части поместили рабочее место механика-водителя, среднее отдали под боевое отделение, а всю корму заняли двигатель и трансмиссия. При вполне заурядных для танков того времени габаритах Leopard 1 имел неплохой внутренний объем: 18,2 кубических метра. Из них 6,2 приходилось на МТО и 4,2 – на внутреннюю часть башни. Неплохой объем обитаемой части танка позволил обеспечить хорошую эргономику для экипажа из четырех человек, трое из которых размещались в башне. При этом заряжающий находился слева от казенной части пушки, а командир и наводчик – справа.
Корпуса танков сваривались из броневых панелей. При этом самые прочные из них – лобовые – имели толщину в 70 миллиметров. В свете противотанковых средств конца пятидесятых и начала шестидесятых это было не самой серьезной защитой. Тем не менее, как уже говорилось, при создании «Леопарда» больший приоритет отдавался ходовым качествам и мощности вооружения. В оправдание относительно слабой защиты танка можно привести тот факт, что борта танка толщиной всего в 35 мм прикрывались противокумулятивными фальшбортами толщиной около сантиметра. Они состояли из нескольких секций и изготовлялись из обрезиненной стали. Лоб и борта литой башни имели толщину в 60 мм. Корма и крыша – 50 и 10 мм соответственно.
Leopard 1A1 армии Германии
Основой ходовой части танка является десятицилиндровый V-образный дизельный двигатель MTU Friedrichshafen MB 838 CaM 500. Этот многотопливный дизель имеет рабочий объем в 37,4 литра и максимальную мощность порядка 820 лошадиных сил. При боевой массе танка около сорока тонн двигатель обеспечивает удельную мощность около 18-20 л.с. на тонну веса. Дизель передает вращение на трансмиссию модели 4НР-250. Этот агрегат имеет в своем составе однореакторную комплексную гидропередачу, планетарную коробку передач и механизм поворота (дифференциального типа). Последняя имела возможность автоматического переключения. Такая система трансмиссии позволила использовать для управления поворотом штурвал. При этом в танке предусмотрели два таких органа управления: один у механика-водителя, а второй – у командира. Кроме того, в электросистеме танка было оборудование, позволявшее управлять им дистанционно, по кабелю. Гусеничный движитель танка «Леопард-1» оснащался семью опорными и четырьмя поддерживающими катками на борт. Опорные имели торсионную подвеску. Кроме того, все катки, за исключением четвертых и пятых спереди, имели дополнительные гидравлические амортизаторы. Металлическая гусеница оснащалась прорезиненной беговой дорожкой внутри и съемными резиновыми подушками на внешней стороне.
В качестве главного оружия для нового танка немецкие военные и конструкторы выбрали английскую пушку Royal Ordnance L7A3. 105-миллиметровое нарезное орудие со стволом длиной 56 калибров производилась в ФРГ по лицензии. Пушка оснащалась эжектором, расположенным в средней части ствола. Орудие L7A3 было одной из первых танковых пушек в мире, которые получили защитный кожух. Эта деталь позволила улучшить точность и кучность огня в сложных метеоусловиях, когда есть вероятность неравномерного охлаждения ствола. Также особого внимания достойна возможность быстрой замены ствола (сам ствол и казенная часть выполнены в виде соединяемых агрегатов) и противооткатные устройства. Последние устроены таким образом, что до момента вылета снаряда из канала ствола орудие почти не смещается назад. Это также сказалось на точности стрельбы. Боекомплект пушки состоит из 60 снарядов различных типов: бронебойные подкалиберные, бронебойно-фугасные, кумулятивные и осколочные. 18 унитарных снарядов размещаются в укладке в боевом отделении. Для остальных 42-х предусмотрена укладка в передней части танка, слева от механика-водителя. Ресурс орудий первый серий превышал 400 выстрелов. Основой прицельного комплекса Leopard 1 являлись прицелы наводчика и командира EMES-18. В более поздних модификациях их стали сопрягать с лазерным дальномером и тепловизионным прицелом. Интересно, что все прицелы танка снабжались автоматически закрывающимися шторками. Эти детали были введены для того, чтобы исключить ослепление экипажа вспышками при выстреле в ночных условиях. Информация с прицелов передавалась в баллистический вычислитель, который, обрабатывая ряд параметров, выдавал системе наведения орудия необходимые поправки. На случай повреждения прицелов EMES-18 экипаж имел в своем распоряжении телескопический прицел FERO-Z12.
Leopard 1A5 армии Бразилии
Помимо нескольких модернизаций с сохранением принадлежности к классу танков Leopard 1 стал основой для ряда машин другого назначения. Это зенитная самоходная установка Gepard, бронированная ремонтно-эвакуационная машина Bergepanzer 2 и мостоукладчик Biber.
С 1967 года «Леопарды-1» стали предлагаться на экспорт. Наибольший заказ разместили Нидерланды – их вооруженные силы получили более 460 танков. На втором месте по закупкам стоит Бельгия с ее 330 бронемашинами. Австралия, Бразилия, Греция, Дания, Италия, Канада, Чили и т.д. ограничились меньшими количествами. Некоторые страны, купившие танки Leopard 1 время от времени заказывали и модернизации. Тем не менее, в настоящее время за пределами Германии используются «Леопарды-1» всех модификаций. К примеру, в вооруженных силах Бразилии служат как 1A1, так и 1A5.
Leopard 1A4 (AS1) армии Австралии
Канадский Leopard C2 прибыл в Афганистан, октябрь 2006 года
По материалам сайтов:
http://armor.kiev.ua/
http://liveguns.ru/
http://kmweg.com/
http://fas.org/
Автор: Glenn Witcher