Гроза морей. Лучшие подводные лодки по версии Discovery
Но…как бы не пытались американские подводники восхищаться своей новой лодкой, это совсем не то, о чем были их мечты. 20 лет назад такая АПЛ в боевом составе ВМС США вызвала бы бурю возмущения – Америка готовилась строить совсем другие субмарины, с запредельными характеристиками и очень высокой стоимостью. По этим показателям «Вирджиния» - всего лишь компромисс. Тем не менее, лодки этого проекта несут в себе удачные новаторские решения, имеют высокий боевой потенциал и рассчитаны на массовое строительство.
9 место – Тайфун
Якорь "Тайфуна"
Своими необъятными размерами «Тайфун» был обязан твердотопливной баллистической ракете Р-39 со стартовой массой 90 тонн, на борту атомного подводного крейсера их было 20 штук. Конструкторам пришлось применить нетрадиционные компоновочные решения, как результат - этот невероятный «подводный катамаран» имеет два отдельных титановых прочных корпуса (в техническом отношении их вообще пять!). При этом масса забортной воды, находящейся в легком корпусе составляет 15 000 тонн, за что «Тайфун» получил на флоте ироничное прозвище «водовоз». Но свою задачу стратегического ядерного сдерживания он выполнил на 100%. Лучше всего об этом проекте сказали специалисты КБ «Малахит» – «победа техники над здравым смыслом».
8 место – «Золотая рыбка»
Рекорды, о которых не сообщало ТАСС. 18 декабря 1970 года АПЛ Северного флота К-162 в подводном положении установила абсолютный мировой рекорд скорости хода – 44,7 узла (82,78 км/ч).
Еще один рекордсмен из океанских глубин – многоцелевая атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» с титановым корпусом. 4 августа 1985 года она установила абсолютный рекорд глубины погружения среди подводных лодок – 1027 метров!
На самом деле, лучшая подлодка ВМФ СССР была рассчитана на еще большую глубину - 1250 метров, при этом подлодка-рекордсмен могла применять свое оружие на любых глубинах; в ходе тестовых погружений К-278 успешно отстрелялась муляжами торпед на глубине 800 метров!
Кадры с глубоководного аппарата "Мир", 1994 год
Чтож…не хочется об этом упоминать… это та самая подлодка, погибшая в результате пожара в Норвежском море 7 апреля 1989 года. К-278 затонула на глубине 1858 метров, часть экипажа была спасена. Точные причины гибели подлодки не установлены до сих пор, Арктика надежно хранит свои тайны.
6 место – «Убийцы городов»
Подводный перехватчик проекта 705(К). Неуловимый и беспощадный киллер, созданный для охоты на вражеские субмарины. Скорость подводного хода – 41 узел, невероятно, но «Лира» развивала полный ход уже через минуту из неподвижного положения. На полном ходу, циркуляция с разворотом на 180° выполнялась за 40 секунд. Такие фокусы позволяли удрать от противолодочной торпеды.
«Лира» могла за тридцать минут отойти от пирса, набрать ход и скрыться под водой, растворившись в глубинах Мирового океана (обычной АПЛ на это требуется 2-3 часа). Столь удивительные характеристики – результат особых технических решений, применявшихся при создании данного проекта.
Во-первых, специалисты КБ «Малахит» постарались до предела уменьшить размеры АПЛ, сократив до минимума экипаж и оставив лишь один реактор. Субмарина, оснащенная комплексной автоматизированной системой управления, управлялась экипажем всего из 32 офицеров.
Во-вторых, в качестве конструкционного материала был применен … правильно, титан. И, конечно же, для необычной лодки потребовалась необычная силовая установка – реактор с жидким металлическим теплоносителем (ЖМТ) - в контурах реактора бурлила не вода, а расплав свинца с висмутом. Собственно, подобный «агрегат» применялся еще лишь на советской подлодке К-27, не пошедшей в серию. Также реактор с ЖМТ испытывался на американской АПЛ USS Seawolf» (SSN-575),но через 4 года эксплуатации его демонтировали и заменили на обычный реактор с водяным охлаждением. Поэтому «Лиры» стали единственной в мире серией атомных субмарин с реактором с ЖМТ. Реакторы такого типа обладают неоспоримым преимуществом – исключительной «приемистостью» и высокой удельной мощностью.
Суровый подводный воин создавался не для рекордов. Это был продуманный до мелочей, сбалансированный проект многоцелевой АПЛ у которой практически нет слабых мест. Подводная скорость – 30 узлов. Рабочая глубина погружения - 480 метров, предельная - 600. Вооружение – восемь торпедных аппаратов, 40 единиц боеприпасов в различной комбинации: крылатые ракеты «Гранат» с ядерными боевыми частями, противолодочные ракето-торпеды, подводные ракеты «Шквал», мины и глубоководные самонаводящиеся торпеды УГСТ. Помимо прочего, «Щука-Б» имела на вооружении мощнейшие торпеды «65-76» калибра 650 мм. Боевая часть – 450 кг, дальность хода – порядка 30 морских миль. Скорость в режиме поиска -30 узлов, в момент атаки - 50…70 узлов. АПЛ могла атаковать противника, не входя в зону действия его противолодочных средств, а новейшей радиоэлектронное и гидроакустическое оборудование лодки позволяло морякам контролировать пространство в радиусе десятков миль от АПЛ.
Комплекс вооружении мощен и разнообразен: универсальные торпеды Марк-48, тактические крылатые ракеты «Томагавк», противокорабельные ракеты «Гарпун», противолодочные мины «Кэптор». Для их запуска используются восемь 660 мм торпедных аппаратов, установленных по бортам АПЛ. Носовая часть лодки полностью занята ГАС, еще 6 пассивных гидроакустических антенн установлены вдоль бортов. В результате получился настоящий океанский бандит, способный разобраться с любым противником. Вот только цена вопроса…4 миллиарда долларов. Хорошая подводная лодка обычно стоит как авианосец.
30 «Морских волков» должны были в будущем стать опорой американских ВМС, но, в связи с распадом СССР, построили лишь три лодки. Взамен моряки получили «Вирджинию» с урезанными характеристиками (Помните, мы говорили об этом?).
Томагавки
Удивительно, но созданные 35 лет назад «Огайо» полностью соответствуют современным требованиям, при этом их коэффициент оперативной напряженности соответствует 0,6. Это означает, что 2/3 своего времени лодки проводят на боевом патрулировании.
Командование ВМС США планирует полностью вывести «Огайо» из боевого состава флота не ранее 2040 года. Шестьдесят лет на боевой службе? Посмотрим, посмотрим…
1 место – Наутилус
17 января 1955 года в радиоэфире прозвучало историческое сообщение: «Underway on nuclear power» («Идем на атомной энергии!»).
Подводная лодка USS Nautilus (оперативный код SSN-571) вошла в мировую историю, как первая настоящая подводная лодка, которой навсегда принадлежит первое место. Извиняюсь за невольный каламбур, но все ее дизельные предшественники по-сути подводными лодками не являлись. Они были «ныряющими» лодками, проводя львиную долю времени в надводном положении. Погружение рассматривалось как тактический маневр, а время нахождения под водой ограничивалось считанными днями. При этом подвижность лодки в подводном положении была крайне ограничена.
Только неугасимое пламя ядерного реактора позволило полностью скрыться под водой, обеспечив подводной лодке неисчерпаемый источник энергии. Отныне и вопреки всем ограничениям древних философов, человек мог месяцами находиться на дне морском, творя свой неукротимый путь к новым достижениям.
Еще на этапе проектирования стало понятно, какие перспективы открываются перед кораблям с ядерной энергетической установкой. В 1954 году «Наутилус» был спущен на воду, начались первые испытания, вселившие в моряков уверенность в своём могуществе над силами природы. Атомоход развивал в подводном положении 23 узла и мог поддерживать такую скорость неограниченно долго. В разумных пределах разумеется, одной зарядки реактора хватало на 25000 морских миль. Эта цифра означает, что дальность плавания «Наутилуса» в подводном положении была ограничена лишь запасами продуктов, воздуха и выносливостью экипажа.
Поставив свой первый рекорд лишь явлением на свет, «Наутилус» продолжал удивлять - 3 августа 1958 года он стал первым кораблем, достигшим Северного полюса. Окрыленные успехами от ядерной энергетики, американские моряки в 1959 году полностью отказались от строительства дизель-электрических субмарин.
А дальше…а дальше начались флотские будни. «Наутилус» в плане эксплуатации оказался хреновым кораблем. Вибрация турбин была такой, что уже на 4 узлах сонар становился бесполезным. Сосpедоточенные нагpузки и значительные pазмеpы энеpгетического отсека потребовали новых компоновочных решений, при этом масса свинцовой биологической защиты составила 740 тонн (почти четверть водоизмещения корабля!). Пришлось отказаться от ряда предусмотренного проектом оборудования.
«Наутилус» прославился и как рекордсмен по числу ЧП. В основном это были навигационные ошибки (например таран авианосца «Эссекс» в 1966 году или неудачная попытка проломить арктический лед во время покорения Северного полюса). Не обошлось и без некислого пожара – в 1958 году субмарина горела несколько часов.
Отслужив четверть века, подводный корабль встал на вечный прикол в г. Гротон, превратившись в плавучий музей.
Я желаю всем прожить свою жизнь так же ярко, как это сделал «Наутилус».
Автор: Santa Fe