Атомные торпедные и многоцелевые подводные лодки. Проект 645
На первых АПЛ производства СССР и США использовались паропроизводящие установки, имеющие водоводяные реакторы. Однако в 1957 году в состав ВМС США вошла вторая опытная подводная лодка — «Сивульф», имеющая реактор с ЖМТ (жидкометаллический теплоноситель). Применение реакторов с жидкометаллическими теплоносителем позволяло улучшить КПД энергоустановки за счет получения на выходе реактора большей температуры теплоносителя, а также увеличения температуры перегретого пара.
Как показал опыт эксплуатации субмарины проекта 645, таким же неудачным решением был и отказ от использования дополнительной дизель-энергетической установки.
Как выяснилось, меры по снижению акустического поля атомной подводной лодки проекта 645 были недостаточными. Шумность лодки была не только выше шумности атомной подлодки американских ВМС, но и во много раз превышала требования, установленные Военно-Морским Флотом СССР. Уже во время эксплуатации лодки были проведены доработки, основной целью которых было повышение акустической скрытности АПЛ.
Однако главные сложности во время эксплуатации подлодки доставила энергоустановка с реакторами на жидкометаллическом теплоносителе. При длительной стоянке и доковании эксплуатация лодки усложнилась значительно: необходимо было поддерживать температуру теплоносителя первого контура выше температуры плавления, которая составляла 125°С. Проведение ремонтных работ по первому контуру затруднялось из-за загрязнения его оборудования высокоактивным полонием-210, который образовывался при нейтронном излучении висмута.
Оборудование места базирования атомной подводной лодки с реактором на жидкометаллическом теплоносителе значительно усложнилось (была необходима система приготовления сплава, устройства и емкости для приема радиоактивного теплоносителя с субмарины).
Подводная лодка К-27 после вступления в строй совершила два полностью автономных похода. Во время походов атомная подлодка ходила на разных скоростях и глубинах (вплоть до рабочих). При этом особенности главной энергоустановки не накладывали на эксплуатацию корабля каких-либо ограничений.
К-27 в мае 1968 года вышла в море. Основными задачами похода были проверка работоспособности энергоустановки, а также отработка учебно-боевых задач. 24 мая во время проверки параметров работы главной энергоустановки на режимах полного хода в реакторе случилось резкое падение мощности. При этом отмечались значительный рост давления в газовой системе первого контура, увеличение в буферной емкости уровня теплоносителя и появление в аварийном конденсаторе воды.
Наиболее вероятной причиной аварии, в результате которой девять членов экипажа подлодки погибли, являлось резкое ухудшение теплосъема в активной зоне из-за попадания в неё шлаков и окислов сплава свинец-висмут.
В связи со случившейся аварией потребовались дополнительные исследования воздействия на состояние поверхностей контура и циркуляцию теплоносителя сплава и окислов, растворенных в нем, изучение условий образования пылевидных окислов и нерастворимых шлаков. Полученные результаты использовались при разработке главной энергоустановки для лодок проекта 705.
После аварии восстановление АПЛ К-27 признали нецелесообразным. На протяжении 13 лет лодка находилась в резерве, после чего ее затопили в Карском море.
Как показал опыт эксплуатации субмарины проекта 645, таким же неудачным решением был и отказ от использования дополнительной дизель-энергетической установки.
Как выяснилось, меры по снижению акустического поля атомной подводной лодки проекта 645 были недостаточными. Шумность лодки была не только выше шумности атомной подлодки американских ВМС, но и во много раз превышала требования, установленные Военно-Морским Флотом СССР. Уже во время эксплуатации лодки были проведены доработки, основной целью которых было повышение акустической скрытности АПЛ.
Однако главные сложности во время эксплуатации подлодки доставила энергоустановка с реакторами на жидкометаллическом теплоносителе. При длительной стоянке и доковании эксплуатация лодки усложнилась значительно: необходимо было поддерживать температуру теплоносителя первого контура выше температуры плавления, которая составляла 125°С. Проведение ремонтных работ по первому контуру затруднялось из-за загрязнения его оборудования высокоактивным полонием-210, который образовывался при нейтронном излучении висмута.
Оборудование места базирования атомной подводной лодки с реактором на жидкометаллическом теплоносителе значительно усложнилось (была необходима система приготовления сплава, устройства и емкости для приема радиоактивного теплоносителя с субмарины).
Подводная лодка К-27 после вступления в строй совершила два полностью автономных похода. Во время походов атомная подлодка ходила на разных скоростях и глубинах (вплоть до рабочих). При этом особенности главной энергоустановки не накладывали на эксплуатацию корабля каких-либо ограничений.
К-27 в мае 1968 года вышла в море. Основными задачами похода были проверка работоспособности энергоустановки, а также отработка учебно-боевых задач. 24 мая во время проверки параметров работы главной энергоустановки на режимах полного хода в реакторе случилось резкое падение мощности. При этом отмечались значительный рост давления в газовой системе первого контура, увеличение в буферной емкости уровня теплоносителя и появление в аварийном конденсаторе воды.
Наиболее вероятной причиной аварии, в результате которой девять членов экипажа подлодки погибли, являлось резкое ухудшение теплосъема в активной зоне из-за попадания в неё шлаков и окислов сплава свинец-висмут.
В связи со случившейся аварией потребовались дополнительные исследования воздействия на состояние поверхностей контура и циркуляцию теплоносителя сплава и окислов, растворенных в нем, изучение условий образования пылевидных окислов и нерастворимых шлаков. Полученные результаты использовались при разработке главной энергоустановки для лодок проекта 705.
После аварии восстановление АПЛ К-27 признали нецелесообразным. На протяжении 13 лет лодка находилась в резерве, после чего ее затопили в Карском море.
Автор: ulyakinmariupol