Атомные торпедные и многоцелевые подводные лодки. Проект 671

В Соединенных Штатах Америки 26 мая 1958 года, на верфи Электрик Боут (компания Дженерал Дайнэмикс) в городе Гротоне (штат Коннектикут), заложили первую в мире специализированную противолодочную АПЛ SSN-597 «Таллиби», оптимизированную для борьбы с ракетными субмаринами СССР. В строй военно-морского флота США она вступила 9 ноября 1960 года. В 1962-1967 годах в состав американского флота было принято 14 более мощных и совершенных «подводных охотников» «Трешер». Данные однокорпусные одновальные субмарины, имеющие водоизмещение 3750/4470 тонн развивали подводную скорость около 30 узлов, а максимальная глубина погружения составляла до 250 метров. Отличительными особенностями «киллеров» (так прозвали американские моряки противолодочные атомные подводные лодки) были сверхмощное гидроакустическое оборудование, относительно малая шумность и сравнительно умеренное торпедное вооружение (но вполне достаточное для того чтобы решать задачи по борьбе с подлодками), состоящее из 4 торпедных аппаратов калибра 533 мм, размещенных в средней части судна под углом к диаметральной плоскости.

Постройка ПЛА К-314 на ЛАО (заказ 610). Ограждение рубки находится под «шатром». 1972 г.


Перед спуском ПЛА пр.671 маскируют под надводный корабль


Враг ни в коем случае не должен знать, что в Ленинграде строят атомные подводные лодки. А поэтому – самая тщательная маскировка!


Производство АПЛ проекта 671: К-38 была заложена 12.04.63, спущена на воду 28.07.66 и вступила в строй 05.11.67; К-369 была заложена 31.01.64, спущена на воду 22.12.67 и вступила в строй 06.11.68; К-147 была заложена 16.09.64, спущена на воду 17.06.68, вступила в строй 25.12.68; К-53 была заложена 16.12.64, спущена на воду 15.03.69, вступила в строй 30.09.69; К-306 была заложена 20.03.68, спущена на воду 04.06.69, вступила в строй 04.12.69; К-323 «50 лет СССР» была заложена 05.07.68, спущена на воду 14.03.70, вступила в строй 29.10.70; К-370 была заложена 19.04.69, спущена на воду 26.06.70, вступила в строй 04.12.70; К-438 была заложена 13.06.69, спущена на воду 23.03.71, вступила в строй 15.10.71; К-367 была заложена 14.04.70, спущена на воду 02.07.71, вступила в строй 05.12.71; К-314 была заложена 05.09.70, спущена на воду 28.03.72, вступила в строй 06.11.72; К-398 была заложена 22.04.71, спущена на воду 02.08.72, вступила в строй 15.12.72; К-454 была заложена 16.08.72, спущена на воду 05.05.73, вступила в строй 30.09.73; К-462 была заложена 03.07.72, спущена на воду 01.09.73, вступила в строй 30.12.73; К-469 была заложена 05.09.73, спущена на воду 10.06.74, вступила в строй 30.09.74; К-481 была заложена 27.09.73, спущена на воду 08.09.74, вступила в строй 27.12.74.

У двухкорпусной подлодки имеющей характерное «лимузинное» ограждение выдвижных устройств имелся прочный корпус, изготовленный из высокопрочной листовой стали АК-29 толщиной 35 миллиметров. Внутренние плоские переборки должны были выдерживать давление до 10 кгс/см2. Корпус субмарины делился на 7 водонепроницаемых отсеков:
Первый – аккумуляторный, торпедный и жилой;
Второй — провизионные и вспомогательные механизмы, центральный пост;
Третий — реакторный;
Четвертый — турбинный (автономные турбоагрегаты размещались в нем же);
Пятый — электротехнический, служил для размещения вспомогательных механизмов (санблок находился в нем же);
Шестой — дизель-генераторный, жилой;
Седьмой — рулевой (камбуз и гребные электродвигатели расположены здесь же).

Конструкция легкого корпуса, горизонтальное и вертикальное оперение, носовая часть надстройки выполнялись из маломагнитной стали. Ограждение выдвижных устройств рубки, кормовая и средняя части надстройки были изготовлены из алюминиевого сплава, а рули и крупногабаритный обтекатель антенны ГАК изготавливались из титановых сплавов. Для подлодки 671-го проекта (а также дальнейших модификаций субмарины) была характерна тщательная отделка обводов наружного корпуса.

У балластных цистерн имелась кингстонная (а не шпигатная, как на предыдущих советских подлодках послевоенных проектов) конструкция.

Корабль оснастили системой очистки воздуха и кондиционирования, люминесцентным освещением, и более удобной (по сравнению с атомными подлодками первого поколения) планировкой кубриков и кают, современным санитарно-бытовым оборудованием.

ПЛА пр.671 в затопленном транспортно-подъемном доке. Ленинград, 1970 г.


Вывод ПЛА пр.671 из ТПД-4 (пр.1753) на Севере


Головная ПЛА пр.671 К-38 в море


Главная энергоустановка атомной подлодки 671-го проекта (номинальная мощность составляла 31 тыс. л.с.) включала две паропроизводящих установки ОК-300 (тепловая мощность водоводяного реактора ВМ-4 составляла 72 мВт и 4 парогенератора ПГ-4Т), для каждого борта автономные. Цикл перезарядки активной зоны реактора – восемь лет.

По сравнению с реакторами первого поколения, компоновку ядерных энергоустановок второго поколения существенно изменили. Реактор стал более «плотным» и компактным. Реализовали схему «труба в трубе» и произвели «навешивание» на парогенераторы насосов первого контура. Сократилось число трубопроводов большого диаметра, которые соединяли основные элементы установки (компенсаторы объема, фильтр первого контура и тому подобное). Почти все трубопроводы первого контура (большого и малого диаметра) были размещены в необитаемых помещениях и закрыты биологической защитой. Системы КИП и автоматики силовой ядерной установки существенно изменились. Возросло количество дистанционно-управляемой арматуры (задвижек, клапанов, заслонок и тому подобное).

В состав паротурбинной установки входили главный турбозубчатый агрегат ГТЗА-615 и два автономных турбогенератора ОК-2 (последними обеспечивалась выработка переменного тока 50 Гц, 380 В, включали турбину и генератор мощность которого составляла 2 тыс. кВт).

Резервным средством движения являлись два электродвигателя постоянного тока ПГ-137 (каждый мощностью 275 л. с). Каждым электродвигателем приводился во вращение двухлопастный гребной винт имеющий малый диаметр. Имелись две аккумуляторные батареи и два дизель-генератора (400 В, 50 Гц, 200 кВт). Все основные устройства и механизмы имели дистанционное и автоматизированное управление.

При проектировании АПЛ 671-го проекта определенное внимание уделялось вопросам снижения шумности судна. В частности, для легкого корпуса применялось гидроакустическое резиновое покрытие, уменьшилось количество шпигатов. Акустическая заметность субмарины по сравнению с судами первого поколения уменьшилась примерно в пять раз.

Подлодка оснащалась навигационным всеширотным комплексом «Сигма», телевизионной системой наблюдения за ледовой и общей обстановкой МТ-70, которая, при благоприятных условиях, была способна выдавать на глубине до 50 метров видовую информацию.

Но основным информационным средством судна был гидроакустический комплекс МГК-300 «Рубин», разработки ЦНИИ «Морфизприбор» (руководитель – главный конструктор Н.Н. Свиридов). Максимальная дальность обнаружения целей около 50-60 тыс. метров. В его состав входили носовой низкочастотный гидроакустический излучатель, высокочастотную антенну гидроакустической системы миноискания МГ-509 «Радиан», размещенную в передней части ограждения выдвижных устройств рубки, гидроакустической сигнализации, станции звукоподводной связи, а также другие элементы. «Рубином» обеспечивался круговой обзор, дальнометрирование методом эхолокации, независимое автоматическое определение курсовых углов цели и ее сопровождение, а также обнаружение гидроакустических активных средств противника.



Фрагменты ПЛА К-38 – головной пр.671


После 76-го г., во время модернизации, на большинстве подлодок проекта 671ГАК «Рубин» заменен более совершенным комплексом «Рубикон» имеющим инфразвуковой излучатель с максимальной дальностью обнаружения более 200 тыс. м. На некоторых судах МГ-509 также заменили более современным МГ-519.

Выдвижные устройства – перископ ПЗНС-10, антенна системы радиоопознавания МРП-10, имеющая ответчик, радиолокационный комплекс «Альбатрос», пеленгатор «Завеса», радиосвязные антенны «Ива» и «Анис» или ВАН-М, а также РКП. Имелись гнезда для съемных антенн, которые устанавливались в ходе решения конкретных задач.

На борту подлодки установили навигационный комплекс, который обеспечивал счисление пути и курсоуказание.

Вооружение корабля – шесть торпедных аппаратов калибра 533 мм, обеспечивающих стрельбу на глубине до 250 метров.

Торпедный комплекс находился в верхней трети первого отсека. Торпедные аппараты размещались горизонтально в два ряда. В диаметральной плоскости субмарины, над первым рядом торпедных аппаратов, находился торпедопогрузочный люк. Все происходило дистанционно: торпеды помещались в отсек, двигались по нему, загружались в аппараты, опускались при помощи гидравлических приводов на стеллажи.

Управление торпедной стрельбой обеспечивал ПУТС «Брест-671».

Боекомплект состоял 18 мин и торпед (53-65к, СЭТ-65, ПМР-1, ТЭСТ-71, Р-1). Варианты загрузки выбирались в зависимости от решаемой задачи. Постановку мин могли производить при скоростях до 6 узлов.

Технические характеристика атомной подводной лодки проекта 671:
Длина наибольшая – 92,5 м;
Ширина наибольшая – 10,6 м;
Водоизмещение нормальное – 4250 м3;
Водоизмещение полное – 6085 м3;
Запас плавучести – 32,1%
Предельная глубина погружения – 400 м;
Рабочая глубина погружения – 320 м;
Максимальная скорость подводного хода – 33,5 узлов;
Надводная скорость – 11,5 узлов;
Автономность – 60 суток;
Экипаж – 76 человек.





Советская субмарина по сравнению с самым современным аналогом США — атомной подлодкой SSN 637 «Стерджен» (3 марта 1967 года в строй вступил головной корабль серии) имела большую подводную скорость (американская – 29, советская – 33,5 узла), соизмеримый боекомплект и большую глубину погружения. При этом американская атомная подлодка обладала меньшей шумностью и имела более совершенное гидроакустическое оборудование, обеспечивающее лучшие поисковые возможности. Советские подводники считали, что «если дальностью обнаружения американской лодки – 100 км, то нашей — только 10». Вероятно, данное утверждение преувеличивалось, но проблемы скрытности, а также повышения дальности обнаружения судов противника на подлодках проекта 671 решить в полной мере не удалось.

К-38 – головной корабль проекта 671— был принят в состав Северного флота. Первым командиром подлодки стал капитан второго ранга Чернов. Во время испытаний новая АПЛ развила максимальную кратковременную подводную скорость – 34,5 уз., став таким образом самой быстроходной подлодкой в мире (для того времени). До 74-го года Северный Флот принял еще 11 однотипных атомоходов, которые вначале базировались в губе Западная Лица. С 81-го по 83-й год их передислоцировали в Гремиху. На Западе данные суда получили кодовое название Victor (позднее — Victor-1).

Весьма фотогеничные, элегантные «Викторы» имели довольно насыщенную событиями биографию. Данные подлодки встречались практически во всех океанах и морях, где боевую службу нес Советский флот. При этом атомные подлодки демонстрировали достаточно высокие боевые и поисковые возможности. Например, в Средиземном море «автономки» продолжались не 60 положенных суток, а почти 90. Известен случай, когда штурманом К-367 в журнале была сделана следующая запись: «определили место судна по отдаче якоря на авианосце «Нимитц», отшвартовавшегося в порту Неаполя. В тоже время атомная подлодка в итальянские территориальные воды не входила, однако вела слежение за кораблем ВМС США».

В 79-м г., при очередном обострении американо-советских отношений, атомные подлодки К-481 и К-38 осуществляли в Персидском заливе несение боевой службы. В это же время так находилось около 50 судов американских ВМС. Условия для плавания были чрезвычайно сложными (у поверхности температура воды достигала 40°). Участник похода Шпортько (командир К-481)в своих воспоминаниях писал, что в энергоотсеках судов воздух нагревался до 70 граусов, а в жилых — до 50. Кондиционерам приходилось работать на полную мощность, однако техника (которая была спроектирована для использования в северных широтах) справиться не могла: холодильные установки начинали нормально функционировать лишь на глубине 60 метров, где температура воды составляла около 15 градусов.

Каждая лодка имела два сменных экипажа, которые размещались на плавбазе «Березина», которая стояла у острова Сокотра или в Аденском заливе. Длительность похода составляла около шести месяцев и в целом, он прошел весьма удачно. А.Н. Шпортько считал, что советские атомные подлодки в Персидском заливе действовали достаточно скрытно: если американским военно-морским силам удавалось кратковременно обнаруживать советские суда, то они не могли правильно их классифицировать и организовать преследование. Впоследствии данные разведки эти выводы подтвердили. При этом время слежение за кораблями ВМС США осуществлялось на дальности использования ракетно-торпедного и ракетного оружия: при получении соответствующего приказа они были бы отправлены на дно с практически 100% вероятностью.

Субмарины К-38 и К-323 в сентябре-октябре 71-го года совершили подледный автономный поход в Арктику. В январе 74-го года начался уникальный переход с Северного на Тихоокеанский флот (длительностью 107 суток) двух атомоходов проектов 670 и 671 под командованием капитанов второго ранга Хайтарова и Гонтарева. Маршрут проходил по Атлантическому, Индийскому, Тихому океанам. После того как суда прошли Фареро-Исландский противолодочный рубеж они двигались в тактической группе (одно судно на глубине 150 метров, другое – 100 метров). Это было фактически первым опытом столь продолжительного следования атомных подводных лодок в составе тактической группы.

Субмарины 10-25 марта совершили заход в сомалийский порт Бербера, где экипажи судов получили кратковременный отдых. 29 марта, во время несения боевой службы, у АПЛ имелся кратковременный контакт с надводными противолодочными кораблями ВМС США. Оторваться от них, удалось уйдя на значительную глубину. По окончании боевой службы в заданном районе Индийского океана, 13 апреля подлодки в надводном положении направились к Малаккскому проливу, лидируемые кораблем обеспечения «Башкирия».

Температура забортной воды во время перехода достигала 28 градусов. Системы кондиционирования воздуха с поддержанием необходимого микроклимата не справлялись: в отсеках лодок температура воздуха поднималась до 70 градусов при относительной влажности 90%. За отрядом советских судов осуществляли практически непрерывное слежение базовые патрульные самолеты Локхид Р-3 «Орион» американских ВМС, которые базировались на атолле Диего-Гарсия.

Американская «опека» в Малаккском проливе (корабли вошли в пролив 17 апреля) стала более плотной: к патрульным самолетам присоединилось большое количество противолодочных вертолетов. На борту подлодки 671-го проекта 20 апреля произошло возгорание одного из узлов ГАС «Рубин». Причиной стала повышенная влажность. Но пожар усилиями экипажа быстро ликвидировали. 25 апреля суда прошли проливную зону, и ушли на глубину, оторвавшись от наблюдения. 6 мая атомоход Гонтарева вошла в Авачинскую губу. Второй атомоход присоединился к ней на следующий день.

В январе 76-го года ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-171, и атомная подлодка К-469, которая выполняла функции охранения, совершили переход с Северного на Тихоокеанский флот. Корабли через Атлантический океан шли на удалении 18 кабельтовых. Пролив Дрейка был пройден на различной глубине. Постоянная связь поддерживалась по ЗПС. Суда после пересечения экватора разошлись и в марте прибыли на Камчатку, каждая прошла собственный маршрут. За 80 суток субмарины прошли 21754 мили, при этом К-469 за весь переход только раз поднялась на перископную глубину (в районе Антарктиды).

ПЛА К-147 пр.671

ПЛА К-147 пр.671, модернизированная в 1984 г. с установкой системы обнаружения кильватерного следа (СОКС). В 1985 г. при помощи этой системы лодка вела американскую ПЛАРБ в течение 6 суток

ПЛА К-306 пр.671, столкнувшаяся в подводном положении с американской ПЛА. Полярный, акватория СРЗ-10, 1975 г.


Субмарина К-147, оснащенная новейшей и не имеющей аналогов системой слежения за атомными подлодками по кильватерному следу, в период с 29 мая по 1 июля 85-го года под командованием капитана второго ранга Никитина участвовала в учениях подводных сил СФ «Апорт», во время которых было выполнено непрерывное шестисуточное слежение за ПЛАРБ «Симон Боливар» американских ВМС, пользуясь неакустическими и акустическими средствами.

В марте 1984 года с субмариной К-314 под командованием капитана первого ранга Евсеенко произошел весьма драматический случай. Осуществляя вместе с БПК «Владивосток» слежение за ударной группой ВМС США в составе авианосца «Китти Хок» и 7 кораблей охранения, которые маневрировали в Японском море, 21 марта советская подлодка, при всплытии для уточнения надводной обстановки, пропорола днище авианосца на протяжении 40 метров. В результате маневры американских ВМС были свернуты а «Китти Хок», теряя мазут через пробоину, ушел в японский док. При этом советский атомоход, потерявший гребной винт, проследовал на буксире в бухту Чажма. Там был проведен его ремонт.

В американской печати данное событие вызвало негативный резонанс. Журналисты, которые специализировались на военно-морской тематике, отмечали слабость охранения АУГ. Именно это позволило субмаринам «потенциального противника» всплыть непосредственно под килем авианосца. 14 марта 89-го года списали первую лодку проекта 671 — К-314, находившуюся в составе ТФ. В 93-96 годах остальные АПЛ данного типа покинули боевой состав флота. Однако утилизация кораблей затянулась. На сегодняшний день большинство судов находится в отстое, ожидая своей участи годами.