Атомные торпедные и многоцелевые подводные лодки. Проект 685
В августе 1966 года командование Военно-Морского Флота выдало тактико-техническое задание на проектирование опытной глубоководной подлодки (проект 658), предельная глубина погружения которой в 2,5 раза превышает соответствующий показатель других торпедных атомных подводных лодок. Работы, которые получили шифр «Плавник», вели в ЦКБ-18 (руководитель - главный конструктор Н.А. Климов, с 1977 г. должность главного конструктора занял Ю.Н. Кормилицын).
Подлодка имела всплывающую камеру, которая способна вместить весь экипаж, обеспечив его спасение с глубины до 1,5 тыс. м и оснащенная автономной системой энергоснабжения. Камера размещалась в ограждении выдвижных устройств. При нахождении корабля в надводном положении ее использовали для выхода на палубу надстройки из помещений прочного корпуса.
Во втором и третьем отсеках, где размещались жилые помещения и центральный пост, сформировали так называемую «зону спасения», которая ограничивалась поперечными переборками, выдерживающими давление 40 кгс/см2.
Главная энергоустановка включала атомный водо-водяной реактор ОК-650Б-3 (мощность 190 мВт) с четырьмя парогенераторами, ГТЗА (43 тыс. л. с.), два автономных турбогенератора (каждый 2 тыс. кВт). Резервную энергоустановку составляли дизель-генератор ДГ-500 (мощность 500 кВт), группа аккумуляторных батарей, а также резервный движительный комплекс — пара гребных винтов, которые размещены на концах горизонтального оперения. Винты приводятся двумя электродвигателями мощностью по 300 кВт, заключенными в водонепроницаемые капсулы. Скорость в надводном положении под резервными движителями достигала 5 узлов.
Чтобы предотвратить аварийное поступление забортной воды внутрь прочного корпуса, применили двухконтурную систему теплообменных аппаратов главной энергоустановки и бортового оборудования. Пресная вода циркулировала в первом контуре охлаждения, а тепло отводилось в два водо-водяных забортных охладителя. При этом в прочном корпусе число забортных отверстий сократили до минимума.
Каждый отсек подлодки оснащался системой объемного химического и воздушно-пенного пожаротушения.
В системе управления движением атомной подводной лодки имелась подсистема, обеспечивающая автоматизированный контроль поступления забортной воды внутрь прочного корпуса и вырабатывающая рекомендации по всплытию на поверхность аварийной лодки.
Основные информационные средства подлодки – гидроакустический автоматизированный комплекс «Скат», приборное оборудование и антенные посты которого располагались в прочной капсуле в носовой оконечности легкого корпуса. Гидроакустический комплекс использовался для освещения подводной обстановки, выдачи целеуказания ракетно-торпедному оружию, опознавания подводных целей а также решения некоторых навигационных задач. Комплексом обеспечивалось обнаружение целей в режиме автоматизированного сопровождения цели при шумопеленговании и в режиме измерения дистанции при эхопеленговании.
Субмарина имела всеширотный автоматический навигационный комплекс «Медведица-685», навигационную радиолокационную станцию «Чибис», обзорную радиолокационную станцию «Бухта», комплекс связи «Молния-Л» который включал станцию космической связи «Синтез», а также УКВ и KB станции «Кора» и «Анис». Для централизованного управления боевой деятельностью использовалась боевая информационно-управляющая система (БИУС).
Торпедное вооружение атомной подводной лодки состояло из 6 автоматизированных торпедных аппаратов калибра 533 мм с пневмогидравлическими стреляющими устройствами автономно действующими и системами быстрого заряжания. Боезапас состоял из 22 ракето-торпед и торпед (типовой вариант загрузки — 2 ракето-торпеды РК-55, 2 «Шквал», 2 торпеды САЭТ-60М в торпедном аппарате, а также 6 ракет и на стеллажах 10 торпед). Ракетно-торпедное оружие применялось во всём диапазоне глубин погружения подлодки одиночными выстрелами и залпом.
Технические характеристики атомной подводной лодки проекта 685:
Длина наибольшая – 118,4 м;
Ширина наибольшая – 11,1 м;
Осадка по КВЛ – 7,4 м;
Водоизмещение нормальное – 5680 м3;
Водоизмещение полное – 8500 м3;
Запас плавучести – 36 %;
Предельная глубина погружения – 1250 м;
Рабочая глубина погружения – 1000 м;
Максимальная скорость подводного хода – 30,6 узлов;
Надводная скорость – 14,0 узлов;
Экипаж – 57 человек.
После ввода К-278 в строй подводная лодка находилась в опытной эксплуатации в течение нескольких лет. Проводились интенсивные испытания субмарины. В частности, провели погружение на предельную глубину со стрельбой из торпедных аппаратов. Субмарина привлекалась к учениям флота. На глубине около 1 тыс. метров подлодку практически невозможно было обнаружить гидроакустическими, а также другими средствами противника. Кроме того она была неуязвимой для его оружия.
Атомной подлодке К-278 в октябре 1988 года присвоили название «Комсомолец».
Подлодка имела всплывающую камеру, которая способна вместить весь экипаж, обеспечив его спасение с глубины до 1,5 тыс. м и оснащенная автономной системой энергоснабжения. Камера размещалась в ограждении выдвижных устройств. При нахождении корабля в надводном положении ее использовали для выхода на палубу надстройки из помещений прочного корпуса.
Во втором и третьем отсеках, где размещались жилые помещения и центральный пост, сформировали так называемую «зону спасения», которая ограничивалась поперечными переборками, выдерживающими давление 40 кгс/см2.
Главная энергоустановка включала атомный водо-водяной реактор ОК-650Б-3 (мощность 190 мВт) с четырьмя парогенераторами, ГТЗА (43 тыс. л. с.), два автономных турбогенератора (каждый 2 тыс. кВт). Резервную энергоустановку составляли дизель-генератор ДГ-500 (мощность 500 кВт), группа аккумуляторных батарей, а также резервный движительный комплекс — пара гребных винтов, которые размещены на концах горизонтального оперения. Винты приводятся двумя электродвигателями мощностью по 300 кВт, заключенными в водонепроницаемые капсулы. Скорость в надводном положении под резервными движителями достигала 5 узлов.
Чтобы предотвратить аварийное поступление забортной воды внутрь прочного корпуса, применили двухконтурную систему теплообменных аппаратов главной энергоустановки и бортового оборудования. Пресная вода циркулировала в первом контуре охлаждения, а тепло отводилось в два водо-водяных забортных охладителя. При этом в прочном корпусе число забортных отверстий сократили до минимума.
Каждый отсек подлодки оснащался системой объемного химического и воздушно-пенного пожаротушения.
Отрыв всплывающей спасательной камеры во время пожара на ПЛА К-278 «Комсомолец» пр.685. С картины художника
В системе управления движением атомной подводной лодки имелась подсистема, обеспечивающая автоматизированный контроль поступления забортной воды внутрь прочного корпуса и вырабатывающая рекомендации по всплытию на поверхность аварийной лодки.
Основные информационные средства подлодки – гидроакустический автоматизированный комплекс «Скат», приборное оборудование и антенные посты которого располагались в прочной капсуле в носовой оконечности легкого корпуса. Гидроакустический комплекс использовался для освещения подводной обстановки, выдачи целеуказания ракетно-торпедному оружию, опознавания подводных целей а также решения некоторых навигационных задач. Комплексом обеспечивалось обнаружение целей в режиме автоматизированного сопровождения цели при шумопеленговании и в режиме измерения дистанции при эхопеленговании.
Субмарина имела всеширотный автоматический навигационный комплекс «Медведица-685», навигационную радиолокационную станцию «Чибис», обзорную радиолокационную станцию «Бухта», комплекс связи «Молния-Л» который включал станцию космической связи «Синтез», а также УКВ и KB станции «Кора» и «Анис». Для централизованного управления боевой деятельностью использовалась боевая информационно-управляющая система (БИУС).
Торпедное вооружение атомной подводной лодки состояло из 6 автоматизированных торпедных аппаратов калибра 533 мм с пневмогидравлическими стреляющими устройствами автономно действующими и системами быстрого заряжания. Боезапас состоял из 22 ракето-торпед и торпед (типовой вариант загрузки — 2 ракето-торпеды РК-55, 2 «Шквал», 2 торпеды САЭТ-60М в торпедном аппарате, а также 6 ракет и на стеллажах 10 торпед). Ракетно-торпедное оружие применялось во всём диапазоне глубин погружения подлодки одиночными выстрелами и залпом.
Технические характеристики атомной подводной лодки проекта 685:
Длина наибольшая – 118,4 м;
Ширина наибольшая – 11,1 м;
Осадка по КВЛ – 7,4 м;
Водоизмещение нормальное – 5680 м3;
Водоизмещение полное – 8500 м3;
Запас плавучести – 36 %;
Предельная глубина погружения – 1250 м;
Рабочая глубина погружения – 1000 м;
Максимальная скорость подводного хода – 30,6 узлов;
Надводная скорость – 14,0 узлов;
Экипаж – 57 человек.
После ввода К-278 в строй подводная лодка находилась в опытной эксплуатации в течение нескольких лет. Проводились интенсивные испытания субмарины. В частности, провели погружение на предельную глубину со стрельбой из торпедных аппаратов. Субмарина привлекалась к учениям флота. На глубине около 1 тыс. метров подлодку практически невозможно было обнаружить гидроакустическими, а также другими средствами противника. Кроме того она была неуязвимой для его оружия.
Атомной подлодке К-278 в октябре 1988 года присвоили название «Комсомолец».
Автор: ulyakinmariupol