Невидимка в юбке
Умеют ли морские корабли летать? Для командира единственного в мире катамарана скегового типа Дмитрия Ефремова это вовсе не риторический вопрос. Его корабль носит имя стремительного, очень холодного и страшно разрушительного ветра северного Причерноморья - "Бора".
Так же как ветер, он способен внезапно появиться из ниоткуда на скоростях, недоступных ни одному другому кораблю, молниеносно нанести сокрушительный ракетный удар и так же внезапно раствориться на просторах моря. Но почему этот корабль - одиночка?
Катамараны скегового типа класса "Сивуч" ("Dergach" по натовской терминологии) - последнее слово в морской технике.
Это два объединенных общей платформой корпуса длиной 65 метров и шириной 18, образующих букву "П" - как у обычных катамаранов. Но спереди и сзади они оборудованы специальной эластичной и очень прочной прорезиненной "юбкой". Из-за нее корабль еще называют "катамаран в юбке". При необходимости она опускается и поднимается, увели-чивая или уменьшая скорость хода. При опущенной "юбке" под днище катамарана парой специ-альных вентиляторов нагнетается под огромным давлением воз-дух. Корабль приподнимается над волной на высоту с 30 до 100 сантиметров, тем самым уменьшая площадь соп-рикосновения с водой.
Мощные, в 70 тысяч лошадиных сил, двигатели - две газовые турбины и шесть винтов, по три
на каждом корпусе, причем один из них стационарный, а два могут опускаться и подниматься на специальных колонках, - придают "Боре" скорость более 50 узлов (более 100 ки-лометров в час). Это почти в полтора раза выше, чем у большинства современных атомных крейсеров и авианосцев, способных на максимальных режимах достигнуть 35 узлов - около 60 километров в час. Отсюда и сравнение катамарана с морским ветром.
- Наш корабль оперативное средство флота, - говорит командир "Боры" капитан 2 ранга Дмитрий Ефремов. - Мы готовы к немедленному выходу в море. При полной скорости хода мы можем достигнуть любой точки Черного моря за 6-8 часов.
Скорость хода - одно из главных тактических преимуществ "Боры". Ее задача, не ввязываясь в боевые действия, нести дежурство на рубеже атаки, вне досягаемости огневых и радиотехнических средств противника. А потом вдруг подлететь на скорости к его ударной группировке на расстояние пуска, произвести нокаутирующий залп главным комплексом сверхзвуковых крылатых ракет сразу из всех восьми контейнеров и тут же уйти.
- Фирменная окраска корабля, серо-черные разводы рисунка идеально скрывают корабль на фоне береговой линии, - рассказывает Ефремов. - Так что визуально обнаружить нас очень непросто. Ну а дальше все решает скорость.
Стремительность "Боры" подчеркивает и ходовая рубка корабля. Ее дизайн, эргономика совсем не "морские", а скорее авиационные: командир, рулевой и штурман сидят в ряд в почти что "летных креслах", а вместо привычного морского колеса с ручками - авиационный штурвал.
Возьмет "Солнечным ударом"
На флот головной корабль серии "Сивучей" - "Бора" пришел в 1990 году. С тех пор, несмотря на то что давно принят в состав флота, находится в опытной эксплуатации.
- Корабль уникален, - говорит Дмитрий Ефремов. - Весь его потенциал еще не раскрыт. Поэтому у нас постоянно идет научная работа. Раз в год к нам в обязательном порядке приезжает конструктор "Боры". Мы сами вносим предложения по улучшению. Я твердо уверен в том, что именно за кораблями подобной конструкции будущее современного кораблестроения.
Свои взгляды капитан 2-го ранга аргументирует просто - по набору вооружений "Бора" сопоставима с эсминцем 956 проекта типа "Современный". Но на эсминце 200 человек экипажа, на "Боре" - всего 80. Единственное отличие - отсутствие противолодочных комплексов. Их не удалось разместить из-за особенности движения "Сивуча", когда большая часть корпуса корабля оказывается над водой.
- На мой взгляд, важно и то, что у меня несколько силовых установок, - подчеркивает Ефремов. - При повреждении двух из них я все равно сохраню ход. Даже на одной "воздушной подушке" я могу идти со скоростью 4 узла. Мало. Но я буду двигаться!
Благодаря огромной для военных кораблей скорости "Бору" практически не качает даже на четырехбалльной волне (вообще же корабль может действовать и при 8-балльном шторме), что создает достаточно комфортные ус-ловия как для экипажа, так и для применения оружия. Скорость создает еще один эффект - при движении корабль окутывает облако водяных брызг, из-за чего он становится неразличим для радиолокационных средств противника.
На "Боре" стоят 8 пусковых установок самой современной российской сверхзвуковой противокорабельной крылатой ракеты 3М-80У "Москит". На сегодняшний день это единственная в мире ракета, скорость полета которой на малых высотах превышает два маха - 2800 километров в час. Такие скорости сегодня не отслеживает ни одна радиолокационная корабельная станция.
Ракета идет над поверхностью моря на высотах от 3 до 6 метров, совершая интенсивные маневры как по высоте, так и по горизонту. То есть обнаружить "Москит" практически невозможно. Как невозможно и уклониться от встречи с ним. Противник заметит подлет ракеты только за три-четыре секунды до ее непосредственной атаки. А это время ничтожно мало для того, чтобы совершить противоракетный маневр или принять какие-то другие экстренные меры самозащиты. "Солнечный ожог" способен прожечь корпус любого корабля, далее следует взрыв внутри его. Такой удар способен потопить не только боевой корабль среднего класса, но и крейсер. А 15-17 "Москитов" - даже корабельную группу.
Кроме ударного комплекса. "Бора" несет на себе и зенитно-ракетный комплекс "Оса-МА". Его система разведки, обнаружения, захвата и сопровождения воздушных целей, а также управления стрельбой благодаря практически полному отсутствию продольных и поперечных колебаний при ведении огня работает очень точно, гарантируя поражение любой воздушной цели - от крылатых ракет до самолетов и вертолетов противника. Особенно в сочетании с артиллерийской установкой АК-630. Ее скорострельность четыре тысячи выстрелов в минуту. Моряки называют ее "металлорезкой".
- Когда к нам в 2002 году пришел второй корабль нашей серии "Самум", в западной прессе написали, что боевой потенциал Черноморского флота возрос в 4 раза.- уточняет Дмитрий Ефремов.
Почему "Сивуч" не идет на флот
По итогам ракетных стрельб "Бора" и "Самум" неизменно занимают первые места на Черноморском флоте. Впрочем, новых кораблей этого класса российскому флоту ожидать не приходится. Несмотря на свою концептуальную новизну и мощь, "Бора" - "вчерашний" день флота. Корабль создавался как оружие противодействия ударным группировкам иностранных флотов. Сегодня российский флот решает совсем другие задачи - охрана территориальных вод, борьба с морским пиратством. "Бора" и "Самум" для этого не совсем годятся - у них очень короткий запас автономности. Поэтому Черноморский флот ждет "обычные" фрегаты проекта 1135.
Так же как ветер, он способен внезапно появиться из ниоткуда на скоростях, недоступных ни одному другому кораблю, молниеносно нанести сокрушительный ракетный удар и так же внезапно раствориться на просторах моря. Но почему этот корабль - одиночка?
Катамараны скегового типа класса "Сивуч" ("Dergach" по натовской терминологии) - последнее слово в морской технике.
Это два объединенных общей платформой корпуса длиной 65 метров и шириной 18, образующих букву "П" - как у обычных катамаранов. Но спереди и сзади они оборудованы специальной эластичной и очень прочной прорезиненной "юбкой". Из-за нее корабль еще называют "катамаран в юбке". При необходимости она опускается и поднимается, увели-чивая или уменьшая скорость хода. При опущенной "юбке" под днище катамарана парой специ-альных вентиляторов нагнетается под огромным давлением воз-дух. Корабль приподнимается над волной на высоту с 30 до 100 сантиметров, тем самым уменьшая площадь соп-рикосновения с водой.
Мощные, в 70 тысяч лошадиных сил, двигатели - две газовые турбины и шесть винтов, по три
на каждом корпусе, причем один из них стационарный, а два могут опускаться и подниматься на специальных колонках, - придают "Боре" скорость более 50 узлов (более 100 ки-лометров в час). Это почти в полтора раза выше, чем у большинства современных атомных крейсеров и авианосцев, способных на максимальных режимах достигнуть 35 узлов - около 60 километров в час. Отсюда и сравнение катамарана с морским ветром.
- Наш корабль оперативное средство флота, - говорит командир "Боры" капитан 2 ранга Дмитрий Ефремов. - Мы готовы к немедленному выходу в море. При полной скорости хода мы можем достигнуть любой точки Черного моря за 6-8 часов.
Скорость хода - одно из главных тактических преимуществ "Боры". Ее задача, не ввязываясь в боевые действия, нести дежурство на рубеже атаки, вне досягаемости огневых и радиотехнических средств противника. А потом вдруг подлететь на скорости к его ударной группировке на расстояние пуска, произвести нокаутирующий залп главным комплексом сверхзвуковых крылатых ракет сразу из всех восьми контейнеров и тут же уйти.
- Фирменная окраска корабля, серо-черные разводы рисунка идеально скрывают корабль на фоне береговой линии, - рассказывает Ефремов. - Так что визуально обнаружить нас очень непросто. Ну а дальше все решает скорость.
Стремительность "Боры" подчеркивает и ходовая рубка корабля. Ее дизайн, эргономика совсем не "морские", а скорее авиационные: командир, рулевой и штурман сидят в ряд в почти что "летных креслах", а вместо привычного морского колеса с ручками - авиационный штурвал.
Возьмет "Солнечным ударом"
На флот головной корабль серии "Сивучей" - "Бора" пришел в 1990 году. С тех пор, несмотря на то что давно принят в состав флота, находится в опытной эксплуатации.
- Корабль уникален, - говорит Дмитрий Ефремов. - Весь его потенциал еще не раскрыт. Поэтому у нас постоянно идет научная работа. Раз в год к нам в обязательном порядке приезжает конструктор "Боры". Мы сами вносим предложения по улучшению. Я твердо уверен в том, что именно за кораблями подобной конструкции будущее современного кораблестроения.
Свои взгляды капитан 2-го ранга аргументирует просто - по набору вооружений "Бора" сопоставима с эсминцем 956 проекта типа "Современный". Но на эсминце 200 человек экипажа, на "Боре" - всего 80. Единственное отличие - отсутствие противолодочных комплексов. Их не удалось разместить из-за особенности движения "Сивуча", когда большая часть корпуса корабля оказывается над водой.
- На мой взгляд, важно и то, что у меня несколько силовых установок, - подчеркивает Ефремов. - При повреждении двух из них я все равно сохраню ход. Даже на одной "воздушной подушке" я могу идти со скоростью 4 узла. Мало. Но я буду двигаться!
Благодаря огромной для военных кораблей скорости "Бору" практически не качает даже на четырехбалльной волне (вообще же корабль может действовать и при 8-балльном шторме), что создает достаточно комфортные ус-ловия как для экипажа, так и для применения оружия. Скорость создает еще один эффект - при движении корабль окутывает облако водяных брызг, из-за чего он становится неразличим для радиолокационных средств противника.
На "Боре" стоят 8 пусковых установок самой современной российской сверхзвуковой противокорабельной крылатой ракеты 3М-80У "Москит". На сегодняшний день это единственная в мире ракета, скорость полета которой на малых высотах превышает два маха - 2800 километров в час. Такие скорости сегодня не отслеживает ни одна радиолокационная корабельная станция.
Ракета идет над поверхностью моря на высотах от 3 до 6 метров, совершая интенсивные маневры как по высоте, так и по горизонту. То есть обнаружить "Москит" практически невозможно. Как невозможно и уклониться от встречи с ним. Противник заметит подлет ракеты только за три-четыре секунды до ее непосредственной атаки. А это время ничтожно мало для того, чтобы совершить противоракетный маневр или принять какие-то другие экстренные меры самозащиты. "Солнечный ожог" способен прожечь корпус любого корабля, далее следует взрыв внутри его. Такой удар способен потопить не только боевой корабль среднего класса, но и крейсер. А 15-17 "Москитов" - даже корабельную группу.
Кроме ударного комплекса. "Бора" несет на себе и зенитно-ракетный комплекс "Оса-МА". Его система разведки, обнаружения, захвата и сопровождения воздушных целей, а также управления стрельбой благодаря практически полному отсутствию продольных и поперечных колебаний при ведении огня работает очень точно, гарантируя поражение любой воздушной цели - от крылатых ракет до самолетов и вертолетов противника. Особенно в сочетании с артиллерийской установкой АК-630. Ее скорострельность четыре тысячи выстрелов в минуту. Моряки называют ее "металлорезкой".
- Когда к нам в 2002 году пришел второй корабль нашей серии "Самум", в западной прессе написали, что боевой потенциал Черноморского флота возрос в 4 раза.- уточняет Дмитрий Ефремов.
Почему "Сивуч" не идет на флот
По итогам ракетных стрельб "Бора" и "Самум" неизменно занимают первые места на Черноморском флоте. Впрочем, новых кораблей этого класса российскому флоту ожидать не приходится. Несмотря на свою концептуальную новизну и мощь, "Бора" - "вчерашний" день флота. Корабль создавался как оружие противодействия ударным группировкам иностранных флотов. Сегодня российский флот решает совсем другие задачи - охрана территориальных вод, борьба с морским пиратством. "Бора" и "Самум" для этого не совсем годятся - у них очень короткий запас автономности. Поэтому Черноморский флот ждет "обычные" фрегаты проекта 1135.
Автор: Смирнов Вадим