М103 - венец американских тяжелых танков



Корпус морской пехоты в 1961 году решил переоборудовать М103А1 под дизельные двигатели Континентэл AVDS-1790-2A. При этом запас хода увеличился до 480 км. Танки также оборудовали системой уменьшения заметности в инфракрасном диапазоне. Практически полностью было обновлено прицельное оборудование, добавлен инфракрасный прожектор. Новую версию танка под обозначением М103А2 приняли на вооружение. В августе 1962 года, после испытаний опытных М103А1Е1 с этими доработками, выдали заказ на переоборудования 153 машин М103А1. Еще 53 танка доработали в 1968 году. Общее число танков М103А2 вместе с опытными, составило 208 машин.

Танки M103 в составе Корпуса морпехов находились на вооружение четвертых рот в 3-х танковых батальонах и в резервных частях. На вооружении они стояли вплоть до 1973 года, когда были сменены последними моделями основного танка М60.

Вообще за весь послевоенный период главным побудительным мотивом в Соединенных Штатах работ по тяжелым танкам было наличие в СССР ИС-3, а позднее танков Т-10. Сами танкисты американской армии не благоволили к машинам, имеющим тяжелое бронирование – им не хватало мобильности, которая особенно ценилась на военных учениях. Однако стоило танкистам попасть под огонь неприятеля, как сразу же на машины навешивались дополнительные траки, ящики ЗИП, мешки с цементом и тому подобное, стараясь таким образом улучшить защищенность машин. Аналогичная ситуация наблюдалась и со вспомогательным вооружением. Опыт Вьетнама показал, что зенитного пулемета калибра 12,7 мм и спаренного пулемета винтовочного калибра недостаточно для подавления пехоты противника. В связи с этим вспомогательное вооружение старались усилить, меняя перископический прицел на спаренный пулемет. То есть решения, которые использовались на тяжелом М103, полностью подтвердились в боевых условиях.



Первое поколение боевых танков – М48 и М60 – являлось развитием средних танков времен Второй мировой, что требовало в боевых порядках их дополнение более тяжелыми танками, каким был М103. Появление на вооружении нового поколения основного боевого танка типа M1 фактически означало реализацию требований к данному типу боевых машин как по вооружению и броневой защите, которые характерны для тяжелых танков, так и по подвижности, по которой новые машины практически сравнялся с большинством образцов легких танков. Поэтому работы по M1 поставили логическую точку в развитии тяжелого танкостроения США.

Тактико-технические характеристики американского тяжелого танка М103А2:
Длина – 11230 мм;
Ширина – 3630 мм;
Высота – 3560 мм;
Вес – 58,1 т;
Двигатель – AVDS-1790;
Мощность двигателя – 750 л.с.;
Скорость – 37 км/ч;
Запас хода – 480 км;
Преодолеваемый ров – 2,6 м;
Лобовая броня (угол наклона) – 127 мм (60 град);
Бортовая броня – 51 мм;
Башня (маска орудия) – 127 мм (254 мм);
Броня крыши – 38 мм;
Броня днища – 25 мм;
Вооружение:
Орудие – М58;
Калибр – 120 мм;
Пулеметы – НВ М2 (12,7 мм) и М37 (7,62 мм);
Экипаж – 5 человек.