Наш рукопашный бой…
Проблема самоидентификации всегда остро стояла в России. Действительно, кто мы? Потомки воинственных скифов, гордых киммерийцев или безродных кротких племен, которые не в состоянии были создать собственную государственность? Западным историкам выгодно представлять наших предков дикарями, неспособными к великим свершениям и победам. К сожалению, отравленная и искаженная чуждыми россиянам версиями история прочно укоренилась в наших мозгах. Не избежало подобной участи и воинское искусство.
Само воинское искусство старо как история войн, и нет ни одного народа, который был бы с ним незнаком. Русь, варившаяся в межнациональном котле на границе дикого поля и леса, не была исключением. Основой воинского искусства древности был рукопашный бой.
Рукопашный бой у славян
С середины VI века славяне вторглись за Дунай в пределы Восточной Римской империи (Византии), осаждали и грабили Константинополь, Фессалоники и Афины. Волна переселений привела славян на территории, которые упоминаются в «Повести временных лет». И что, они понятия не имели о том, как вести рукопашные схватки или держать в руках меч, копье или лук?
Древние источники говорят о наличии у наших предков борьбы с практикой различных ударов и поединков с оружием. Это и обучение, и развлечение, и обряд. Необходимость искусства рукопашного боя как элемента обучения связана с традицией решения споров в поединке. Они могли происходить из-за оскорблений, дележа добычи, из-за женщин. Как развлечение поединки проводились после пиршества, на них участники показывали свое мастерство, а зрители получали интересное представление. Как обряд поединки использовались при проведении различных ритуалов. Ритуалы могли быть как праздничные, так и скорбные.
В условиях, когда родоплеменные отношения определяли законность, даже между родственными племенами случались кровавые распри. Защита своей свободы требовала силы и навыков. Неудивительно, что славянские воины были мастерами разведки, маскировки и нападения из засад. Леса и болота в местности их проживания способствовали развитию подобных навыков. Воины могли прятаться под водой, используя для дыхания полую камышину, бесшумно подкрадываться к врагу и в стремительной схватке одолевать его. Это очень похоже на тактику средневековых японских ниндзя. Только славяне ее освоили намного раньше, и их приемы рациональнее и проще в освоении. Пробами и ошибками определялись индивидуальные и коллективные способы нападения и защиты. В рукопашных схватках использовались подручные предметы и оружие. Многие приемы и навыки, применявшиеся в охоте на диких зверей, использовались в бою. Человек, державший в руке нож и применявший его на охоте или для убоя домашнего скота, не имел психологических препятствий в использовании его как оружия, а куда и как наносить удары, он уже имел богатый опыт. То же можно сказать об использовании палки, веревки и других бытовых предметов. Они все имели двойное назначение.
Эпоха раннего Средневековья характеризуется непрерывными стычками, междоусобицами и войнами. Всегда быть победителями в них невозможно. Важно правильно подходить к поражению, делать из него верные выводы и становиться сильнее. Наши предки умели делать это. В «Повести временных» лет есть интересное описание: «И нашли их хазары сидящими на горах этих в лесах и сказали: «Платите нам дань». Поляне, посовещавшись, дали от дыма по мечу, и отнесли их хазары к своему князю и к старейшинам, и сказали им: «Вот, новую дань нашли мы». Те же спросили у них: «Откуда?». Они же ответили: «В лесу на горах над рекою Днепром». Опять спросили те: «А что дали?». Они же показали меч. И сказали старцы хазарские: «Не добрая дань эта, княже: мы добыли ее оружием, острым только с одной стороны, – саблями, а у этих оружие обоюдоострое – мечи. Им суждено собирать дань и с нас, и с иных земель». И сбылось все это, ибо не по своей воле говорили они, но по Божьему повелению…». Выражение «дали им от дыма по мечу» означает, что в каждом доме имелось оружие и все мужчины были воинами. Также оно означает разоружение. Значит, наших предков боялись. Но как обезоруженные славяне смогли противостоять врагам и в конечном итоге победить? Только за счет знания и владения искусством защиты без оружия. Хочется напомнить, что именно в подобных условиях на Окинаве обезоруженные самураями крестьяне создали карате. Именно владение искусством рукопашных схваток позволило вооружиться, организовать воинские рати, впоследствии разбившие Хазарию.
Издавна Русь была связана со степным миром. Летописи постоянно сообщают о набегах кочевых племен на пограничные княжества. В то же время кочевники участвуют в русских междоусобицах на стороне то одного, то другого князя. Часто союзы со степняками скреплялись браками. Русские дружинники усваивали типично кочевническое оружие и приемы боя. Синтез варяжских, славянских и степных воинских приемов создавал облик дружин Древней Руси.
Монгольские уроки
Первым жестоким предупреждением послужила битва на Калке. Пришли испуганные половцы к русским князьям и просили помощи от врага сильного и неизвестного ранее. Мстислав Удалой убедил поддержать половцев, мотивируя необходимость помощи возможностью их перехода на сторону врага в случае отказа в поддержке со стороны русских.
Весной 1223 года совместная русско-половецкая рать выступила в поход. Знания о тактике действий, боевой подготовке и целях татар у русских были поверхностные. Именно этим вызвана череда последующих ошибок.
Вначале удача сопутствовала русским князьям и их союзникам. Дозоры татар были разбиты с легкостью или обращены в бегство. Сторожевой отряд также легко был разбит. У дружинников начало складываться впечатление, что это простые люди, а не воины. Более крупный передовой отряд татар не выдержал натиска дружины. Отступая, они спрятали своего начальника Гемябека, засыпав землей в половецком кургане. Он из-за травмы не мог сесть на коня. Русские его нашли, но не оставили себе в качестве пленника. Мстислав Удалой выдал его половцам, которые убили его мучительной смертью. Мстислав Удалой и молодые князья желали схватки с основными силами. Мстислав Киевский расположился на правом высоком берегу Калки (ныне Кальчик, приток р. Кальмиус, Донецкая область, Украина) в укрепленном лагере. Полки Мстислава Удалого и других князей перешли на левый берег, где вскоре вступили в бой. Имевшие современные доспехи и вооружение волынские и галицкие ратники держались стойко. Используя ратный опыт, они, выдержав удар, обратили в бегство монгольских воинов.
С навыками индивидуального боя и боя сомкнутым строем у русских дружин было хорошо. Казалось, победа будет за ними. Но подвели половцы. Они не выдержали первого ступа с монголами и побежали, при этом смяли станы наших князей и попутали конями и телегами строй еще не успевших встать в боевой порядок полков. Зато монголы, совершив быстрые конные маневры, обошли с флангов и частично окружили русские полки. В жестокой схватке с численно превосходящим противником гибли русские вои. Опытные монгольские лучники пускали стрелы в незащищенные снаряжением части тел ратников. Планомерно сменявшие друг друга татарские бойцы не уставали в бою, в отличие от наших. Наконец, не выдержав напора, русские дрогнули и побежали. Это не было упорядоченное отступление. Это была паника… В итоге погибло 6 князей, а из воев едва ли каждый десятый спасся.
Даже в Китае существовала русская община. И на всем огромном пространстве улуса Джучиева шел обмен военным опытом, приемами борьбы и средствами ведения боя.
Монголы требовали, чтобы русские князья постоянно отправляли на службу хану воинские отряды. Большое распространение получило устройство армии, когда командирами были монголы, причем до младшего командного звена, а рать состояла из русских воинов. Летописи сообщают о приходе на Русь лиц командного состава десятников, тысячников и темников, но не говорят, что вместе с этими лицами командного состава пришли бы на Русь и монгольские солдаты. В задачи таких отрядов входило не только ведение боевых действий, но и обязанность держать в повиновении покоренные народы. Монгольские воеводы назывались баскаками. Прямые следы существования на Руси таких отрядов мы наблюдаем в летописном рассказе о баскаке Ахмате. Он имел в своем распоряжении отряды, состоявшие отчасти из «бесермен», а частью из Руси; они жили в особых слободах. Начиная с 1269 г. появляются сообщения о владимирском баскаке, действующем с татарами в военных экспедициях. Сами монголы были достаточно веротерпимы и восприимчивы к традициям других народов. Былины сохранили сообщения о состязаниях в борьбе во время пиров и праздников на Руси, в них принимали участие и монголы. Но война была основным занятием воинов. Так, князь Федор Ростиславович со своими воинами вместе с Менгу-Тимуром принимает участие в походе на Кавказ в 1278 году. В 1281 году вместе с татарами делает набег на Переяславль. Совершались совместные походы на Литву и другие княжества.
Тем не менее ордынцы не могли себя чувствовать в безопасности на территории русских княжеств из-за стихийно вспыхивавших против устанавливаемых ими порядков восстаний. Первые крупные антиордынские выступления начались в 1257–1259 годах. Вызваны они были как переписью населения, так и злоупотреблениями «бесерменов». Смерды совершали неожиданные нападения на представителей Орды. Ножами, топорами, а то и голыми руками, из засад и неожиданными налетами убивали они ненавистных чужеземцев. Отдельные князья и бояре поддерживали эти восстания. И явление это нарастало по мере ослабевания самой Орды. Впоследствии серия восстаний привела к тому, что ханские баскаки были изгнаны.
Орде не удалось закрепить на Руси порядки военной службы, существовавшие в монгольских улусах. Поколение могущественных монгольских воинов ушло в прошлое вместе с великим западным походом, и на их место пришло другое, перенявшее обычаи и традиции покоренных народов. Сама великая империя распалась и из военной державы превратилась в несколько купеческих государств. Кроме того, в Орде шла кровавая борьба за власть, ослаблявшая ее влияние на соседние государства. Постоянное требование дани вызывало стихийные и организованные восстания, перераставшие в локальные стычки с подчиненными княжествами. Русь не была исключением, причем русичи часто одерживали в них победы.
Само воинское искусство старо как история войн, и нет ни одного народа, который был бы с ним незнаком. Русь, варившаяся в межнациональном котле на границе дикого поля и леса, не была исключением. Основой воинского искусства древности был рукопашный бой.
Рукопашный бой у славян
С середины VI века славяне вторглись за Дунай в пределы Восточной Римской империи (Византии), осаждали и грабили Константинополь, Фессалоники и Афины. Волна переселений привела славян на территории, которые упоминаются в «Повести временных лет». И что, они понятия не имели о том, как вести рукопашные схватки или держать в руках меч, копье или лук?
Древние источники говорят о наличии у наших предков борьбы с практикой различных ударов и поединков с оружием. Это и обучение, и развлечение, и обряд. Необходимость искусства рукопашного боя как элемента обучения связана с традицией решения споров в поединке. Они могли происходить из-за оскорблений, дележа добычи, из-за женщин. Как развлечение поединки проводились после пиршества, на них участники показывали свое мастерство, а зрители получали интересное представление. Как обряд поединки использовались при проведении различных ритуалов. Ритуалы могли быть как праздничные, так и скорбные.
В условиях, когда родоплеменные отношения определяли законность, даже между родственными племенами случались кровавые распри. Защита своей свободы требовала силы и навыков. Неудивительно, что славянские воины были мастерами разведки, маскировки и нападения из засад. Леса и болота в местности их проживания способствовали развитию подобных навыков. Воины могли прятаться под водой, используя для дыхания полую камышину, бесшумно подкрадываться к врагу и в стремительной схватке одолевать его. Это очень похоже на тактику средневековых японских ниндзя. Только славяне ее освоили намного раньше, и их приемы рациональнее и проще в освоении. Пробами и ошибками определялись индивидуальные и коллективные способы нападения и защиты. В рукопашных схватках использовались подручные предметы и оружие. Многие приемы и навыки, применявшиеся в охоте на диких зверей, использовались в бою. Человек, державший в руке нож и применявший его на охоте или для убоя домашнего скота, не имел психологических препятствий в использовании его как оружия, а куда и как наносить удары, он уже имел богатый опыт. То же можно сказать об использовании палки, веревки и других бытовых предметов. Они все имели двойное назначение.
Эпоха раннего Средневековья характеризуется непрерывными стычками, междоусобицами и войнами. Всегда быть победителями в них невозможно. Важно правильно подходить к поражению, делать из него верные выводы и становиться сильнее. Наши предки умели делать это. В «Повести временных» лет есть интересное описание: «И нашли их хазары сидящими на горах этих в лесах и сказали: «Платите нам дань». Поляне, посовещавшись, дали от дыма по мечу, и отнесли их хазары к своему князю и к старейшинам, и сказали им: «Вот, новую дань нашли мы». Те же спросили у них: «Откуда?». Они же ответили: «В лесу на горах над рекою Днепром». Опять спросили те: «А что дали?». Они же показали меч. И сказали старцы хазарские: «Не добрая дань эта, княже: мы добыли ее оружием, острым только с одной стороны, – саблями, а у этих оружие обоюдоострое – мечи. Им суждено собирать дань и с нас, и с иных земель». И сбылось все это, ибо не по своей воле говорили они, но по Божьему повелению…». Выражение «дали им от дыма по мечу» означает, что в каждом доме имелось оружие и все мужчины были воинами. Также оно означает разоружение. Значит, наших предков боялись. Но как обезоруженные славяне смогли противостоять врагам и в конечном итоге победить? Только за счет знания и владения искусством защиты без оружия. Хочется напомнить, что именно в подобных условиях на Окинаве обезоруженные самураями крестьяне создали карате. Именно владение искусством рукопашных схваток позволило вооружиться, организовать воинские рати, впоследствии разбившие Хазарию.
Издавна Русь была связана со степным миром. Летописи постоянно сообщают о набегах кочевых племен на пограничные княжества. В то же время кочевники участвуют в русских междоусобицах на стороне то одного, то другого князя. Часто союзы со степняками скреплялись браками. Русские дружинники усваивали типично кочевническое оружие и приемы боя. Синтез варяжских, славянских и степных воинских приемов создавал облик дружин Древней Руси.
Монгольские уроки
Первым жестоким предупреждением послужила битва на Калке. Пришли испуганные половцы к русским князьям и просили помощи от врага сильного и неизвестного ранее. Мстислав Удалой убедил поддержать половцев, мотивируя необходимость помощи возможностью их перехода на сторону врага в случае отказа в поддержке со стороны русских.
Весной 1223 года совместная русско-половецкая рать выступила в поход. Знания о тактике действий, боевой подготовке и целях татар у русских были поверхностные. Именно этим вызвана череда последующих ошибок.
Вначале удача сопутствовала русским князьям и их союзникам. Дозоры татар были разбиты с легкостью или обращены в бегство. Сторожевой отряд также легко был разбит. У дружинников начало складываться впечатление, что это простые люди, а не воины. Более крупный передовой отряд татар не выдержал натиска дружины. Отступая, они спрятали своего начальника Гемябека, засыпав землей в половецком кургане. Он из-за травмы не мог сесть на коня. Русские его нашли, но не оставили себе в качестве пленника. Мстислав Удалой выдал его половцам, которые убили его мучительной смертью. Мстислав Удалой и молодые князья желали схватки с основными силами. Мстислав Киевский расположился на правом высоком берегу Калки (ныне Кальчик, приток р. Кальмиус, Донецкая область, Украина) в укрепленном лагере. Полки Мстислава Удалого и других князей перешли на левый берег, где вскоре вступили в бой. Имевшие современные доспехи и вооружение волынские и галицкие ратники держались стойко. Используя ратный опыт, они, выдержав удар, обратили в бегство монгольских воинов.
С навыками индивидуального боя и боя сомкнутым строем у русских дружин было хорошо. Казалось, победа будет за ними. Но подвели половцы. Они не выдержали первого ступа с монголами и побежали, при этом смяли станы наших князей и попутали конями и телегами строй еще не успевших встать в боевой порядок полков. Зато монголы, совершив быстрые конные маневры, обошли с флангов и частично окружили русские полки. В жестокой схватке с численно превосходящим противником гибли русские вои. Опытные монгольские лучники пускали стрелы в незащищенные снаряжением части тел ратников. Планомерно сменявшие друг друга татарские бойцы не уставали в бою, в отличие от наших. Наконец, не выдержав напора, русские дрогнули и побежали. Это не было упорядоченное отступление. Это была паника… В итоге погибло 6 князей, а из воев едва ли каждый десятый спасся.
Даже в Китае существовала русская община. И на всем огромном пространстве улуса Джучиева шел обмен военным опытом, приемами борьбы и средствами ведения боя.
Монголы требовали, чтобы русские князья постоянно отправляли на службу хану воинские отряды. Большое распространение получило устройство армии, когда командирами были монголы, причем до младшего командного звена, а рать состояла из русских воинов. Летописи сообщают о приходе на Русь лиц командного состава десятников, тысячников и темников, но не говорят, что вместе с этими лицами командного состава пришли бы на Русь и монгольские солдаты. В задачи таких отрядов входило не только ведение боевых действий, но и обязанность держать в повиновении покоренные народы. Монгольские воеводы назывались баскаками. Прямые следы существования на Руси таких отрядов мы наблюдаем в летописном рассказе о баскаке Ахмате. Он имел в своем распоряжении отряды, состоявшие отчасти из «бесермен», а частью из Руси; они жили в особых слободах. Начиная с 1269 г. появляются сообщения о владимирском баскаке, действующем с татарами в военных экспедициях. Сами монголы были достаточно веротерпимы и восприимчивы к традициям других народов. Былины сохранили сообщения о состязаниях в борьбе во время пиров и праздников на Руси, в них принимали участие и монголы. Но война была основным занятием воинов. Так, князь Федор Ростиславович со своими воинами вместе с Менгу-Тимуром принимает участие в походе на Кавказ в 1278 году. В 1281 году вместе с татарами делает набег на Переяславль. Совершались совместные походы на Литву и другие княжества.
Тем не менее ордынцы не могли себя чувствовать в безопасности на территории русских княжеств из-за стихийно вспыхивавших против устанавливаемых ими порядков восстаний. Первые крупные антиордынские выступления начались в 1257–1259 годах. Вызваны они были как переписью населения, так и злоупотреблениями «бесерменов». Смерды совершали неожиданные нападения на представителей Орды. Ножами, топорами, а то и голыми руками, из засад и неожиданными налетами убивали они ненавистных чужеземцев. Отдельные князья и бояре поддерживали эти восстания. И явление это нарастало по мере ослабевания самой Орды. Впоследствии серия восстаний привела к тому, что ханские баскаки были изгнаны.
Орде не удалось закрепить на Руси порядки военной службы, существовавшие в монгольских улусах. Поколение могущественных монгольских воинов ушло в прошлое вместе с великим западным походом, и на их место пришло другое, перенявшее обычаи и традиции покоренных народов. Сама великая империя распалась и из военной державы превратилась в несколько купеческих государств. Кроме того, в Орде шла кровавая борьба за власть, ослаблявшая ее влияние на соседние государства. Постоянное требование дани вызывало стихийные и организованные восстания, перераставшие в локальные стычки с подчиненными княжествами. Русь не была исключением, причем русичи часто одерживали в них победы.
Автор: Смирнов Вадим