За кулисами испытаний Ил-76МД-90А

Итак, свершилось. Новый военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А после нескольких лет разработки и строительства впервые поднялся в воздух. Через несколько дней после этого на ульяновском авиационном заводе «Авиастар-СП» состоялось подписание контракта на поставку российским вооруженным силам 39 экземпляров нового воздушного «грузовика». Это соглашение будет иметь положительные последствия и для заказчика, и для производителя. В будущем, вероятно, Минобороны дополнительно закажет еще некоторое количество новых самолетов этой модели.

Среди прочего события последних дней интересны тем, что подписанный в Ульяновске контракт, если верить некоторым средствам массовой информации, был чуть ли не невозможен. Дело в том, что в последних числах августа-месяца газета «Известия» опубликовала заметку, в которой приводились слова некого источника в военном ведомстве. Аноним рассказал газете о несоответствии самолета Ил-76МД-90А требованиям военных. Согласно этому источнику, в настоящее время прототип нового транспортника не имеет ряда специального оборудования, необходимого для эксплуатации в военно-транспортной авиации: это системы радиоэлектронной борьбы, вооружение, специальная авионика и т.д. Поэтому, подытожил источник, Ил-76МД-90А непригоден к использованию в военно-воздушных силах.

Прототип "01-02" Ил-476 / "изделие 476", Ульяновский авиазавод "Авиастар", не позже 02.08.2011 г. На верхних фото на дальнем плане машина "01-01" для статических испытаний (фото из архива Djoker, http://aviaforum.ru)


Рассмотрим, чем заказ на самолеты Ил-76МД-90А полезен для ульяновского завода «Авиастар-СП». По словам руководителя администрации президента России С. Иванова, контракт на строительство 39 новых транспортников обеспечит завод работой до 2018 года. Кроме того, ульяновские авиастроители собирают самолеты семейства Ту-204. За счет двух моделей самолетов «Авиастар-СП» в ближайшие годы будет иметь такую нагрузку, какую он не имел с распада Советского Союза. Стоит отметить, что почти четыре десятка машин – это скорее всего только первая часть общего заказа. Ил-76МД-90А разрабатывался с заделом на перспективу, и после сдачи последних самолетов в 2018-19 годах следует ожидать новые контракты. Общий объем заказов Ил-76МД-90А, а в более отдаленном будущем и новых модификаций Ил-76, можно представить, исходя из численности нынешнего парка этих машин. Российские военно-воздушные силы в настоящее время эксплуатируют более двухсот самолетов этого семейства. Кроме того, некоторое количество Ил-76МД-90А может быть заказано министерством по чрезвычайным ситуациям.

Нетрудно представить, какие экономические и социальные последствия будет иметь контракт. По договору на поставку 39 самолетов ульяновский завод «Авиастар-СП» получит около 140 миллиардов рублей. Вполне очевидно, насколько полезным будет такой контракт и как изменится уровень жизни сотрудников предприятия. Кроме того, подписанный 4 октября контракт является самым «тяжеловесным» соглашением на поставку авиационной техники в истории новой России. За последние двадцать лет ни разу военные или гражданские государственные организации не тратили на закупки новых самолетов столь колоссальные суммы.

Тем не менее, успехи самолета Ил-76МД-90А омрачаются некоторыми неприятными вещами. Во-первых, в настоящее время покупка этих транспортников обходится ощутимо дороже, чем модернизация самолетов до уровня Ил-76МДМ. Во-вторых, срок сдачи первых серийных машин может сдвинуться из-за возможных проблем с доводкой аппаратуры РЭБ и другого специального оборудования. Наконец, испытания начались совсем недавно и еще нельзя говорить, насколько их ход будет соответствовать плану, тем более что первый полет Ил-76МД-90А изначально собирались провести почти год назад. Будем надеяться, весь «лимит по задержкам» уже выбран и в дальнейшем программа испытания и строительства новых транспортных самолетов будет идти в точном соответствии с планом.


По материалам сайтов:
http://rg.ru/
http://ria.ru/
http://function.mil.ru/
http://odnako.org/
http://izvestia.ru/
http://bmpd.livejournal.com/