Броневики семейства «Пираньевых». Часть II
Piranha 8x8
К концу семидесятых годов семейство «Пираний» пополнилось еще одним проектом, на этот раз восьмиколесной машины. Броневик Piranha 8x8 должен был расширить семейство и тем самым привлечь новых заказчиков, которым по тем или иным причинам не подходили варианты 4x4 и 6x6. Примечательно, что в дальнейшем восьмиколесная «Пиранья» стала самой популярной моделью броневиков MOWAG и сейчас ее по праву считают отдельной линейкой, объединяющей достаточно большое количество бронетехнике. Из-за большого успеха восьмиколесной платформы произошло заметное изменение номенклатуры. Ранее броневики получали номера в соответствии с порядком начала проекта. Таким образом, бронеавтомобиль 8x8 получил альтернативное наименование Piranha III. Однако в дальнейшем на базе исходной «Тройки» было создано такое количество отличных друг от друга модификаций, что ее для удобства стали обозначать как Piranha I. В настоящее время в номерных индексах линейки «Пиранья 8х8» уже фигурирует цифра пять.
Как и шестиколесный вариант, Piranha 8x8 разрабатывалась, в первую очередь, для швейцарской армии. Однако военное руководство страны обратило свое внимание на проект фирмы MOWAG только в середине восьмидесятых. Первыми покупателями этих бронемашин стали чилийские вооруженные силы. Снова была приобретена лицензия на производство, по которой на заводах компании FAMAE было собрано порядка полусотни боевых машин в оригинальной комплектации, а также в вариантах санитарной машины и носителя противотанковой пушки.
В самом начале восьмидесятых компания MOWAG вела переговоры с Канадой на предмет поставки готовых машин или продажи лицензии на их производство. Канадским изготовителем должна была стать фирма GMC (General Motors Canada), которой была передана часть документации. По ряду причин официальная Оттава не спешила с заказом, но руководство GMC выразило готовность развернуть производство Piranha 8x8, естественно, при наличии заказчиков. Вряд ли в то время кто-нибудь догадывался, какие последствия будут у этих заявлений. Пожалуй, именно соглашение MOWAG и GMC, а также намерения последней сделали из простого бронетранспортера родоначальника полноценного семейства бронетехники. Однако на этот раз большое будущее было связано не с канадской армией.
На конкурс было подано два десятка заявок, но до конечного этапа сравнения документации дошло только четыре проекта, в том числе и Piranha 8x8, представленная фирмой GMC. Ввиду недостаточной ясности конкурсного задания в соревновании участвовали и гусеничные, и колесные машины. Кроме того, значительно различалось их вооружение. Осенью 1982 года победителем программы LAV была признана «Пиранья». После такого решения конкурсной комиссии чуть было не случился скандал. Представители фирмы Cadillac обвинили комиссию и GMC в сговоре и привели в качестве доказательства дешевизну своего броневика V-150. Однако военные в итоге ответили, что в данном случае главным фактором, влияющим на выбор, является не цена, а боевые качества. Cadillac V-150 выигрывал в цене (около 400 тысяч долларов за штуку против полумиллиона за каждую «Пиранью»), но имел худшие характеристики, в первую очередь, защиты и вооружения. Таким образом, победителем программы LAV стал швейцарско-канадский проект.
Начнем с LAV-105 или LAV-AG (LAV Anti-Ground – LAV Для борьбы с наземными целями). Как понятно из описания базовой машины для морской пехоты, цифры «105» означают калибр орудия. Первоначально в качестве вооружения для машины поддержки рассматривались пушки калибров 76 и 90 миллиметров. Однако расчеты показали их малую эффективность. После недолгих поисков наиболее эффективным орудием, имеющим при этом сравнительно малую массу, была выбрана 105-мм пушка EX35 разработки Benet Laboratories. Разработку новой башни под крупнокалиберную пушку поручили фирме Cadillac. Помимо пушки в двухместном боевом отделении разместили спаренный пулемет. Углы вертикальной наводки оружия находились в пределах от -8 до +15 градусов, как на танках. Еще одной чертой, доставшейся LAV-105 от танков, стала система управления вооружением. Для удешевления разработки и производства ее максимально унифицировали с аппаратурой танка M1 Abrams. Однако, в отличие от того же «Абрамса», боевая машина LAV-105 получила автомат заряжания, позволявший производить до десяти выстрелов в минуту. На огневых испытаниях новый «колесный танк» показал отличные результаты: так называемая типовая движущаяся цель – она имитировала советскую БМП-1 – была поражена с первого выстрела. В первую очередь, этот факт говорил о хорошей работе баллистического вычислителя и связанного с ним оборудования.
Согласно планам на LAV-105, первые машины этой модели должны были пойти в войска в 1994 году. Однако трудности с финансированием позволили сделать только один прототип, да и тот был переоборудован из серийного бронетранспортера LAV-25. В 1991 году проект LAV-105 был приостановлен, а затем и закрыт. Через несколько лет компания Cadillac, используя свои наработки по башне, пыталась продвинуть собственный вариант LAV-105 в страны Ближнего Востока, но особых успехов в этом не добилась. Проект «Кадиллака» был закрыт после испытаний трех прототипов.
Куда более удачным оказался связной вариант «Пираньи 8х8» для Корпуса морской пехоты под названием LAV-C. От базовой машины он отличается отсутствием башни и несколькими антеннами на крыше корпуса. Кроме того, небольшие изменения претерпело бывшее десантное отделение, в котором установили радиооборудование. Машины LAV-C придаются всем батальонам, оснащенным LAV-25.
Одной из причин закрытия проекта LAV-105 стало отсутствие необходимости в еще одной противотанковой машине. Дело в том, что начало работ по установке танковой пушки на шасси «Пираньи» началось примерно в то время, когда морпехи получили первые бронемашины LAV-AT (LAV Anti-Tank – Противотанковый LAV). От оригинальной LAV-25 они отличались башней. Вместо агрегата с пушкой и пулеметами на корпус восьмиколесного броневика устанавливался боевой модуль Emerson TUA с двумя пусковыми установками противотанковых ракет BGM-71 TOW. Внутри корпуса размещался боекомплект из 14 ракет. Перезарядка пусковых установок производилась вручную, через люк позади башенки TUA. Для самообороны машина оснащалась пулеметом M240. В каждом батальоне имеется по 16 противотанковых версий LAV.
С конца восьмидесятых разрабатывался комплекс LAV-AD (Air Defence – LAV для противовоздушной обороны). В ходе работ неоднократно менялся состав оборудования и вооружения. На определенном этапе LAV-AD даже предлагалось оснащать неуправляемыми ракетами Hydra 70 для борьбы с вертолетами. Однако в итоге на последние испытания вышел бронеавтомобиль LAV-25 с установленной на него башней Blaser. Двухместная башня служила опорой для блока из пусковых установок управляемых ракет Stinger, а также 25-мм пушка M242. Интересно, что в первых этапах испытаний участвовало четыре машины с незначительно отличавшимся вооружением. По результатам уже первых стрельб вариант с неуправляемыми ракетами был признан малоэффективным. Ракетно-пушечная версия, в свою очередь, оказалась удобной и пригодной для использования в войсках. В планах командования КМП значилось 125 машин ПВО. Однако сокращение финансирования не дало завершить доводку LAV-AD и принять машину на вооружение. В 1992 году сухопутные войска США попытались реанимировать проект, но финансовые проблемы похоронили его во второй раз.
Одновременно с LAV-AD разрабатывалась еще одна боевая машина на базе «Пираньи». LAV-MEWSS оснащалась оборудованием радиоэлектронной борьбы. Одним из главных элементов целевого оборудования этой машины был антенный блок GTE Magic Mast. На телескопической 11-метровой штанге размещались антенны радиостанции WJ-8618, радиопеленгатора AN/PRD-10 и станции постановки помех AN/VLQ-19. Внутри корпуса машины помимо оборудования были смонтированы рабочие места двух операторов электроники. Общее количество собранных LAV-AD оценивается в 12-15 единиц. Все машины были переданы морской пехоте к концу восьмидесятых.
Первое боевое применение бронемашин семейства LAV состоялось в 1985 году во время операции по высадке на остров Гренада. Подробных сведений о ходе боев нет, но по косвенным признакам можно установить, что безвозвратных потерь среди американских бронетранспортеров не было. Примерно так же дело обстояло и во время боев в Панаме. Первые потери машин LAV относятся к операции «Буря в пустыне», когда по различным причинам, в боях и на маршах было потеряно не менее десятка-полутора единиц. Степень повреждений и ремонтопригодность, равно как и дальнейшая судьба бронетранспортеров, не оглашалась.
Полноценное серийное производство машин LAV развернулось в Канаде примерно в середине восьмидесятых годов. Североамериканское государство получало неплохие барыши в виде налогов, однако не спешило обзаводиться подобной техникой. Из-за некоторых экономических и военно-технических причин канадские военные ждали до начала девяностых. Скорее всего, они ждали первые результаты боевого применения. Через пару лет после войны в Ираке – в 1994 году – официальная Оттава заказала у GMC около 500 бронемашин в различной конфигурации. Бронетранспортеры для Канады были почти полностью аналогичны LAV-25. После некоторых незначительных доработок они получили новое название Bison. Кроме того, канадцы самостоятельно создали модификацию радиотехнической разведки LAV-R, оснащенную легким вооружением и блоком приемного оборудования. Часть машин была оборудована телескопической мачтой для его подъема, часть – выносной треногой для установки в стороне от броневика.
После Канады желание приобрести «Пираньи 8х8» в версии от GMC выказала Австралия. Швейцарско-канадские броневики нашли себе место в комплексе реформ под общим названием «Армия XXI века». В течение следующих лет австралийские военные получили две с половиной сотни машин в конфигурации бронетранспортера, связного броневика, бронированного грузовика, санитарной машины и т.д.
Отдельно стоит отметить поставки «Пираний 8х8» и LAV в Саудовскую Аравию. Рассмотрев все заявки, в начале девяностых ближневосточная страна безоговорочно выбрала четырехосные броневики, однако долго не могла определиться с фирмой, которой они будут заказаны. MOWAG и GMC предлагали купить практически идентичные машины. Проблема разрешилась небольшой корректировкой облика необходимой машины. Швейцарская компания согласилась немного доработать свою Piranha 8x8, а GMC не стала идти на такой шаг. В итоге Саудовская Аравия получила свыше 1100 боевых машин в десяти версиях.
Источники:
http://mowag.ch/
http://army-technology.com/
http://warwheels.net/
http://vadimvswar.narod.ru/
Никольский М.В., Ильин В.Е. Колесная бронетехника. – М.: Астрель/АСТ, 2001
К концу семидесятых годов семейство «Пираний» пополнилось еще одним проектом, на этот раз восьмиколесной машины. Броневик Piranha 8x8 должен был расширить семейство и тем самым привлечь новых заказчиков, которым по тем или иным причинам не подходили варианты 4x4 и 6x6. Примечательно, что в дальнейшем восьмиколесная «Пиранья» стала самой популярной моделью броневиков MOWAG и сейчас ее по праву считают отдельной линейкой, объединяющей достаточно большое количество бронетехнике. Из-за большого успеха восьмиколесной платформы произошло заметное изменение номенклатуры. Ранее броневики получали номера в соответствии с порядком начала проекта. Таким образом, бронеавтомобиль 8x8 получил альтернативное наименование Piranha III. Однако в дальнейшем на базе исходной «Тройки» было создано такое количество отличных друг от друга модификаций, что ее для удобства стали обозначать как Piranha I. В настоящее время в номерных индексах линейки «Пиранья 8х8» уже фигурирует цифра пять.
Piranha IV 8x8
Как и шестиколесный вариант, Piranha 8x8 разрабатывалась, в первую очередь, для швейцарской армии. Однако военное руководство страны обратило свое внимание на проект фирмы MOWAG только в середине восьмидесятых. Первыми покупателями этих бронемашин стали чилийские вооруженные силы. Снова была приобретена лицензия на производство, по которой на заводах компании FAMAE было собрано порядка полусотни боевых машин в оригинальной комплектации, а также в вариантах санитарной машины и носителя противотанковой пушки.
В самом начале восьмидесятых компания MOWAG вела переговоры с Канадой на предмет поставки готовых машин или продажи лицензии на их производство. Канадским изготовителем должна была стать фирма GMC (General Motors Canada), которой была передана часть документации. По ряду причин официальная Оттава не спешила с заказом, но руководство GMC выразило готовность развернуть производство Piranha 8x8, естественно, при наличии заказчиков. Вряд ли в то время кто-нибудь догадывался, какие последствия будут у этих заявлений. Пожалуй, именно соглашение MOWAG и GMC, а также намерения последней сделали из простого бронетранспортера родоначальника полноценного семейства бронетехники. Однако на этот раз большое будущее было связано не с канадской армией.
На конкурс было подано два десятка заявок, но до конечного этапа сравнения документации дошло только четыре проекта, в том числе и Piranha 8x8, представленная фирмой GMC. Ввиду недостаточной ясности конкурсного задания в соревновании участвовали и гусеничные, и колесные машины. Кроме того, значительно различалось их вооружение. Осенью 1982 года победителем программы LAV была признана «Пиранья». После такого решения конкурсной комиссии чуть было не случился скандал. Представители фирмы Cadillac обвинили комиссию и GMC в сговоре и привели в качестве доказательства дешевизну своего броневика V-150. Однако военные в итоге ответили, что в данном случае главным фактором, влияющим на выбор, является не цена, а боевые качества. Cadillac V-150 выигрывал в цене (около 400 тысяч долларов за штуку против полумиллиона за каждую «Пиранью»), но имел худшие характеристики, в первую очередь, защиты и вооружения. Таким образом, победителем программы LAV стал швейцарско-канадский проект.
LAV-105 или LAV-AG (LAV Anti-Ground – LAV Для борьбы с наземными целями)
Начнем с LAV-105 или LAV-AG (LAV Anti-Ground – LAV Для борьбы с наземными целями). Как понятно из описания базовой машины для морской пехоты, цифры «105» означают калибр орудия. Первоначально в качестве вооружения для машины поддержки рассматривались пушки калибров 76 и 90 миллиметров. Однако расчеты показали их малую эффективность. После недолгих поисков наиболее эффективным орудием, имеющим при этом сравнительно малую массу, была выбрана 105-мм пушка EX35 разработки Benet Laboratories. Разработку новой башни под крупнокалиберную пушку поручили фирме Cadillac. Помимо пушки в двухместном боевом отделении разместили спаренный пулемет. Углы вертикальной наводки оружия находились в пределах от -8 до +15 градусов, как на танках. Еще одной чертой, доставшейся LAV-105 от танков, стала система управления вооружением. Для удешевления разработки и производства ее максимально унифицировали с аппаратурой танка M1 Abrams. Однако, в отличие от того же «Абрамса», боевая машина LAV-105 получила автомат заряжания, позволявший производить до десяти выстрелов в минуту. На огневых испытаниях новый «колесный танк» показал отличные результаты: так называемая типовая движущаяся цель – она имитировала советскую БМП-1 – была поражена с первого выстрела. В первую очередь, этот факт говорил о хорошей работе баллистического вычислителя и связанного с ним оборудования.
Согласно планам на LAV-105, первые машины этой модели должны были пойти в войска в 1994 году. Однако трудности с финансированием позволили сделать только один прототип, да и тот был переоборудован из серийного бронетранспортера LAV-25. В 1991 году проект LAV-105 был приостановлен, а затем и закрыт. Через несколько лет компания Cadillac, используя свои наработки по башне, пыталась продвинуть собственный вариант LAV-105 в страны Ближнего Востока, но особых успехов в этом не добилась. Проект «Кадиллака» был закрыт после испытаний трех прототипов.
Куда более удачным оказался связной вариант «Пираньи 8х8» для Корпуса морской пехоты под названием LAV-C. От базовой машины он отличается отсутствием башни и несколькими антеннами на крыше корпуса. Кроме того, небольшие изменения претерпело бывшее десантное отделение, в котором установили радиооборудование. Машины LAV-C придаются всем батальонам, оснащенным LAV-25.
Одной из причин закрытия проекта LAV-105 стало отсутствие необходимости в еще одной противотанковой машине. Дело в том, что начало работ по установке танковой пушки на шасси «Пираньи» началось примерно в то время, когда морпехи получили первые бронемашины LAV-AT (LAV Anti-Tank – Противотанковый LAV). От оригинальной LAV-25 они отличались башней. Вместо агрегата с пушкой и пулеметами на корпус восьмиколесного броневика устанавливался боевой модуль Emerson TUA с двумя пусковыми установками противотанковых ракет BGM-71 TOW. Внутри корпуса размещался боекомплект из 14 ракет. Перезарядка пусковых установок производилась вручную, через люк позади башенки TUA. Для самообороны машина оснащалась пулеметом M240. В каждом батальоне имеется по 16 противотанковых версий LAV.
LAV-AD (Air Defence – LAV для противовоздушной обороны)
С конца восьмидесятых разрабатывался комплекс LAV-AD (Air Defence – LAV для противовоздушной обороны). В ходе работ неоднократно менялся состав оборудования и вооружения. На определенном этапе LAV-AD даже предлагалось оснащать неуправляемыми ракетами Hydra 70 для борьбы с вертолетами. Однако в итоге на последние испытания вышел бронеавтомобиль LAV-25 с установленной на него башней Blaser. Двухместная башня служила опорой для блока из пусковых установок управляемых ракет Stinger, а также 25-мм пушка M242. Интересно, что в первых этапах испытаний участвовало четыре машины с незначительно отличавшимся вооружением. По результатам уже первых стрельб вариант с неуправляемыми ракетами был признан малоэффективным. Ракетно-пушечная версия, в свою очередь, оказалась удобной и пригодной для использования в войсках. В планах командования КМП значилось 125 машин ПВО. Однако сокращение финансирования не дало завершить доводку LAV-AD и принять машину на вооружение. В 1992 году сухопутные войска США попытались реанимировать проект, но финансовые проблемы похоронили его во второй раз.
Одновременно с LAV-AD разрабатывалась еще одна боевая машина на базе «Пираньи». LAV-MEWSS оснащалась оборудованием радиоэлектронной борьбы. Одним из главных элементов целевого оборудования этой машины был антенный блок GTE Magic Mast. На телескопической 11-метровой штанге размещались антенны радиостанции WJ-8618, радиопеленгатора AN/PRD-10 и станции постановки помех AN/VLQ-19. Внутри корпуса машины помимо оборудования были смонтированы рабочие места двух операторов электроники. Общее количество собранных LAV-AD оценивается в 12-15 единиц. Все машины были переданы морской пехоте к концу восьмидесятых.
Первое боевое применение бронемашин семейства LAV состоялось в 1985 году во время операции по высадке на остров Гренада. Подробных сведений о ходе боев нет, но по косвенным признакам можно установить, что безвозвратных потерь среди американских бронетранспортеров не было. Примерно так же дело обстояло и во время боев в Панаме. Первые потери машин LAV относятся к операции «Буря в пустыне», когда по различным причинам, в боях и на маршах было потеряно не менее десятка-полутора единиц. Степень повреждений и ремонтопригодность, равно как и дальнейшая судьба бронетранспортеров, не оглашалась.
Полноценное серийное производство машин LAV развернулось в Канаде примерно в середине восьмидесятых годов. Североамериканское государство получало неплохие барыши в виде налогов, однако не спешило обзаводиться подобной техникой. Из-за некоторых экономических и военно-технических причин канадские военные ждали до начала девяностых. Скорее всего, они ждали первые результаты боевого применения. Через пару лет после войны в Ираке – в 1994 году – официальная Оттава заказала у GMC около 500 бронемашин в различной конфигурации. Бронетранспортеры для Канады были почти полностью аналогичны LAV-25. После некоторых незначительных доработок они получили новое название Bison. Кроме того, канадцы самостоятельно создали модификацию радиотехнической разведки LAV-R, оснащенную легким вооружением и блоком приемного оборудования. Часть машин была оборудована телескопической мачтой для его подъема, часть – выносной треногой для установки в стороне от броневика.
После Канады желание приобрести «Пираньи 8х8» в версии от GMC выказала Австралия. Швейцарско-канадские броневики нашли себе место в комплексе реформ под общим названием «Армия XXI века». В течение следующих лет австралийские военные получили две с половиной сотни машин в конфигурации бронетранспортера, связного броневика, бронированного грузовика, санитарной машины и т.д.
Отдельно стоит отметить поставки «Пираний 8х8» и LAV в Саудовскую Аравию. Рассмотрев все заявки, в начале девяностых ближневосточная страна безоговорочно выбрала четырехосные броневики, однако долго не могла определиться с фирмой, которой они будут заказаны. MOWAG и GMC предлагали купить практически идентичные машины. Проблема разрешилась небольшой корректировкой облика необходимой машины. Швейцарская компания согласилась немного доработать свою Piranha 8x8, а GMC не стала идти на такой шаг. В итоге Саудовская Аравия получила свыше 1100 боевых машин в десяти версиях.
Источники:
http://mowag.ch/
http://army-technology.com/
http://warwheels.net/
http://vadimvswar.narod.ru/
Никольский М.В., Ильин В.Е. Колесная бронетехника. – М.: Астрель/АСТ, 2001
Автор: Glenn Witcher