Японский "Варяг"


TF58 разворачивается навстречу врагу


Task Force 58 была любимым средством американского командования - этой «дубинкой» избивали любого, кто осмеливался оказать хоть какое-то сопротивление. Во время высадки на атолл Кваджалейн, авианосцы и линкоры долбили неделю этот клочок суши, пока на нем не осталось ни одного дерева, а случайно выжившие солдаты японского гарнизона оглохли и находились в шоке. Да, американцы предпочитали бросать во врага тяжелые бомбы и 406 мм снаряды, а не трупы своих призывников (справедливо заметить, что это очень правильный подход к ведению военных действий). Но, как правильно заметил один из посетителей форума «Военное обозрение», американские вооруженные силы были единственными, кто мог себе такое позволить. Армиям остальных стран приходилось добывать победы в кровавых схватках не на жизнь, а на смерть.

Палуба авианосца "Хорнет". В годы войны США построили серию из 24 аналогичных кораблей.


В начале апреля 1945 года, невероятное Task Force 58, в составе пяти ударных авианосцев «Эссекс», «Хэнкок», «Беннингтон», «Хорнет» , «Банкер Хилл», а также легких авианосцев «Белло Вуд», «Сан Хасинто», «Кэбот» и «Батаан» под прикрытием эскорта из шести линкоров типа «Айова» и «Саут Дакота», а также бесчисленного количества подводных лодок, крейсеров и эсминцев патрулировало в 70 милях от острова Окинава, ожидая, когда последние остатки Императорского флота рискнут выйти в открытое море. Таким отчаянным кораблем оказался «Ямато»…

С учетом всего вышесказанного, потопление эскадры «Ямато» выглядит как «избиение младенцев». Против одного единственного линкора американцы выставили десяток авианосцев. Позор ВМС США!

Версия №3. Нейтральная.

Несмотря на впечатляющее количество кораблей Task Force 58, против «Ямато» действовали исключительно самолеты палубной авиации. Американские линкоры и крейсера участия не принимали – сражение происходило в 300 милях к западу от местонахождения основных сил Task Force 58.
Далее, в атаке участвовало всего 280 палубных самолетов из 400 имевшихся в наличии, т.е. разумно предположить, что были задействованы даже не все авианосцы. Из 280 самолетов эскадру «Ямато» атаковали фактически 227 машин – остальные 53 потерялись в пути и не вышли на цель (надо признаться, налет происходил при скверной погоде, а систем GPS в ту пору не было). Но даже этого количества хватило с избытком.

Самолеты атаковали не все сразу, а несколькими волнами. Первая, самая крупная, состояла из 150 машин. Спустя 20 минут над японской эскадрой появилась вторая группа – 50 самолетов. Бомбардировщики заходили строго с носа линкора и переходили в пологое пикирование, в этом случае их угловая скорость была настолько высокой, что японские зенитчики не успевали разворачивать стволы своих орудий. Истребители роем вились над эскадрой, поливая палубы свинцовым ливнем из .50 Браунингов. Торпедоносцы продолжали методично крушить правый борт «Ямато». В линкор попали, по меньшей мере, 15 бомб и 13 торпед.

Вместе с линкором погиб крейсер «Яхаги» - скромный корабль получил одну за другой шесть торпед. Из 8 эсминцев эскорта спаслись 4. Все они получили повреждения той или иной степени тяжести, причем эсминец «Сузутзуки» сумел удрать с оторванной носовой частью.

По результатам боя отчетливо заметно, что американцы явно перестарались и отправили избыточное количество палубных самолетов. Например, из более чем двух сотен машин ударной группы лишь 97 были торпедоносцами, а еще около сотни самолетов были истребители F4 «Корсар» и F6F «Хеллкэт», чье присутствие ограничивалось лишь моральным воздействием на противника. Изначально заявленное количество самолетов – 280 единиц – могло быть легко обеспечено авиагруппами трех авианосцев типа «Эссекс».

Не стоит забывать, что в первой (самой многочисленной) волне японскую эскадру атаковало всего 150 палубных самолетов. Поэтому чисто теоретически можно предположить, что уничтожение «Ямато» и его эскадры могли обеспечить два тяжелых авианосца, при условии дозаправки вернувшихся самолетов и повторения вылетов – у них было достаточно самолетов, топлива и боеприпасов. В 1945 году на палубах «Эссексов» базировались в среднем 100 самолетов, веденных в две большие (по 36-37 самолетов) эскадрильи истребителей-бомбардировщиков и две уменьшенные эскадрильи пикировщиков и торпедоносцев (по 15 самолетов).

Количество и тип боеприпасов на борту авианосцев (из монографии А. Балакина "Авианосцы типа Эссекс")

При применении двух авианосцев результат был бы тот же, но, разумеется, такой ход событий займет значительно больше времени – «Ямато» топили бы до самого вечера. В любом случае, из этой истории следует вполне очевидный вывод – в современном морском бою авиация играет решающую роль.

Что касается самого суперлинкора, то японцы до сих пор с уважением относятся к гибели «Ямато». 2500 человек экипажа "Ямато" знали, что идут на верную смерть. Смело выйдя в море и погибнув в неравном бою, он повторил подвиг крейсера «Варяг». А такой поступок высоко ценился во все времена.
Автор: Santa Fe