Подводные лодки С.К. Джевецкого

Первая подводная лодка Джевецкого


Эта подлодка была рассчитана на 4-е человека, и имела 2 гребных винта – по одному с спереди и сзади. Винты являлись поворотными и использовались как рули, задний винт двигался в горизонтальной плоскости, передний – в вертикальной. Изготовление шарниров рулей поручили французским мастерским Губэ, что впоследствии дало повод Губэ предъявить безосновательные претензии на авторство в проекте самой подлодки. Испытания данной подводной лодки проводились в Гатчине на Серебряном озере, которое отличалось особой прозрачностью воды. На данных испытаниях, целью которых было показать достоинства подлодки Александру III, Джевецкий смог пройти под царской шлюпкой, следившей за эволюциями подводной лодки, и преподнес букет великолепных орхидей императрице Марии Федоровне со словами: "Это дань Нептуна Вашему Величеству".

По окончании данных испытаний последовал заказ на создание 50 подлодок, которые предназначались для обороны приморских крепостей по третьему варианту подлодки. Подводные лодки данного варианта немногим отличались от предыдущего варианта. Данные суда имели один кормовой гребной винт, поворачивающийся в плоскости руля; чтобы удерживать глубину во время подводного хода (удифферентования) использовался подвижный груз на червячном валу. Груз мог перемещаться по длине судна.

Памятник подводной лодке Джевецкого, установленный в Гатчине, месте испытания второй модели подводной лодки


В соответствии с этим подлодку № 35 оставили в Либаве, две - для водолазного класса, одну - у Джевецкого.

На Черном море в 1893 году 2 корпуса подлодок Джевецкого использовали для изготовления плавучего бакена, соединив их параллельно, затем три таких же бакена было изготовлено в Кронштадте.

С началом русско-японской войны вновь возникло предложение использовать подводные лодки Джевецкого, однако ни одного исправного судна к этому времени не осталось. Одну исправили, опробовали на ходу и приспособили к использованию мин Шварцкопфа, однако из-за низких тактико-технических характеристик лодки – быстрого уставания экипажа, малой скорости и рыскливости на ходу – так и не использовалась.

Технические характеристики второй подлодки Джевецкого:
Длина – 19,7 фут (около 6 м);
Высота без люка – 4,4 фута (1,34 м);
Высота с люком – 5,5 фута (1,66 м);
Ширина – 4,3 фута (1,37 м);
Масса подводной лодки – 3,3 т;
Число оборотов гребного винта – 60 оборотов в минуту;
Скорость подводного хода – 2,5 узла;
Скорость подводного хода на коротких пробегах – 3-3,5 узла;
Глубина погружения – 40 футов (12,5 м).

Принципиальная схема опытового отсека "водобронного" миноносца С.К. Джевецкого: 1 - шахта с трапом; 2 - пробковый поплавок; 3 - главная палуба


Продольный разрез и сечение "водобронного" миноносца С.К. Джевецкого 1893 года: 1 - балластные цистерны; 2 - объем, заполненный пробковой массой; 3 - герметичные люки; 4 -бронированная рубка; 5 - вентиляционная труба; 6 - дымовая труба; 7- торпеда в аппарате; 8 -паровой котел; 9 - паровая машина; 10 - жилые помещения (в погруженном положении); 11 - главная палуба


"Водобронный" миноносец С.М. Джевецкого (вариант)


Схема "водобронного" миноносца С.К. Джевецкого (вариант 1905 года): 1 - пушка; 2 - прожектор; 3 - бортовые ниши откидных минных (торпедных) аппаратов


Окончательный вариант эскизного проекта миноносца представили в Морской Тех. Комитет 13 июля 1906 года. Несмотря на то, что Металлический завод предложил принять постройку миноносца на себя, было принято решение провести новые опыты, которые учитывают увеличение в 4 раза заряда снарядов. Новый кессон на воду был спущен 25 октября 1908 года, а в 1910 году Морской Генеральный Штаб решил, что "надобности в водобронном миноносце Джевецкого не встречается".

Проектант – Джевецкий С.К.;
Завод-строитель – Металлический завод (Петербург);
Время разработки проекта – 1892-1906 гг.;
Основные тактико-технические характеристики:
Водоизмещение – 550 т;
Длина – 76 м;
Наибольшая ширина – 7,8 м;
Осадка в надводном положении – 4 м;
Осадка при "водобронном" погружении – 5,8 м;
Экипаж – 20 человек;
Тип энергетической установки – котлопаротурбинная;
Тип двигателя – паровая турбина системы Рато;
Число паровых турбин – 3;
Суммарная мощность – 6000 л.с.;
Количество паровых котлов – 8;
Тип нефтяных котлов – "Солиньяк и Гриль";
Тип установки для подводного хода – электрическая;
Число гребных валов – 4;
Число групп АБ – 2;
Максимальная надводная скорость хода – 24-25 узлов;
Максимальная скорость хода при "водобронном" положении – 20-21 узел;
Максимальная скорость хода в подводном положении – 15 узлов;
Дальность подводного плавания – 500 миль;
Дальность надводного плавания – 2000 миль;
Бронирование воздушных труб и дымоходов – 50 мм;
Запас мазута – 60 т;
Торпедное вооружение:
- число торпедных аппаратов – 2;
- калибр торпедных аппаратов – 381 мм;
- общее число торпед – 6;
Артиллерийское вооружение:
- число артиллерийских установок – 6;
- калибр артиллерийских установок – 57 мм.

Изменение тактико-технических характеристик в ходе проектирования водобронного миноносца
Год предъявления проекта – 1893/1897-1899 /1905/1905/1907;
Длина между перпендикулярами – 43,4 м/46,8 м/ - /63,7 м/72 м;
Наибольшая ширина – 4,0 м/5,06 м/ - /6,53 м/6,73 м;
Углубление с килем – 3,35 м/3,40 м/4,0 м/4,1 м/3,8 м;
Водоизмещение – 140 т/300 т/550 т/560 т/610 т;
Масса водяного балласта – 15 т/25 т/около 60 т/ - /около 72 т;
Водоизмещение в водобронном положении – 155 т/325 т/ около 615 т/ - /около 690 т;
Углубление в водобронном положении – 5,1 м/5,38 м/5,8 м/5,73 м/5,60 м;
Тип главной энергоустановки – паровые машины, 3 вала/турбины/турбины, 2 вала/турбины, 2 вала/турбины, 2 вала;
Суммарная мощность энергоустановки – 2400 л.с./4500 л.с./6000 л.с./ - /7000 л.с.;
Скорость надводного хода - 24 уз./25 уз./25 уз./26 уз./25 уз.;
"Водобронная" скорость - 19,5 уз./20 уз./20-21 уз./21 уз./20 уз.;
Запас топлива - на 70 часов при 14 уз./60 т/60 т/44 т/140 т;
Дальность плавания эконом. ходом – 980 миль (при скорости 14 уз)/1200 миль (при скорости 10 уз)/2000 миль (при скорости 14 уз)/3000 миль (при скорости 15 уз);
Вооружение:
- количество минных аппаратов – 2/4/8/8/8;
- запас мин – 6/ - / - / - / -
- количество артиллерийских установок и их калибр - 1x47 мм/арт. и пул./5-6x57 мм/4x75 мм, 6 пул.;
Экипаж – 12 человек/ - / - / - / -