Задешево хороших солдат не найдешь
Последствия большой скупости и тяжелой ошибки
Вопрос о создании в России современной армии по западным образцам перманентно поднимается нашей общественностью и отечественными СМИ почти два десятка лет. Борис Ельцин еще в начале 90-х годов заявлял, что нам нужны другие Вооруженные Силы. А в 1996-м, идя на президентские выборы, уверенно обещал, что к 2000 году российские войска будут полностью укомплектованы контрактниками. И естественно, потребность в призывниках отпадет. Но увы...
Через несколько лет после досрочной добровольной отставки Бориса Николаевича стала претворяться в жизнь федеральная целевая программа (ФЦП) «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» на 2004-2007 годы. Но в феврале нынешнего года начальник Генштаба генерал армии Николай Макаров признал: «Та задача, которая ставилась - построение профессиональной армии, решена не была».
РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКОНОМИИ
Причин тому немало. Однако остановлюсь на главнейшей, по моему мнению, из них.
Вспоминаю, как на одном из «круглых столов», где собрались представители разных политических партий, эксперты, журналисты, начальник Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба генерал-полковник Василий Смирнов утверждал: для того чтобы молодой человек добровольно захотел служить в армии, необходимо создать нормальные бытовые и социальные условия, должна быть соответствующая зарплата. Исходя из этого Минобороны предлагало истратить за четыре года на выполнение ФЦП около 140 миллиардов рублей. Минфин же выделил на эту программу 79 миллиардов.
Вот почему пришлось полностью отказаться от строительства объектов соцкультбыта (клубов, спортивных сооружений), а жить контрактникам предполагалось в казармах. Взамен семейных общежитий выделялись пресловутые денежные компенсации, за которые мало где удавалось снять даже относительно приличную комнату. Вдобавок на первоначальном этапе оклад контрактника вообще определили в 6,1 тысячи рублей, что было меньше средней зарплаты по стране и, конечно, не соответствовало потребностям молодых здоровых мужиков.
Кроме того, Госдума в марте 2004 года приняла поправки в Закон о статусе военнослужащего, согласно которым контрактникам, поступившим на службу в Вооруженные Силы РФ после 1 января 2004 года, предписывалось ездить в отпуск за свой счет. Дополнили это нововведение внесенные в законодательную базу коррективы: для кандидатов в контрактники, возвращающихся в армию и на флот с «гражданки», устанавливался трехмесячный испытательный срок, был отменен дополнительный отпуск военнослужащим-добровольцам в частях постоянной боевой готовности, вместо этого опять-таки выплачивались деньги (в 76-й дивизии ВДВ - 1200 рублей).
Мне тогда довелось услышать от одного высокопоставленного военного чиновника следующее: «Мы понимаем, почему Минфин бьется за каждый рубль программы. Экономические проблемы есть и с ними надо считаться. Но какие бы цифры ни были названы и спланированы, алгоритм перевода войск на профессиональную основу определен и согласован со всеми заинтересованными ведомствами».
Оказалось, что алгоритм этот в принципе неверен и отнял у государства значительные ресурсы и средства.
ТРУДНАЯ ПОРА
В Минобороны наконец поняли, что совершена ошибка: имевшиеся средства не позволяли набрать контрактников только на отдельные должности, от которых в первую очередь зависит боевая готовность. Видимо, не случайно министр обороны Анатолий Сердюков, перечисляя задачи на ближайшее будущее, фактически предрекал: на должностях сержантов и старшин, а также в плавсоставе ВМФ будут служить только контрактники. В МО был подготовлен проект соответствующей ФЦП. Правительство Российской Федерации распоряжением № 1016-р от 15 июля 2008 года утвердило концепцию этой программы. Она должна была действовать до 2015 года, на нее планировалось израсходовать свыше 243 миллиардов рублей, чтобы в итоге Вооруженные Силы получили 64,2 тысячи младших командиров-добровольцев.
Однако осенью 2008 года грянул финансово-экономический кризис и новую ФЦП правительство заморозило. Только сейчас Минобороны смогло предпринять экстренные меры и начать подготовку будущих сержантов, которые надолго свяжут свою жизнь с Вооруженными Силами. Между тем срок ратной службы по призыву сократился вдвое, вследствие чего пришлось резко увеличить численность контингента новобранцев, отправляемых в войска, и при этом в ходе военной реформы из армии и флота уволили десятки тысяч офицеров.
Следовательно, нашим Вооруженным Силам предстоит пережить очень тяжелый период. Ведь нелегко держать под контролем обстановку в воинских коллективах, состоящих из молодых людей в возрасте 18-27 лет, пока туда не придут от пяти до десяти тысяч сержантов-контрактников.
Вопрос о создании в России современной армии по западным образцам перманентно поднимается нашей общественностью и отечественными СМИ почти два десятка лет. Борис Ельцин еще в начале 90-х годов заявлял, что нам нужны другие Вооруженные Силы. А в 1996-м, идя на президентские выборы, уверенно обещал, что к 2000 году российские войска будут полностью укомплектованы контрактниками. И естественно, потребность в призывниках отпадет. Но увы...
Через несколько лет после досрочной добровольной отставки Бориса Николаевича стала претворяться в жизнь федеральная целевая программа (ФЦП) «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» на 2004-2007 годы. Но в феврале нынешнего года начальник Генштаба генерал армии Николай Макаров признал: «Та задача, которая ставилась - построение профессиональной армии, решена не была».
РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКОНОМИИ
Причин тому немало. Однако остановлюсь на главнейшей, по моему мнению, из них.
Вспоминаю, как на одном из «круглых столов», где собрались представители разных политических партий, эксперты, журналисты, начальник Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба генерал-полковник Василий Смирнов утверждал: для того чтобы молодой человек добровольно захотел служить в армии, необходимо создать нормальные бытовые и социальные условия, должна быть соответствующая зарплата. Исходя из этого Минобороны предлагало истратить за четыре года на выполнение ФЦП около 140 миллиардов рублей. Минфин же выделил на эту программу 79 миллиардов.
Вот почему пришлось полностью отказаться от строительства объектов соцкультбыта (клубов, спортивных сооружений), а жить контрактникам предполагалось в казармах. Взамен семейных общежитий выделялись пресловутые денежные компенсации, за которые мало где удавалось снять даже относительно приличную комнату. Вдобавок на первоначальном этапе оклад контрактника вообще определили в 6,1 тысячи рублей, что было меньше средней зарплаты по стране и, конечно, не соответствовало потребностям молодых здоровых мужиков.
Кроме того, Госдума в марте 2004 года приняла поправки в Закон о статусе военнослужащего, согласно которым контрактникам, поступившим на службу в Вооруженные Силы РФ после 1 января 2004 года, предписывалось ездить в отпуск за свой счет. Дополнили это нововведение внесенные в законодательную базу коррективы: для кандидатов в контрактники, возвращающихся в армию и на флот с «гражданки», устанавливался трехмесячный испытательный срок, был отменен дополнительный отпуск военнослужащим-добровольцам в частях постоянной боевой готовности, вместо этого опять-таки выплачивались деньги (в 76-й дивизии ВДВ - 1200 рублей).
Мне тогда довелось услышать от одного высокопоставленного военного чиновника следующее: «Мы понимаем, почему Минфин бьется за каждый рубль программы. Экономические проблемы есть и с ними надо считаться. Но какие бы цифры ни были названы и спланированы, алгоритм перевода войск на профессиональную основу определен и согласован со всеми заинтересованными ведомствами».
Оказалось, что алгоритм этот в принципе неверен и отнял у государства значительные ресурсы и средства.
ТРУДНАЯ ПОРА
В Минобороны наконец поняли, что совершена ошибка: имевшиеся средства не позволяли набрать контрактников только на отдельные должности, от которых в первую очередь зависит боевая готовность. Видимо, не случайно министр обороны Анатолий Сердюков, перечисляя задачи на ближайшее будущее, фактически предрекал: на должностях сержантов и старшин, а также в плавсоставе ВМФ будут служить только контрактники. В МО был подготовлен проект соответствующей ФЦП. Правительство Российской Федерации распоряжением № 1016-р от 15 июля 2008 года утвердило концепцию этой программы. Она должна была действовать до 2015 года, на нее планировалось израсходовать свыше 243 миллиардов рублей, чтобы в итоге Вооруженные Силы получили 64,2 тысячи младших командиров-добровольцев.
Однако осенью 2008 года грянул финансово-экономический кризис и новую ФЦП правительство заморозило. Только сейчас Минобороны смогло предпринять экстренные меры и начать подготовку будущих сержантов, которые надолго свяжут свою жизнь с Вооруженными Силами. Между тем срок ратной службы по призыву сократился вдвое, вследствие чего пришлось резко увеличить численность контингента новобранцев, отправляемых в войска, и при этом в ходе военной реформы из армии и флота уволили десятки тысяч офицеров.
Следовательно, нашим Вооруженным Силам предстоит пережить очень тяжелый период. Ведь нелегко держать под контролем обстановку в воинских коллективах, состоящих из молодых людей в возрасте 18-27 лет, пока туда не придут от пяти до десяти тысяч сержантов-контрактников.
Автор: Смирнов Вадим