Подводные лодки типа "Кайман"
В результате проведенных в 1903 году в Соединенных Штатах испытаний первой боевой подводной лодки Саймона Лейка "Протектор" (в будущем, российская подлодка "Осётр") среди специалистов утвердилось мнение, что развитие данного типа судов приведет к созданию подводного крейсера увеличенных размеров, имеющего большую дальность плавания и скорость, достаточные для того чтобы догонять цели или совершать переходы совместно с эскадрой.
Общая нагрузка (220 тонн) складывалась из масс: прочного корпуса с фундаментами, деревом, подкреплениями, окраской и цементом (145 тонн); легкого корпуса (18 тонн); отливок и дельных вещей (17 тонн); рулевого устройства (10 тонн); водоотливного устройства (7,5 тонн); топливной системы (5,5 тонн); якорного устройства (4,5 тонны); гидравлической системы (2,5 тонны); системы сжатого воздуха (1,5 тонны); внутреннего оборудования (1,5 тонны); прочих грузов (7 тонн).
Данные приемочных испытаний подводных лодок типа «Кайман» (1910 год):
«Кайман»:
Надводная скорость – 10,6 узлов (13 сентября)
Подводная скорость – 7 узлов (6 октября);
Емкость аккумуляторов – 7030 А-ч.
«Аллигатор»:
Надводная скорость – 10 узлов (14 сентября)
Подводная скорость – 7,5 узлов (28 августа);
Емкость аккумуляторов – 8360 А-ч.
«Крокодил»:
Надводная скорость – 11,1 узлов (16 ноября)
Подводная скорость – 8,8 узлов (28 ноября);
Емкость аккумуляторов – 8700 А-ч.
Тактико-технические характеристики подводных лодок типа «Кайман» (март 1916 года):
Название – «Кайман»/«Аллигатор»/«Крокодил»/«Дракон»;
Длина – 40,8 м/40,7 м/40,8 м/40,8 м;
Осадка носом – 4,88 м/4,72 м/4,42 м/4,57 м;
Осадка кормой – 4,88 м/5,03 м/5,03 м/4,72 м;
Надводное водоизмещение – 409 т/410 т/409 т/409 т;
Подводное водоизмещение – 482 т/482 т/482 т/482 т;
Полная скорость – 8 (7,5 в подводном положении) узлов /8 (7) узлов/9 (7,5) узлов/7,8 (7) узлов;
Скорость эконом - 5 узлов (4 узла в подводном положении)/6,5 (5) узлов/8 (5,8) узлов/6,5 (5) узлов;
Дальность плавания полным ходом – 750 миль (24 мили в подводном положении)/700 (26) миль/600 (20) миль/700 (20) миль;
Дальность плавания экономич. ходом – 950 миль (60 миль в подводном положении)/750 (40) миль/1050 (45) миль/750 (40) миль;
Вооружение – 47-мм, пулемет/47-мм/47-мм, пулемет/47-мм, 37-мм;
Экипаж, человек – 34/33/36/32.
В результате испытаний была выявлена устойчивость на курсе, хорошая управляемость (диаметр циркуляции до 0,8 кабельтовых), легкость изменения глубины. Две помпы заполняли балластные цистерны в надстройке примерно за 2,5 минуты, откачка занимала 3 минуты 20 секунд, средняя цистерна откачивалась за 40 секунд. Для перехода из позиционного в надводное положение требовалось 4 мин. Дальность плавания в надводном положении при скорости 8,5 узлов (экономичным ходом) составляла 1100 миль, при скорости 7 узлов (полным подводным ходом) – 21 милю и по скорости 5-5,8 узлов (экономичным подводным ходом) – 45 миль. Без всплытия подводные лодки могли оставаться в 24 часов, однако двигатели устаревшей конструкции сильно дымили, демаскируя суда. Хотя дальность плавания и надводная скорость уже не отвечали требованиям времени, хорошие результаты испытаний вынудили МТК принять подлодки в казну (08.08.1911). Сразу же были заказаны дизели для замены бензиновых двигателей.
6 сентября подлодки "Крокодил", "Аллигатор" и "Кайман" были зачислены в разряд судов действующего флота, а 30 ноября – подводная лодка "Дракон".
С заводом "Людвиг Нобель" в июне 1912 году заключили договор на поставку четырех 400-сильных дизелей системы Кертинга, детали к которым изготавливались заводом в Ганновере. В ноябре 1913 года сроки установки дизельных двигателей на подводные лодки "Крокодил" и "Кайман" перенесли на осень 1914 года, но они так и не были получены.
Подводные лодки типа "Кайман" к началу Первой мировой войны входили в состав второго дивизиона бригады подводных лодок. Подлодка "Дракон" в кампанию 1915 года совершила 18 боевых походов, во время которых 6 раз атаковала суда противника (крейсеры "Кольберг", "Бремен", "Тетис" и миноносец), подлодка "Аллигатор" – 12 боевых походов и 4 атаки (крейсеры "Пиллау", "Тетис" и миноносцы), "Кайман" – 12 походов и 1 атаку (подводную лодку "U-9"), "Крокодил" - 4 похода.
Подводные лодки у берегов Швеции в октябре боролись с германскими торговыми судами, захватив 2 из них. Тогда же подводной лодке "Аллигатор" волны в свежую погоду разрушили носовую надстройку. Ремонт был признан нецелесообразным; подводную лодку разоружили, в июне 1916 года перечислили в класс портовых судов, однако оставили в дивизионе как зарядную станцию для подачи сжатого воздуха и электроэнергии на боевые суда. В октябре-ноябре того же года подлодки "Дракон" и "Кайман" сдали в порт, а "Крокодил" был перечислен в класс портовых судов и использования аналогично подводной лодке "Аллигатор".
25 февраля 1918 года германские войска, вступившие в Ревель, захватили все эти подлодки и плавучие зарядные станции; дальнейшая их судьба неизвестна.
Подводным лодкам типа "Кайман" присущи конструктивные недостатки предшественников, которые были усугублены плохой организацией постройки; в составе боевого флота они находились лишь 5 лет, принимали участие в двух кампаниях; им на замену пришли новейшие для того времени подлодки типа "Барс" и "АГ".
Первоначальный проект подводной лодки типа "Кайман" в 400 т
Подводная лодка типа "Кайман"
Теоретический чертеж
Общая нагрузка (220 тонн) складывалась из масс: прочного корпуса с фундаментами, деревом, подкреплениями, окраской и цементом (145 тонн); легкого корпуса (18 тонн); отливок и дельных вещей (17 тонн); рулевого устройства (10 тонн); водоотливного устройства (7,5 тонн); топливной системы (5,5 тонн); якорного устройства (4,5 тонны); гидравлической системы (2,5 тонны); системы сжатого воздуха (1,5 тонны); внутреннего оборудования (1,5 тонны); прочих грузов (7 тонн).
Данные приемочных испытаний подводных лодок типа «Кайман» (1910 год):
«Кайман»:
Надводная скорость – 10,6 узлов (13 сентября)
Подводная скорость – 7 узлов (6 октября);
Емкость аккумуляторов – 7030 А-ч.
«Аллигатор»:
Надводная скорость – 10 узлов (14 сентября)
Подводная скорость – 7,5 узлов (28 августа);
Емкость аккумуляторов – 8360 А-ч.
«Крокодил»:
Надводная скорость – 11,1 узлов (16 ноября)
Подводная скорость – 8,8 узлов (28 ноября);
Емкость аккумуляторов – 8700 А-ч.
Тактико-технические характеристики подводных лодок типа «Кайман» (март 1916 года):
Название – «Кайман»/«Аллигатор»/«Крокодил»/«Дракон»;
Длина – 40,8 м/40,7 м/40,8 м/40,8 м;
Осадка носом – 4,88 м/4,72 м/4,42 м/4,57 м;
Осадка кормой – 4,88 м/5,03 м/5,03 м/4,72 м;
Надводное водоизмещение – 409 т/410 т/409 т/409 т;
Подводное водоизмещение – 482 т/482 т/482 т/482 т;
Полная скорость – 8 (7,5 в подводном положении) узлов /8 (7) узлов/9 (7,5) узлов/7,8 (7) узлов;
Скорость эконом - 5 узлов (4 узла в подводном положении)/6,5 (5) узлов/8 (5,8) узлов/6,5 (5) узлов;
Дальность плавания полным ходом – 750 миль (24 мили в подводном положении)/700 (26) миль/600 (20) миль/700 (20) миль;
Дальность плавания экономич. ходом – 950 миль (60 миль в подводном положении)/750 (40) миль/1050 (45) миль/750 (40) миль;
Вооружение – 47-мм, пулемет/47-мм/47-мм, пулемет/47-мм, 37-мм;
Экипаж, человек – 34/33/36/32.
В результате испытаний была выявлена устойчивость на курсе, хорошая управляемость (диаметр циркуляции до 0,8 кабельтовых), легкость изменения глубины. Две помпы заполняли балластные цистерны в надстройке примерно за 2,5 минуты, откачка занимала 3 минуты 20 секунд, средняя цистерна откачивалась за 40 секунд. Для перехода из позиционного в надводное положение требовалось 4 мин. Дальность плавания в надводном положении при скорости 8,5 узлов (экономичным ходом) составляла 1100 миль, при скорости 7 узлов (полным подводным ходом) – 21 милю и по скорости 5-5,8 узлов (экономичным подводным ходом) – 45 миль. Без всплытия подводные лодки могли оставаться в 24 часов, однако двигатели устаревшей конструкции сильно дымили, демаскируя суда. Хотя дальность плавания и надводная скорость уже не отвечали требованиям времени, хорошие результаты испытаний вынудили МТК принять подлодки в казну (08.08.1911). Сразу же были заказаны дизели для замены бензиновых двигателей.
6 сентября подлодки "Крокодил", "Аллигатор" и "Кайман" были зачислены в разряд судов действующего флота, а 30 ноября – подводная лодка "Дракон".
С заводом "Людвиг Нобель" в июне 1912 году заключили договор на поставку четырех 400-сильных дизелей системы Кертинга, детали к которым изготавливались заводом в Ганновере. В ноябре 1913 года сроки установки дизельных двигателей на подводные лодки "Крокодил" и "Кайман" перенесли на осень 1914 года, но они так и не были получены.
Подводные лодки типа "Кайман" к началу Первой мировой войны входили в состав второго дивизиона бригады подводных лодок. Подлодка "Дракон" в кампанию 1915 года совершила 18 боевых походов, во время которых 6 раз атаковала суда противника (крейсеры "Кольберг", "Бремен", "Тетис" и миноносец), подлодка "Аллигатор" – 12 боевых походов и 4 атаки (крейсеры "Пиллау", "Тетис" и миноносцы), "Кайман" – 12 походов и 1 атаку (подводную лодку "U-9"), "Крокодил" - 4 похода.
Подводные лодки у берегов Швеции в октябре боролись с германскими торговыми судами, захватив 2 из них. Тогда же подводной лодке "Аллигатор" волны в свежую погоду разрушили носовую надстройку. Ремонт был признан нецелесообразным; подводную лодку разоружили, в июне 1916 года перечислили в класс портовых судов, однако оставили в дивизионе как зарядную станцию для подачи сжатого воздуха и электроэнергии на боевые суда. В октябре-ноябре того же года подлодки "Дракон" и "Кайман" сдали в порт, а "Крокодил" был перечислен в класс портовых судов и использования аналогично подводной лодке "Аллигатор".
25 февраля 1918 года германские войска, вступившие в Ревель, захватили все эти подлодки и плавучие зарядные станции; дальнейшая их судьба неизвестна.
Подводным лодкам типа "Кайман" присущи конструктивные недостатки предшественников, которые были усугублены плохой организацией постройки; в составе боевого флота они находились лишь 5 лет, принимали участие в двух кампаниях; им на замену пришли новейшие для того времени подлодки типа "Барс" и "АГ".
Автор: ulyakinmariupol