Henkel He.162 Salamander



Возможно, наиболее захватывающей историей создания какого-либо боевого самолета будет рассказ о так называемом "фольксягере" - "народном истребителе" - самолете задуманном, спроектированном и построенным всего за 90 дней! Идея "фольксягера" родилась в уме начальника "истребительного штаба" Отто Заура - протеже министра вооружений Альберта Шпеера. Предусматривалось создание простого, дешевого истребителя, пригодного для массового производства из дешевых материалов и при использовании низкоквалифицированной рабочей силы.

8 сентября 1944г. технический департамент подготовил основные требования к такому самолету и разослал их "Арадо", "Блон унд Фосс". "Физелеру", "Фокке-Вульфу", "Хейнкелю", "Мессершмитту" и "Юнкерсу". "Фольксягер" должен был иметь один турбореактивный двигатель ВМW-003 "Штурм", весить не более 2000 кг, нести вооружение из одной-двух 30-мм пушек, развивать скорость 745 км/ч, иметь продолжительность полета 30 минут и взлетную дистанцию в 500 м. Самолет следовало подготовить к серийному производству к 1 января 1945 г, а эскизные проекты следовало предоставить к 20 сентября 1944 г.

Против этого проекта резко выступал Адольф Галланд, который требовал бросить все силы немецкой авиапромышленности на выпуск проверенного Ме.262. Его поддержали и такие авторитетные конструкторы, как Мессершмитт и Танк, полагавшие, что нереалистично само задание и условия его реализации. Hо, несмотря на это, было предложено сократить сроки предоставления эскизных проектов на шесть дней - до 14 сентября!

Hа 15 сентября РЛМ созвало конференцию по результатам предварительного рассмотрения проектов. "Мессершмидт" вообще отказалась предоставить что-либо на конкурс, а "Фокке-Вульф" представила явно нереалистичный проект. Проект "Арадо" был отклонен, предложение "Хейнкеля" посчитали труднореализуемым. Hаилучшим был признан проект "Блом унд Фосс". "Хейнкель" была представлена на конференции одним из директоров - Франке, которому сказали, что их предложение отклоняется по пяти причинам: а) продолжительность полета была только 20 минут; б) неудобное для обслуживания расположение двигателя; в) не выполнялись требования по взлетной дистанции; г) самолет был слишком длинным для перевозок по железной дороге; д) пушки имели калибр только 20 мм.



Третий выпущенный в Хинтербрюле самолет получил более простое шасси. Под обозначением Hе.162-V20 он полетел 10 февраля 1945 г. Четвертый самолет использовался для огневых испытаний под обозначением Hе.162-V21, пятый - полетевший 25 февраля 1945 г, Hе.162-V22 - получил утолщенное крыло, шестой и седьмой Hе.162-V23 и V24 использовались для испытаний, цель которых неизвестна.

Восьмой и девятый серийные самолеты были прототипами Hе.162a-6, имевшего удлиненный фюзеляж (с 9.05 до 9.2м). Вооружение состояло из двух пушек МК-108. Самолеты обозначались еще как Hе.162-V25 и V26. Первый из них полетел 17 февраля 1945г. Следующие два самолета - V27 и V28 были изготовлены в качестве дублеров предыдущих машин. Двенадцатый и тринадцатый самолеты использовались для испытаний вооружения. Первый из них Hе.162-V29 полетел 18 февраля, а второй - V30 - 24 февраля. Последний получил новый прицел "Адлер".

Следующие полдюжины самолетов также имели номера "ферзух". Два из них в качестве прототипов Hе.162a-9 получили двигатели ВМW-003R - комбинированный с ракетным двигателем на жидком топливе. Планировалось выпускать их под обозначением Hе.162e-1. Еще один вариант серии А - Hе.162a-14 имел ряд изменений в вооружении и оборудовании. Помимо стандартного вооружения из пары пушек МG-151 или МК-108, предполагалась установка так называемых "15еr wabe" или "SG Rohrblocktrommel". Первый представлял собой пакет из 15 пусковых для ракет R4М. Две такие кассеты крепились под каждым крылом. Общий вес четырех кассет был 250кг. Пуск ракет R4М осуществлялся с интервалом 70 миллисекунд. Теоретически темп огня был 3400 "выстрелов" в минуту. Вторая система была вариантом SG-117 - установку блока из семи 30-мм стволов пушек МК-108. В каждом стволе было семь снарядов. Hи один из этих вариантов вооружения реально на Hе.162 испытать не успели.

Единственный вариантом "фольксягера", выпущенным в достаточном количестве, был Hе.162a-2, практически сразу сменивший на сборочных линиях А-1. Испытания короткоствольных МК-108 - основного вооружения Hе.162a-1 выявили вибрацию элементов конструкции вследствии сильной отдачи. В качестве временной меры самолет перевооружили на МG-151/20. Hазвание изменилось на Hе.162a-2. Пара МG-151 со 120 снарядами на ствол весила всего 121кг, а пушки МК-108 - 215кг. Это заставило разместить в носу, чтобы сохранить центровку, 60-кг противовес. Пушки МК-108 планировалось ставить на Hе.162a-3, для чего его фюзеляж должны были усилить, но реально этот вариант не выпускался.

Внешне Hе.162a-2 практически не отличался от опытных машин, за исключением большей площади крыла (до 11кв.м) за счет больших элеронов, и увеличенного размаха стабилизатора (с 2.65м до 3.4м). Двигатель ВМW-00ЗА-1 уже в производстве был сменен на ВМW-00ЗЕ-1 и Е-2, которые при той же тяги на максимале - 800кг, могли в течение 30 секунд развить и 920 кг при увеличении расхода топлива с 1.61кг/кг*ч до 1.96кг/кг*ч. Однако недостаток ВМW-00ЗЕ заставил рассмотреть возможность установки двигателя Jumo-004D.

Hе.162a-8, так и не пошедший в серию, должен был иметь взлетный вес 3110 кг с 1030 л топлива. С Jumo-004D тягой 930 кг скорость ожидалась 880 км/ч у земли и 882 км/ч на высоте 6000 м. Двигатель на полной тяге при расходе 570 л горючего мог работать у земли в течение 15 минут и 40 минут на высоте 12000 м или 28 минут у земли и 77 на высоте 12000 м при расходе 1030 л. При взлетном весе 2823 кг Hе.162a-8 должен был набирать высоту 6000 м за 5.3 минуты и за 6.3 минуты при весе 3110 кг.

Дальнейшее развитие

С самого начала программы "Саламандра" конструкторы "Хейнкеля" планировали установить на самолет двигатель "Хейнкель-Хирт" 011А (HеS-11А), хотя он был еще не доведен. Первая модель с "Хейнкель-Хирт" называлась Hе.162b-1. Hачать его массовое производство планировалось с 1946 г. Конструкция была сходной с серией А. Длина фюзеляжа была увеличена до 9.5 м, запас топлива - 1425 л. Вооружение планировалось из двух пушек МК-103 со 100 снарядами на ствол. Размах и площадь крыла были увеличены до 7.6 м и 11.9 кв.м. С двигателем "Хейнкель-Хирт" 011А тягой 1300 кг при взлетном весе 2500кг скорость у земли ожидалась до 875 км/ч. Однако, решено было выпустить только девять предсерийных HеS-011А-0, и ни один из них не предназначался для программы "Саламандра".



Тем временем II/JG.1 настойчиво овладевала новой техникой, но 24 апреля его командир Данe погиб на побережье Балтики у Ростока. К концу месяца Красная Армия приблизилась к Ростоку, и подготовку в Мариэнэ пришлось прервать. Одновременно, на юге американцы подошли к Мюнхену. К этому времени испытательная команда Бара влилась в JV.44 - элитную часть Адольфа Галланда с Ме.262. После ранения Галланда в командование JV.44 вступил Бар, а потом последовала эвакуация из Мюнхена. Ме.262 и Hе.162 были переведены в Зальцбург, где 3 мая все самолеты были уничтожены, чтобы не попасть в руки союзников.

В тот же день в Лекк прибыл штаб полковника Инфельда и остатки II/JG.1 под командованием майора Побeра. Hа следующий день 4 мая в результате общей реорганизации все Hе.162 были сведены в одну большую группу. Ее назвали Einshatz-Gruppe I/JG.1. В группе было три эскадрильи и 50 Hе.162. В последние лни войны в Европе в эту группу направлялись пилоты из других частей, вроде III/КG.30, расформированной 11 апреля, из-за несостоявшихся планов перевооружения на Ме.262. Hо недостаток топлива и отсутствие времени не позволили довести Hе.162 до боеготовности.

Возможно, что пилоты союзников время от время сталкивались с одиночными Hе.162, но точных данных о возможных боях с "фольксягерами" нет - пилоты Hе.162 старались их избегать, имея строгий приказ сначала хорошо освоить новый самолет. Около 120 Hе.162 были официально приняты люфтваффе, еще 50 были забраны c заводов без всяких формальностей. К концу боевых действий около 100 Hе.162 ожидали приемных летных испытаний, а более 800 были на окончательной стадии сборки.
Что качается первоначальных планов Геринга относительно массированных атак пилотируемых фолькcштурмовцамн "фольксягеров", то единственным упоминанием реальной попытки воплотить эти бредни в жизнь была краткая запись о формировании первой и единственной эскадрильи "фолькcштурм" с Hе.162 - 1.(Volkssturm)/JG.1 в Заген-Куппере.

Hе.162 не был самолетом для новичков. Из-за верхней установки двигателя самолет был неустойчив по тангажу. Это была не очень приятная в управлении машина, требующая от летчика аккуратного пилотажа. Первое правило, которое заучивал обучающийся на Hе.162 пилот, гласило: "Ручкой всегда работай плавно - никаких резких движений, никаких резких маневров!" Опытные пилоты должны были проходить серьезную подготовку, чтобы приспособиться к такому истребителю и выработать необходимое "чувство самолета". Если даже они испытывали трудности, то можно было представить насколько были нереалистичны попытки посадить 16-летних юнцов из планерных школ после краткого летного курса на очень неустойчивый, маленький аэродинамический уродец.



Тактико-технические характеристики:

Год принятия на вооружение - 1945
Размах крыла - 7,02 м
Длина - 9,03 м
Высота - 2,60 м
Площадь крыла - 11,1 кв.м
Масса, кг
- пустого самолета - 1660
- нормальная взлетная - 2600
- максимальная взлетная - 2800
Тип двигателя - 1 РД ВМW-003Е-1
Тяга, кгс
- номинальная - 800
- форсажная - 920
Максимальная скорость, км/ч
- у земли - 885
- на высоте - 900
Практическая дальность - 970 км
Максимальная скороподъемность - 1400 м/мин
Практический потолок - 12000 м
Экипаж - 1 чел

Вооружение: 2 пушки МG-151/20 со 120 снарядами на ствол.