Перспективные противокорабельные ракеты США

На протяжении последних десятилетий основным вооружением большинства боевых кораблей, а также главным средством для уничтожения вражеских плавсредств являются противокорабельные ракеты различных типов. Первое боевое применение этого вида оружия состоялось еще в 1967 году, и за прошедшее время было разработано несколько десятков новых типов с более совершенной аппаратурой и более высокими характеристиками. Разработка новых противокорабельных ракет не прекращается и сейчас. Создаются новые конструкции, отвечающие современным требованиям и имеющие еще более высокие характеристики, чем у старых ракет. В настоящее время в западных странах наметилось несколько интересных тенденций развития противокорабельного ракетного вооружения, обусловленных особенностями современной войны на море. Рассмотрим некоторые перспективные проекты ПКР американской разработки.

Ракета Brimstone


Противокорабельный вариант ракеты Brimstone пока только проходит испытания, а пусковая установка для его использования на катерах и кораблях в настоящее время находится в разработке. Судя по всему, проектирование пусковой установки приближается к своему завершению. Дело в том, что полноценный ракетный комплекс «Бримстоун» корабельного базирования уже предлагается на экспорт. Так, концерн MBDA сейчас ведет переговоры c Объединенными Арабскими Эмиратами на предмет оснащения такими системами новых катеров проекта Ghannatha. Учитывая особенности доступных Эмиратам акваторий, можно сделать предположение о хороших перспективах переговоров. Вполне возможно, что в самое ближайшее время Абу-Даби согласится на обновление комплектации своих новых катеров.

Приоритет – дальность

Противокорабельные версии ракет Griffin и Brimstone являются своеобразным ответом на возможную угрозу в виде большого количества вражеских катеров и малых боевых кораблей, способных атаковать только с небольшого расстояния. Одновременно с этим сохраняется возможность столкновений между крупными корабельными соединениями, в том числе и авианосными. Для таких ситуаций продолжает оставаться актуальной большая дальность полета противокорабельных ракет. Кроме того, ряд событий требует продолжения развития в традиционном направлении повышения дальности, скорости полета и точности. В случае с американскими проектами эти работы дополнительно стимулируются перспективами тихоокеанского региона. Китай строит мощный флот, планирует принять в строй сразу несколько авианосцев, а кроме того хвалится созданием противокорабельных ракет с дальностью в 200-250 километров. Последние модификации американских ракет семейства Harpoon – авиационная AGM-84, корабельная RGM-84 и UGM-84 подводного базирования – обеспечивают дальность стрельбы не менее 280 километров. При этом на складах имеется немало более старых боеприпасов, способных лететь лишь на 140-150 км. Таким образом, для поддержания паритета с китайским флотом американцам необходимо форсировать производство и переход на поздние версии «Гарпунов», а также создавать совершенно новые ракеты большой дальности.



***

Как видим, Соединенные Штаты продолжают разработку новых вооружений, в том числе и обладающих гораздо лучшими характеристиками по сравнению с имеющимися. Стоит отметить смелость проводимых программ и попытки унификации различных типов ракет. Особый интерес представляет идея противокорабельной ракеты сверхмалой дальности. Пожалуй, лет двадцать или тридцать назад предложение стрелять ракетами по целям на расстоянии не более 5-10 километров сочли бы неумной шуткой, апеллируя к корабельной артиллерии. Тем не менее, даже при использовании орудийных установок от подобных ПКР может быть толк, ведь ракета несет больший заряд взрывчатого вещества чем снаряд, а также имеет возможность коррекции траектории полета.

Однако куда интереснее противокорабельные ракеты с дальностью полета более 3000 километров. В целом, обеспечение такой дальности не является чем-то особо сложным в техническом плане. Значительно сложнее будет создать систему управления, а также сопутствующую «инфраструктуру», при которой ракета могла бы не только добраться до столь удаленного района цели, но и обнаружить вражеский корабль, а затем уничтожить его. Для обеспечения таких возможностей та же ArchLight должна иметь высокую скорость полета и/или совершенную систему поиска цели. Таким образом, основной для настоящего времени способ наведения ПКР на цель становится чуть ли не единственно возможным для высокоскоростных и дальних ракет. Примечательно, что и LRASM, и RATTLRS, и, возможно, ArcLight имеют один и тот же принцип наведения. Перед пуском им фактически нужно знать только район цели и ее тип. Далее ракета автоматически, по сигналам инерционной или спутниковой системы навигации добирается до заданного района и самостоятельно ищет в нем цель, используя оптическую и/или радиолокационную аппаратуру.

Подобный способ наведения на цель имеет один характерный минус: при некоторых обстоятельствах (неточные данные разведки или затруднение с передачей данных по обнаруженным целям) вражеские корабли могут успеть уйти из района, в который послана ракета. В связи с этим вместе с дальностью полета боеприпаса нужно увеличивать и его скорость, что влечет за собой вполне понятные сложности технического характера. Кроме того, высокая скорость противокорабельной ракеты понижает вероятность ее перехвата средствами корабельной ПВО и повышает шансы поражения цели. Таким образом, для нормальной работы скоростной, дальней и – что немаловажно – дорогой ракеты требуется создание достойных систем обнаружения и целеуказания: авиационных, спутниковых и т.д.

Так или иначе, при должном развитии всего сопутствующего оборудования и вспомогательных процессов страна, имеющая на вооружении противокорабельные ракеты большой дальности, обеспечивает себе преимущество в крупных столкновениях военных флотов. Что касается ПКР сверхмалой дальности, то они пока выглядят как военно-технический курьез. В то же время, это направление имеет определенные перспективы и, скорее всего, получит хорошее экспортное будущее. Вероятно, подобными системами заинтересуются небольшие страны третьего мира.


По материалам сайтов:
http://globalsecurity.org/
http://flightglobal.com/
http://raytheon.com/
http://lockheedmartin.com/
http://darpa.mil/
http://mbda.net/
http://oborona.ru/
http://aviationweek.com/
http://defense-update.com/
http://lenta.ru/
http://bbc.co.uk/