«Ладьи» спецназа
Диверсии морского спецназа и сейчас эксперты относят к числу самых эффективных
Первым спецназовцем Военно-морских сил Соединенных Штатов считается лейтенант Уильям Кашинг – герой Гражданской войны в США. Паровой баркас под его командованием в ночь на 27 октября 1864 г. на реке Роанок незаметно подкрался к броненосцу мятежных конфедератов Albemarle. За несколько минут до атаки противник обнаружил баркас и поднял тревогу. Но 21-летний капитан не растерялся. Он разогнал свое маленькое суденышко, и оно смогло перескочить через заградительный бон. Удар шестовой миной в борт броненосца южан отправил его на дно. Впрочем, за несколько месяцев до этого события – 17 февраля 1864 г. – не менее эффектный подвиг совершили конфедераты. Их примитивная подводная лодка H.L. Hunly, сделанная из старого котла и приводившаяся в движение мускульной силой, под командованием пехотного лейтенанта Джорджа Диксона потопила шестовой миной у Чарльстона паровой корвет северян Hausatonic. Но в той войне победили сторонники федерации, поэтому лавры первого морского коммандос достались Кашингу.
Диверсии морского спецназа и сейчас эксперты относят к числу самых эффективных. Почему? При относительно невеликих затратах, грамотной организации и отменной подготовке исполнителей они дают возможность приблизиться к объекту атаки скрытно и нанести удар внезапно. Тоже относится и к решению разведывательных задач. Защита наиболее важных прибрежных и морских объектов, например, нефте- и газодобывающих платформ, – теперь важная сфера деятельности морских коммандос. Все чаще их привлекают к антитеррористическим и антипиратским операциям. Вот почему развитию и техническому оснащению частей и подразделений морского спецназа повсеместно уделяется большое внимание.
Одно из приоритетных направлений – совершенствование средств доставки коммандос к месту проведения операций. К этим средствам выдвигается ряд требований, которые порой трудно совместимы. Они должны быть легкими и прочными, небольшими по размерам, мореходными, малозаметными, скоростными и, по возможности, комфортными. Но, как известно, чудес не бывает. Поэтому «ладьи» для морских сил специальных операций создаются самые разные.
ОТ КАНОЭ ДО «ЗОДИАКОВ»
Во время испытаний каноэ корпорации Northrop Grumman
В ВМС США наиболее простое транспортное средство подразделений SEAL (акроним от Sea – море, Air – воздух, Land – земля, то есть команда, способная действовать на море, с воздуха и на земле) – каноэ. Двигатели – мускульная сила, движители – весла. Однако это вовсе не те лодки, которыми пользовались с незапамятных времен американские индейцы, хотя формой корпуса и напоминают их. Они похожи на складные туристические байдарки, но изготавливаются из особо легких и прочных полимерных материалов. Предназначаются такие каноэ для действий в мелководных и заболоченных акваториях. Лодки часто служат не только для доставки самих спецназовцев, но и необходимых для них грузов: оружия, средств связи и продовольствия. К слову, занимаются производством подобной «мелочевки» для SEAL и небольшие фирмы, и такие гиганты американской военной индустрии, как корпорация Northrop Grumman, строящая для флота атомные авианосцы и подводные лодки, ракетные эсминцы и крупнотоннажные универсальные десантные корабли.
Но, пожалуй, самым распространенным транспортным средством морского спецназа являются различные по размерам жестконадувные моторные лодки (Rigid Hull Inflatable Boats – RHIB). Еще их именуют «зодиаками» по названию французской фирмы, первой построившей еще в 50-х годах прошлого века лодку такого типа по заказу знаменитого французского путешественника Алана Бомбарда. Эти катера имеют смешанную конструкцию. Их корпус в форме глубокое V изготавливается из дерева, алюминиевого сплава или синтетического материала и обладает отличными мореходными качествами. По борту идет надувной «воротник», обеспечивающий непотопляемость. Оснащаются такие ходкие суденышки подвесными моторами или стационарными двигателями большой мощности, позволяющими развивать высокую скорость хода.
Первый спецназовец ВМС США лейтенант Уильям Кашинг
«Зодиаки» составляют основу транспортного «парка» американского морского спецназа. Более 70 RHIB, построенных новоорлеанской фирмой United States Marine, можно обнаружить в разных районах мира – от крайнего севера до южных широт. Длина катеров – 10,95 м, ширина – 3,23 м, осадка – 89 см, то есть они могут подходить очень близко к берегу. Жесткий корпус изготавливается из стеклопластика и кевлара, что делает конструкцию прочной и легкой. Ее вес – 7893 кг. Это позволяет в случае необходимости перебрасывать лодку по воздуху самолетами или вертолетами и десантировать на воду на парашютах. Катера оснащаются двумя дизельными двигателями фирмы Caterpillar мощностью 940 л.с., работающими на два водометных движителя. Они развивают 45-узловый полный ход, а экономической скоростью в 33 узла RHIB преодолевают дистанцию в 200 миль (370 км).
В средней части корпуса размещается отделение управления, где помимо навигационных приборов имеются современные средства связи. На невысокой П-образной мачте – антенна радиолокационной станции. На ней же могут монтироваться компактные оптикоэлектронные средства наблюдения.
Экипаж такой «ладьи» состоит из трех человек: командира и двух матросов-стрелков. В носу и корме имеются две огневые точки, где на легких треножных станках устанавливаются автоматические гранатометы, крупнокалиберные или многоствольные пулеметы. Поэтому в случае необходимости эти маленькие кораблики могут оказать огневую поддержку подразделениям коммандос на берегу или отбиться от преследования катеров противника.
За отделением управления – «пассажирская палуба» на 8 полностью экипированных бойцов SEAL. Они размещаются в амортизированных креслах, которые по удобству значительно превосходят те, что используется на авиалайнерах. Ведь даже очень хорошо тренированным коммандос после нескольких часов тряски по неспокойному морю на большой скорости не просто приступать к выполнению задания в тылу противника. Амортизированные кресла уменьшают динамические нагрузки на тело и позволяют сохранять боеспособность.
В ВМС других стран тоже используются катера жестконадувного типа, но с более скромными по сравнению с американскими «зодиаками» характеристиками. Спецназ британской Королевской морской пехоты применяет несколько модификаций катеров типа RIB фирмы VT Halmatic. Они перевозят от 10 до 15 спецназовцев со скоростью от 26 до 30 узлов на расстояние до 100 миль. Некоторые из них имеют пулеметное вооружение.
Первым спецназовцем Военно-морских сил Соединенных Штатов считается лейтенант Уильям Кашинг – герой Гражданской войны в США. Паровой баркас под его командованием в ночь на 27 октября 1864 г. на реке Роанок незаметно подкрался к броненосцу мятежных конфедератов Albemarle. За несколько минут до атаки противник обнаружил баркас и поднял тревогу. Но 21-летний капитан не растерялся. Он разогнал свое маленькое суденышко, и оно смогло перескочить через заградительный бон. Удар шестовой миной в борт броненосца южан отправил его на дно. Впрочем, за несколько месяцев до этого события – 17 февраля 1864 г. – не менее эффектный подвиг совершили конфедераты. Их примитивная подводная лодка H.L. Hunly, сделанная из старого котла и приводившаяся в движение мускульной силой, под командованием пехотного лейтенанта Джорджа Диксона потопила шестовой миной у Чарльстона паровой корвет северян Hausatonic. Но в той войне победили сторонники федерации, поэтому лавры первого морского коммандос достались Кашингу.
Диверсии морского спецназа и сейчас эксперты относят к числу самых эффективных. Почему? При относительно невеликих затратах, грамотной организации и отменной подготовке исполнителей они дают возможность приблизиться к объекту атаки скрытно и нанести удар внезапно. Тоже относится и к решению разведывательных задач. Защита наиболее важных прибрежных и морских объектов, например, нефте- и газодобывающих платформ, – теперь важная сфера деятельности морских коммандос. Все чаще их привлекают к антитеррористическим и антипиратским операциям. Вот почему развитию и техническому оснащению частей и подразделений морского спецназа повсеместно уделяется большое внимание.
Одно из приоритетных направлений – совершенствование средств доставки коммандос к месту проведения операций. К этим средствам выдвигается ряд требований, которые порой трудно совместимы. Они должны быть легкими и прочными, небольшими по размерам, мореходными, малозаметными, скоростными и, по возможности, комфортными. Но, как известно, чудес не бывает. Поэтому «ладьи» для морских сил специальных операций создаются самые разные.
ОТ КАНОЭ ДО «ЗОДИАКОВ»
Во время испытаний каноэ корпорации Northrop Grumman
В ВМС США наиболее простое транспортное средство подразделений SEAL (акроним от Sea – море, Air – воздух, Land – земля, то есть команда, способная действовать на море, с воздуха и на земле) – каноэ. Двигатели – мускульная сила, движители – весла. Однако это вовсе не те лодки, которыми пользовались с незапамятных времен американские индейцы, хотя формой корпуса и напоминают их. Они похожи на складные туристические байдарки, но изготавливаются из особо легких и прочных полимерных материалов. Предназначаются такие каноэ для действий в мелководных и заболоченных акваториях. Лодки часто служат не только для доставки самих спецназовцев, но и необходимых для них грузов: оружия, средств связи и продовольствия. К слову, занимаются производством подобной «мелочевки» для SEAL и небольшие фирмы, и такие гиганты американской военной индустрии, как корпорация Northrop Grumman, строящая для флота атомные авианосцы и подводные лодки, ракетные эсминцы и крупнотоннажные универсальные десантные корабли.
Но, пожалуй, самым распространенным транспортным средством морского спецназа являются различные по размерам жестконадувные моторные лодки (Rigid Hull Inflatable Boats – RHIB). Еще их именуют «зодиаками» по названию французской фирмы, первой построившей еще в 50-х годах прошлого века лодку такого типа по заказу знаменитого французского путешественника Алана Бомбарда. Эти катера имеют смешанную конструкцию. Их корпус в форме глубокое V изготавливается из дерева, алюминиевого сплава или синтетического материала и обладает отличными мореходными качествами. По борту идет надувной «воротник», обеспечивающий непотопляемость. Оснащаются такие ходкие суденышки подвесными моторами или стационарными двигателями большой мощности, позволяющими развивать высокую скорость хода.
Первый спецназовец ВМС США лейтенант Уильям Кашинг
«Зодиаки» составляют основу транспортного «парка» американского морского спецназа. Более 70 RHIB, построенных новоорлеанской фирмой United States Marine, можно обнаружить в разных районах мира – от крайнего севера до южных широт. Длина катеров – 10,95 м, ширина – 3,23 м, осадка – 89 см, то есть они могут подходить очень близко к берегу. Жесткий корпус изготавливается из стеклопластика и кевлара, что делает конструкцию прочной и легкой. Ее вес – 7893 кг. Это позволяет в случае необходимости перебрасывать лодку по воздуху самолетами или вертолетами и десантировать на воду на парашютах. Катера оснащаются двумя дизельными двигателями фирмы Caterpillar мощностью 940 л.с., работающими на два водометных движителя. Они развивают 45-узловый полный ход, а экономической скоростью в 33 узла RHIB преодолевают дистанцию в 200 миль (370 км).
В средней части корпуса размещается отделение управления, где помимо навигационных приборов имеются современные средства связи. На невысокой П-образной мачте – антенна радиолокационной станции. На ней же могут монтироваться компактные оптикоэлектронные средства наблюдения.
Экипаж такой «ладьи» состоит из трех человек: командира и двух матросов-стрелков. В носу и корме имеются две огневые точки, где на легких треножных станках устанавливаются автоматические гранатометы, крупнокалиберные или многоствольные пулеметы. Поэтому в случае необходимости эти маленькие кораблики могут оказать огневую поддержку подразделениям коммандос на берегу или отбиться от преследования катеров противника.
За отделением управления – «пассажирская палуба» на 8 полностью экипированных бойцов SEAL. Они размещаются в амортизированных креслах, которые по удобству значительно превосходят те, что используется на авиалайнерах. Ведь даже очень хорошо тренированным коммандос после нескольких часов тряски по неспокойному морю на большой скорости не просто приступать к выполнению задания в тылу противника. Амортизированные кресла уменьшают динамические нагрузки на тело и позволяют сохранять боеспособность.
В ВМС других стран тоже используются катера жестконадувного типа, но с более скромными по сравнению с американскими «зодиаками» характеристиками. Спецназ британской Королевской морской пехоты применяет несколько модификаций катеров типа RIB фирмы VT Halmatic. Они перевозят от 10 до 15 спецназовцев со скоростью от 26 до 30 узлов на расстояние до 100 миль. Некоторые из них имеют пулеметное вооружение.
Катера типа Mk V в Севастополе
Англичане тщательно скрывали наличие в составе их морского спецназа экзотического катера VSV. Но однажды во время военно-морских учений НАТО у берегов Норвегии он на скорости вылетел на камни, где и был запечатлен фоторепортерами. Впрочем, американцы хорошо знали о новинке партнера по Североатлантическому блоку. Они испытали аналогичный катер. Но его возможности на них, похоже, большого впечатления не произвели. Зато известная немецкая фирма Lurssen построила для ВМС Индонезии 10 катеров-перехватчиков типа VSV, которые используются морскими коммандос этой страны.
На смену 145 FIC и VSV фирма VT Halmatic разработала проект Belle («Красавица»). Катер, действительно, получился внешне изящным и технически гармоничным, сочетая в себе лучшие качества катеров 145 FIC и VSV. Верхняя часть корпуса и рубка выполнены в соответствии с самыми строгими требованиями малой заметности. Belle способен перебрасывать со снаряжением 10 коммандос (общая масса полезной нагрузки – 2,6 т) с крейсерской скоростью 45 узлов при волнении 4 балла. Чему способствуют два дизеля немецкой фирмы MAN, работающие на два винта с приводами Арнесона. Для уменьшения инфракрасной заметности имеются устройства охлаждения выхлопов двигателей.
18-метровая «Красавица» может развивать скорость полного хода до 60 узлов и действовать на волнении до 6 баллов. Амортизированные кресла и кондиционеры создают весьма комфортные условия для экипажа и коммандос. Ведь дальность плавания «Красавицы» немалая – 600 миль. Ее можно перебрасывать на большие расстояния военно-транспортными самолетами С-130 Hercules. Этот небольшой корабль оснащен самыми современными средствами навигации, связи и обнаружения. В 2006 г. на верфи VT Halmatic был спущен на воду головной катер серии. Сейчас спецназ британской Королевской морской пехоты располагает четырьмя катерами типа Belle.
Англичане тщательно скрывали наличие в составе их морского спецназа экзотического катера VSV. Но однажды во время военно-морских учений НАТО у берегов Норвегии он на скорости вылетел на камни, где и был запечатлен фоторепортерами. Впрочем, американцы хорошо знали о новинке партнера по Североатлантическому блоку. Они испытали аналогичный катер. Но его возможности на них, похоже, большого впечатления не произвели. Зато известная немецкая фирма Lurssen построила для ВМС Индонезии 10 катеров-перехватчиков типа VSV, которые используются морскими коммандос этой страны.
На смену 145 FIC и VSV фирма VT Halmatic разработала проект Belle («Красавица»). Катер, действительно, получился внешне изящным и технически гармоничным, сочетая в себе лучшие качества катеров 145 FIC и VSV. Верхняя часть корпуса и рубка выполнены в соответствии с самыми строгими требованиями малой заметности. Belle способен перебрасывать со снаряжением 10 коммандос (общая масса полезной нагрузки – 2,6 т) с крейсерской скоростью 45 узлов при волнении 4 балла. Чему способствуют два дизеля немецкой фирмы MAN, работающие на два винта с приводами Арнесона. Для уменьшения инфракрасной заметности имеются устройства охлаждения выхлопов двигателей.
18-метровая «Красавица» может развивать скорость полного хода до 60 узлов и действовать на волнении до 6 баллов. Амортизированные кресла и кондиционеры создают весьма комфортные условия для экипажа и коммандос. Ведь дальность плавания «Красавицы» немалая – 600 миль. Ее можно перебрасывать на большие расстояния военно-транспортными самолетами С-130 Hercules. Этот небольшой корабль оснащен самыми современными средствами навигации, связи и обнаружения. В 2006 г. на верфи VT Halmatic был спущен на воду головной катер серии. Сейчас спецназ британской Королевской морской пехоты располагает четырьмя катерами типа Belle.
Автор: Смирнов Вадим