Проект SSBN-X: ракет меньше, денег больше
Морская составляющая ядерных сил США в настоящее время основывается на 14 атомных подлодках проекта «Огайо», вооруженных 24 ракетами Trident-II D-5 каждая. Самая новая из этих субмарин – USS Louisiana SSBN-743 – была принята в строй ВМС США в сентябре 1997 года, через 16 лет после головной лодки проекта USS Ohio, давшей имя всей серии. Несколько лет назад первые четыре лодки проекта «Огайо» были переоборудованы для использования ракет Tomahawk (24 пусковых модуля по семь ракет в каждом). Несмотря на сравнительную новизну, лодки проекта «Огайо», вооруженные стратегическими ракетами, уже сейчас требуют начать создание замены для них.
О начале программы SSBN-X или Ohio Replacement стало известно еще в 2008 году, когда было объявлено о предварительных изысканиях по теме облика перспективного подводного ракетоносца. В конце августа 2012 года стало известно об окончании формирования общих требований к новым подлодкам. 31 августа на судостроительном заводе Washington Navy Yard (г. Вашингтон) был подписан пакет документов, касающийся требований к проекту SSBN-X, а через неделю после этого облик необходимой лодки был утвержден командованием военно-морских сил.
Характерной проблемой проекта Ohio Replacement еще на стадии проработки облика стали постоянные колебания стоимости готовых подлодок. После нескольких лет споров американские военные согласились с сокращением серии лодок SSBN-X до 12 единиц. При этом стоимость программы постоянно становится объектом критики, прежде всего, конгрессменов. В начале программы в 2008-09 годах планировалось потратить на строительство каждой из субмарин по 7-8 миллиардов долларов. В дальнейшем под давлением финансовых структур Пентагона и Конгресса командованию ВМС пришлось согласиться на сокращение максимальной стоимости новых подлодок до 4,8-5 миллиардов за штуку с соответствующими потерями в качестве и характеристиках. При этом в течение последних месяцев морским военачальникам приходится «воевать» еще и с фирмами-подрядчиками. Согласно нескольким расчетам, стоимость каждой подлодки SSBN-X без особых потерь в возможностях может быть снижена до 5,5-5,8 миллиардов, что все равно превышает требуемую Конгрессом сумму.
В марте текущего года контрольно-финансовое управление Конгресса США опубликовало интересный доклад. Согласно подсчетам аналитиков Управления, при сохранении текущих тенденций финансового характера общая стоимость программы Ohio Replacement в итоге может превысить 90 миллиардов, порядка 12 из которых уйдет на конструкторские работы, а остальное – на строительство самих кораблей. К этому стоит прибавить еще несколько миллиардов на обслуживание в ходе службы и будут понятны возмущения конгрессменов: проект SSBN-X получается достаточно дорогим даже для Соединенных Штатов. Для сравнения стоит привести экономические показатели проекта Ohio, каждая лодка которого обходилась в 2-2,5 миллиарда долларов.
Финансовые проблемы проекта Ohio Replacement к настоящему времени привели к нескольким серьезным последствиям. Так, сложности с формированием приемлемой стоимости готовых подводных ракетоносцев стали причиной того, что ранее планировавшаяся на 2019 год покупка головной лодки перенесена на 2021-й, а это может повлечь за собой смещение сроков поставки всей серии. Кроме того, для дальнейшего снижения стоимости каждого подводного корабля до требуемых пяти миллиардов Пентагону, возможно, придется изменять требования по аппаратуре, либо искать альтернативные способы обеспечения необходимых характеристик. Одним из способов этого может быть создание модульной архитектуры бортовых систем и оборудования, которая в дальнейшем позволит относительно просто и дешево заменить устаревшие блоки современными и перспективными.
Так или иначе, главной проблемой проекта SSBN-X продолжает оставаться его финансовая сторона. Сложность освоения новых технологий и создания перспективной техники в данном случае «пересекаются» с постоянным сокращением оборонного бюджета. В результате даже нынешние планы относительно строительства головной субмарины к 2021 году могут не сбыться. В таком случае американские военные моряки получат еще одну проблему: заканчивающийся ресурс имеющихся лодок «Огайо» и невозможность их быстрой и полноценной замены.
По материалам сайтов:
http://lenta.ru/
http://vpk-news.ru/
http://globalsecurity.org/
http://articles.janes.com/
http://cbo.gov/
http://fas.org/
http://navy.mil/
О начале программы SSBN-X или Ohio Replacement стало известно еще в 2008 году, когда было объявлено о предварительных изысканиях по теме облика перспективного подводного ракетоносца. В конце августа 2012 года стало известно об окончании формирования общих требований к новым подлодкам. 31 августа на судостроительном заводе Washington Navy Yard (г. Вашингтон) был подписан пакет документов, касающийся требований к проекту SSBN-X, а через неделю после этого облик необходимой лодки был утвержден командованием военно-морских сил.
Характерной проблемой проекта Ohio Replacement еще на стадии проработки облика стали постоянные колебания стоимости готовых подлодок. После нескольких лет споров американские военные согласились с сокращением серии лодок SSBN-X до 12 единиц. При этом стоимость программы постоянно становится объектом критики, прежде всего, конгрессменов. В начале программы в 2008-09 годах планировалось потратить на строительство каждой из субмарин по 7-8 миллиардов долларов. В дальнейшем под давлением финансовых структур Пентагона и Конгресса командованию ВМС пришлось согласиться на сокращение максимальной стоимости новых подлодок до 4,8-5 миллиардов за штуку с соответствующими потерями в качестве и характеристиках. При этом в течение последних месяцев морским военачальникам приходится «воевать» еще и с фирмами-подрядчиками. Согласно нескольким расчетам, стоимость каждой подлодки SSBN-X без особых потерь в возможностях может быть снижена до 5,5-5,8 миллиардов, что все равно превышает требуемую Конгрессом сумму.
В марте текущего года контрольно-финансовое управление Конгресса США опубликовало интересный доклад. Согласно подсчетам аналитиков Управления, при сохранении текущих тенденций финансового характера общая стоимость программы Ohio Replacement в итоге может превысить 90 миллиардов, порядка 12 из которых уйдет на конструкторские работы, а остальное – на строительство самих кораблей. К этому стоит прибавить еще несколько миллиардов на обслуживание в ходе службы и будут понятны возмущения конгрессменов: проект SSBN-X получается достаточно дорогим даже для Соединенных Штатов. Для сравнения стоит привести экономические показатели проекта Ohio, каждая лодка которого обходилась в 2-2,5 миллиарда долларов.
Финансовые проблемы проекта Ohio Replacement к настоящему времени привели к нескольким серьезным последствиям. Так, сложности с формированием приемлемой стоимости готовых подводных ракетоносцев стали причиной того, что ранее планировавшаяся на 2019 год покупка головной лодки перенесена на 2021-й, а это может повлечь за собой смещение сроков поставки всей серии. Кроме того, для дальнейшего снижения стоимости каждого подводного корабля до требуемых пяти миллиардов Пентагону, возможно, придется изменять требования по аппаратуре, либо искать альтернативные способы обеспечения необходимых характеристик. Одним из способов этого может быть создание модульной архитектуры бортовых систем и оборудования, которая в дальнейшем позволит относительно просто и дешево заменить устаревшие блоки современными и перспективными.
Так или иначе, главной проблемой проекта SSBN-X продолжает оставаться его финансовая сторона. Сложность освоения новых технологий и создания перспективной техники в данном случае «пересекаются» с постоянным сокращением оборонного бюджета. В результате даже нынешние планы относительно строительства головной субмарины к 2021 году могут не сбыться. В таком случае американские военные моряки получат еще одну проблему: заканчивающийся ресурс имеющихся лодок «Огайо» и невозможность их быстрой и полноценной замены.
По материалам сайтов:
http://lenta.ru/
http://vpk-news.ru/
http://globalsecurity.org/
http://articles.janes.com/
http://cbo.gov/
http://fas.org/
http://navy.mil/
Автор: Glenn Witcher