Экспериментальный экраноплан ЭСКА-1
В зарубежных и отечественных научно-популярных журналах множество раз появлялись сообщения о низколетящих аппаратах-экранолетах, среди которых был и советский экспериментальный спасательный катер-амфибия ЭСКА-1. Данная машина любительской постройки, успешно прошедшая цикл летных испытаний, была сконструирована в инициативном порядке Груниным Евгением Петровичем в студенческом конструкторском бюро МИИГА (Московский институт инженеров гражданской авиации). Так же в разработке принимали участие московские инженеры Гремяцкий А., Чернявский С., Горбенко Ю. и Иванов Н. Летные испытания проводил инженер Гремяцкий А., а затем летчик Балуев А. ЭСКА-1 был выставлен на одной из центральных выставок НТТМ, был отмечен бронзовой медалью ВДНХ СССР, его создатели - знаками лауреатов НТТМ.
Отъемная часть крыла расположена под углом к консоли на ее конце. Под фанерной обшивкой находится два лонжерона, шесть нервюр и носовой стрингер. Передний лонжерон имеет коробчатое сечение с полками 25х12 мм и стенками из миллиметровой фанеры. Задний лонжерон-швеллер имеет такие же полки и стенку.
Элерон щелевого типа состоит из лонжерона, пяти балочных нервюр, переднего и заднего стрингеров. Лонжерон-швеллер имеет полки 15х10 мм и стенку из миллиметровой фанеры. К лонжерону приклеиваются сосновые бобышки, служащие для установки узлов подвески элерона.
Внутренние полости крыла покрыты олифой в два слоя. Снаружи элероны и крыло ОЧК обтянуты полотном АСТ-100, покрываются лаком НЦ-551 в четыре слоя и окрашены алкидной краской белого цвета.
На воде устойчивость экранолету придают поплавки, выполненные из пенопласта ПХВ-1. Поплавки оклеены стеклотканью ACTT(6)C1 и прикреплены к консоли крыла через четыре ушка из стали 30ХГСА болтами М5.
Хвостовое оперение – стабилизатор с рулем высоты и киль с водяным рулем и рулем поворота. Киль обшит фанерой толщиной 1 мм и представляет собой обычную конструкцию, состоящую из носка, восьми нервюр и двух лонжеронов. Задний лонжерон – швеллер с полками 28х14 миллиметров из сосны и 1,5-миллиметровой фанерной стенкой. Передний лонжерон такой же, как и задний, но имеет полки 14х14 миллиметров. Носки килевых нервюр для уменьшения малковки изломаны и с передней кромкой киля образуют угол почти 90 градусов.
Руль поворота состоит из носка, обшитого фанерой, лонжерона, тринадцати нервюр и хвостового стрингера. Руль обшивается тканью АСТ-100 и подвешивается к килю в паре точках.
В плане стабилизатор имеет трапециевидную форму. Его профиль НАСА-0009 симметричный, угол установки +5 градусов от горизонтали экранолета. Каркас стабилизатора собирался из лонжерона, переднего стрингера, вспомогательной статей и 13 нервюр. Крепится стабилизатор на четырех ушках киля болтами. Носик стабилизатора зашивался миллиметровой фанерой БС-1.
Лонжерон стабилизатора имел коробчатое сечение с полками 20х12 мм из сосны и стенками из фанеры толщиной 1 мм. На лонжероне имеется два ушка для крепления подкосов изготовленных из алюминиевых труб. Трубы придают комбинации "киль-стабилизатор" жесткость.
Руль высоты имеет конструкцию аналогичную рулю поворотов; к стабилизатору подвешивается в трех точках. Стабилизатор и руль обтягиваются тканью АСТ-100 и покрываются аэролаком и краской.
Винтомоторная установка состоит из двухцилиндрового четырехтактного карбюраторного мотоциклетного 32-сильного двигателя М-63, специального понижающего зубчатого редуктора (передаточное отношение 1:2,3), деревянного воздушного винта СДВ-2 фиксированного шага (диаметр 1,6 м) и моторной рамы из стальных труб диаметром 26 мм.
К мотораме двигатель крепится через резиновые амортизаторы болтами М8 и устанавливался на узлах силовых шпангоутов №№ 9, 12 за кабиной экипажа. Двигатель в режиме максимальной мощности развивает 4700 оборотов в минуту. Воздушный винт от редуктора получает 1900-2100 оборотов в минуту, что соответствует приблизительно 95-100 кгс тяги.
Запуск винтомоторной установки производится электростартером СТ-4, установленным на двигателе и вращает его распределительный вал через шестерни. Источник питания электростартера 12-вольтовый аккумулятор САМ-28. Для надежной работы системы зажигания, двигатель оборудован магнето "Катэк".
Стандартные карбюраторы из-за несогласованной работы при резких изменениях режимов двигателя не удовлетворяли, поэтому были заменены одним карбюратором "Вебер-32 ДСР".
Как видно из описания, конструкция экранолета ЭСКА-1 несложная. В его конструкции преобладают фанера, дерево, ткань. Количество металлических деталей минимальное и для их изготовления использованы недефицитные марки сплавов и сталей. Внешне ЭСКА-1 тоже довольно прост, криволинейных сложных поверхностей мало.
Летно-технические характеристики:
Модификация – ЭСКА-1;
Размах крыла – 6,90 м;
Длина – 7,80 м;
Высота – 2,20 м;
Площадь крыла – 13,85 м2;
Масса пустого снаряженного – 234 кг;
Полетная масса – 450 кг;
Тип двигателя – поршневой М-63;
Мощность – 32 л.с.;
Максимальная скорость – 140 км/ч;
Крейсерская скорость – 100 км/ч;
Практическая дальность – 350 км;
Высота полета на экране – 300-1500 мм;
Экипаж – 2 человека.
Отъемная часть крыла расположена под углом к консоли на ее конце. Под фанерной обшивкой находится два лонжерона, шесть нервюр и носовой стрингер. Передний лонжерон имеет коробчатое сечение с полками 25х12 мм и стенками из миллиметровой фанеры. Задний лонжерон-швеллер имеет такие же полки и стенку.
Элерон щелевого типа состоит из лонжерона, пяти балочных нервюр, переднего и заднего стрингеров. Лонжерон-швеллер имеет полки 15х10 мм и стенку из миллиметровой фанеры. К лонжерону приклеиваются сосновые бобышки, служащие для установки узлов подвески элерона.
Внутренние полости крыла покрыты олифой в два слоя. Снаружи элероны и крыло ОЧК обтянуты полотном АСТ-100, покрываются лаком НЦ-551 в четыре слоя и окрашены алкидной краской белого цвета.
На воде устойчивость экранолету придают поплавки, выполненные из пенопласта ПХВ-1. Поплавки оклеены стеклотканью ACTT(6)C1 и прикреплены к консоли крыла через четыре ушка из стали 30ХГСА болтами М5.
Хвостовое оперение – стабилизатор с рулем высоты и киль с водяным рулем и рулем поворота. Киль обшит фанерой толщиной 1 мм и представляет собой обычную конструкцию, состоящую из носка, восьми нервюр и двух лонжеронов. Задний лонжерон – швеллер с полками 28х14 миллиметров из сосны и 1,5-миллиметровой фанерной стенкой. Передний лонжерон такой же, как и задний, но имеет полки 14х14 миллиметров. Носки килевых нервюр для уменьшения малковки изломаны и с передней кромкой киля образуют угол почти 90 градусов.
Руль поворота состоит из носка, обшитого фанерой, лонжерона, тринадцати нервюр и хвостового стрингера. Руль обшивается тканью АСТ-100 и подвешивается к килю в паре точках.
В плане стабилизатор имеет трапециевидную форму. Его профиль НАСА-0009 симметричный, угол установки +5 градусов от горизонтали экранолета. Каркас стабилизатора собирался из лонжерона, переднего стрингера, вспомогательной статей и 13 нервюр. Крепится стабилизатор на четырех ушках киля болтами. Носик стабилизатора зашивался миллиметровой фанерой БС-1.
Лонжерон стабилизатора имел коробчатое сечение с полками 20х12 мм из сосны и стенками из фанеры толщиной 1 мм. На лонжероне имеется два ушка для крепления подкосов изготовленных из алюминиевых труб. Трубы придают комбинации "киль-стабилизатор" жесткость.
Руль высоты имеет конструкцию аналогичную рулю поворотов; к стабилизатору подвешивается в трех точках. Стабилизатор и руль обтягиваются тканью АСТ-100 и покрываются аэролаком и краской.
Винтомоторная установка состоит из двухцилиндрового четырехтактного карбюраторного мотоциклетного 32-сильного двигателя М-63, специального понижающего зубчатого редуктора (передаточное отношение 1:2,3), деревянного воздушного винта СДВ-2 фиксированного шага (диаметр 1,6 м) и моторной рамы из стальных труб диаметром 26 мм.
К мотораме двигатель крепится через резиновые амортизаторы болтами М8 и устанавливался на узлах силовых шпангоутов №№ 9, 12 за кабиной экипажа. Двигатель в режиме максимальной мощности развивает 4700 оборотов в минуту. Воздушный винт от редуктора получает 1900-2100 оборотов в минуту, что соответствует приблизительно 95-100 кгс тяги.
Это модифицированный ЭСКА-1 конструкции Грунина Евгения Петровича
Запуск винтомоторной установки производится электростартером СТ-4, установленным на двигателе и вращает его распределительный вал через шестерни. Источник питания электростартера 12-вольтовый аккумулятор САМ-28. Для надежной работы системы зажигания, двигатель оборудован магнето "Катэк".
Стандартные карбюраторы из-за несогласованной работы при резких изменениях режимов двигателя не удовлетворяли, поэтому были заменены одним карбюратором "Вебер-32 ДСР".
Как видно из описания, конструкция экранолета ЭСКА-1 несложная. В его конструкции преобладают фанера, дерево, ткань. Количество металлических деталей минимальное и для их изготовления использованы недефицитные марки сплавов и сталей. Внешне ЭСКА-1 тоже довольно прост, криволинейных сложных поверхностей мало.
Летно-технические характеристики:
Модификация – ЭСКА-1;
Размах крыла – 6,90 м;
Длина – 7,80 м;
Высота – 2,20 м;
Площадь крыла – 13,85 м2;
Масса пустого снаряженного – 234 кг;
Полетная масса – 450 кг;
Тип двигателя – поршневой М-63;
Мощность – 32 л.с.;
Максимальная скорость – 140 км/ч;
Крейсерская скорость – 100 км/ч;
Практическая дальность – 350 км;
Высота полета на экране – 300-1500 мм;
Экипаж – 2 человека.
Автор: ulyakinmariupol