Программа Next Generation Air Dominance (NGAD)
Тема палубного самолёта 5-го поколения поднималась уже несколько раз. В конце 1980-х годов в Соединенных Штатах активно продвигали программу первой "палубной невидимки" A-12. Ударный самолёт предназначался для замены А-6, имеющего уже довольно почтенный возраст. Однако из-за главного бича всех американских программ – значительного превышения финансовых лимитов, "Авенджер II" был похоронен еще до первого полёта демонстрационной модели. Другую мечту адмиралов – NATF – постигла такая же судьба. В свою очередь NATF был предназначен для замены F-14 "Томкет". Таким образом, 1992 год флот встретил без всякой надежды получить в ближайшее время какой-нибудь "стелс". Глубокая модернизация истребителей-штурмовиков F/A-18C/D - F/A-18E/F стала в данной ситуации небольшим утешительным призом. Легкая пелена малозаметности лётно-технические характеристики практически не ухудшила, а возросшая взлетная масса компенсировалась двигателями с повышенной тягой, которые существенно расширили возможности истребителя.
Анализ рисунка позволяет оценить максимальную взлетную массу "тяжелой версии" машины в 40 - 42 т. Для палубной версии машины это выглядит несколько странновато, ведь F-111B в своё время погорел на планке в 34 т. Но, несмотря на это теоретически возможно эксплуатировать летательный аппарат подобной массы на палубе. Испытанная недавно электромагнитная катапульта дает возможность поднять самолет массой до 45 т, столько же сможет осилить и самолетоподъёмник. Для такой машины более предпочтительным будет двигатель F135. Двигатель с большей тягой и степенью двухконтурности здесь поместиться не может. Зато F119 от "Раптор" смотрится "как родной". Машина оснащается "смотрящей вниз" активной фазированной антенной решеткой, возможно обновленная версия станции с F-22, двумя отсеками нагрузки (длинна 7,5 м) и большими внутренними объёмами которые позволяют разместить баки для 10-12 тонн топлива. Дальность полёта без использования подвесных баков будет составлять около 3,3 тыс. км.
К 2010 году программе дали новое название – Next Geneation Air Dominance (NGAD) – "воздушный доминатор следующего поколения". Это позволяет расширить тему и создать для этой машины специальное вооружение. Также как и в F/A-XX, подразумевается разработка опционально пилотируемого самолёта, который способен работать в беспилотном режиме. Также не исключается возможность создания специальной машины.
Новый проект позволит Боингу поквитаться с концерном Локхид-Мартин, который выиграл со своим F-35конкурс JSF.
Планировалось, что работа над прототипами будущего истребителя начнется в конце 2011 г., что позволит построить демонстрационные модели уже в 2013-2014 гг. Боинг планирует построить пилотируемый, и беспилотный демонстратор.
Представители фирмы Боинг считают, что основной упор необходимо сделать на заказ от ВМФ. Компания понимает, что заказчику необходима замена "Супер Хорнета" имеющая более высокую тягу двигателей на сверхзвуковой скорости, низкую заметность, интегрированные в конструкцию датчики и высокую маневренность, то есть "палубный Раптор".
Показанная в 2009 году версия истребителя "лайт" (18 тыс. кг) получила продолжение в 2010 году. На этот раз, вероятно помня о провале "летающего крыла" X-32, компания Боинг продемонстрировала самолет нормальной аэродинамической схемы, но вероятно с пониженной маневреностью (воздухозаборники были перемещены на верхнюю часть фюзеляжа в зону аэродинамической тени) и такой же малозаметностью, достигнутой за счет отказа от вертикального оперения и гладкого брюха. И если упор на "стелс" понять еще можно – "поскольку это модно", то лишение "воздушного доминатора" маневренности в бою – весьма спорное решение.
Анализ рисунка позволяет оценить максимальную взлетную массу "тяжелой версии" машины в 40 - 42 т. Для палубной версии машины это выглядит несколько странновато, ведь F-111B в своё время погорел на планке в 34 т. Но, несмотря на это теоретически возможно эксплуатировать летательный аппарат подобной массы на палубе. Испытанная недавно электромагнитная катапульта дает возможность поднять самолет массой до 45 т, столько же сможет осилить и самолетоподъёмник. Для такой машины более предпочтительным будет двигатель F135. Двигатель с большей тягой и степенью двухконтурности здесь поместиться не может. Зато F119 от "Раптор" смотрится "как родной". Машина оснащается "смотрящей вниз" активной фазированной антенной решеткой, возможно обновленная версия станции с F-22, двумя отсеками нагрузки (длинна 7,5 м) и большими внутренними объёмами которые позволяют разместить баки для 10-12 тонн топлива. Дальность полёта без использования подвесных баков будет составлять около 3,3 тыс. км.
К 2010 году программе дали новое название – Next Geneation Air Dominance (NGAD) – "воздушный доминатор следующего поколения". Это позволяет расширить тему и создать для этой машины специальное вооружение. Также как и в F/A-XX, подразумевается разработка опционально пилотируемого самолёта, который способен работать в беспилотном режиме. Также не исключается возможность создания специальной машины.
Новый проект позволит Боингу поквитаться с концерном Локхид-Мартин, который выиграл со своим F-35конкурс JSF.
Планировалось, что работа над прототипами будущего истребителя начнется в конце 2011 г., что позволит построить демонстрационные модели уже в 2013-2014 гг. Боинг планирует построить пилотируемый, и беспилотный демонстратор.
Представители фирмы Боинг считают, что основной упор необходимо сделать на заказ от ВМФ. Компания понимает, что заказчику необходима замена "Супер Хорнета" имеющая более высокую тягу двигателей на сверхзвуковой скорости, низкую заметность, интегрированные в конструкцию датчики и высокую маневренность, то есть "палубный Раптор".
Показанная в 2009 году версия истребителя "лайт" (18 тыс. кг) получила продолжение в 2010 году. На этот раз, вероятно помня о провале "летающего крыла" X-32, компания Боинг продемонстрировала самолет нормальной аэродинамической схемы, но вероятно с пониженной маневреностью (воздухозаборники были перемещены на верхнюю часть фюзеляжа в зону аэродинамической тени) и такой же малозаметностью, достигнутой за счет отказа от вертикального оперения и гладкого брюха. И если упор на "стелс" понять еще можно – "поскольку это модно", то лишение "воздушного доминатора" маневренности в бою – весьма спорное решение.
Автор: ulyakinmariupol