Птица счастья Третьего рейха
Для доставки его на орбиту модифицировалась популярная в то время ракета-носитель «Титан». Экспериментальная стадия включала в себя полеты в атмосфере, суборбитальные запуски, орбитальные полёты. Отряд пилотов из семи человек, включавший и будущего командира «Аполлона-11» Нила Армстронга, проводил тысячи часов на тренажерах и копии Х-20. Однако в конце 1963-го года госсекретарь по вопросам национальной безопасности США Роберт Макнамара свернул программу. К этому времени уже был назначена дата первого полета – июль 1966-го года и разрабатывались способы стыковки Х-20 с еще несуществующей орбитальной станцией MOL. Потратив более четырехсот миллионов долларов, ВВС США совместно с НАСА изменили свои приоритеты в пользу проектов Джемини и MOL.
Разумеется, самым сложным в проведении подобного эксперимента была разработка механизма или устройства способного придать ракетоплану требуемую начальную скорость. В то время необходимости в создании подобных грузопассажирских или научно-исследовательских судов не было, и работы австрийского ракетчика не пошли дальше формул на бумаге. Однако в конце тридцатых годов в Европе стало не спокойно, близилась война, и приоритеты авиационной промышленности резко поменялись. Идея создания сверхдальнего бомбардировщика неуязвимого для любого существовавшего оружия казался крайне привлекательной.
Командование немецкими военно-воздушными силами искало возможности нанести хоть сколько-нибудь существенный урон американским городам в случае вступления США в войну. У нацистов не было военных баз поблизости от Америки, и они рассматривали различные варианты бомбардировщиков дальнего действия. Зенгер получил заманчивое приглашение поработать на Третий Рейх и встать во главе осуществления собственного проекта. Неизвестно был ли у него выбор, но изобретатель ответил утвердительно и подготовил доклад «Дальний бомбардировщик с ракетным двигателем», разосланный на проверку крупным ученым Германии.
Отечественные ученые также не могли остаться в стороне и в качестве ответа на программу США X-20 «Dyna Soar» в 1964-ом году специалисты ЦНИИ 30 придумали концепцию новейшей авиакосмической системы, сочетающей в себе самолет, ракетоплан и космический объект. В основе проекта также использовались идеи Зенгера военных времён. Уже в середине 1965-го года высшее руководство нашей страны дало добро и в ОКБ А.И. Микояна под руководством Г.Е. Лозино-Лозинского начались работы по созданию горизонтальной двухступенчатой многоцелевой АКС, получившей название «Спираль». Основная идея заключалась в разгоне корабля-носителя до скорости в шесть превышающей звуковую, после чего с его «спины» стартовал орбитальный самолёт, сочетавшей в себе функции бомбардировщика, разведчика, перехватчика и доставщика грузов на орбиту. Разработанный космолет был треугольной формы с сильно затупленным фюзеляжем, из-за чего носил название «Лапоть».
Отчет Зенгера содержал подробные исследования аэродинамики полета, взлета и посадки, особенности конструкции летательного аппарата, включая систему собственной разработки для охлаждения камеры сгорания. На основе многочисленных графиков и номограмм показывались протекающие при высоких температурах и давлениях процессы сгорания топлива и его энергетические возможности. Закачивал свой доклад австрийский ученый перечислением целого списка исследований, которые нужно было выполнить перед тем, как приступить к созданию чудо-бомбардировщика.
Удивительно, но задумку Зенгера поддержали. Придерживаясь предложений ученого, командование люфтваффе выделило ему в 1940-ом году место в небольшом городе Траун в Австрии. Там же был основан секретный научно-исследовательский институт для разработки безумного проекта и выделена начальная сумма денег для строительства испытательного полигона. Ученый не терял времени даром и успел к лету следующего года выстроить модель космолета, проведя ее испытания в аэродинамической трубе. Однако в это же время в связи с открытием Восточного фронта рейхсканцелярия издала указ о запрете финансирования всех долгосрочных программ и переводе всех занятых людей на другие проекты. Когда Ойгена Зенгера спросили, сколько ему нужно времени, чтобы закончить проект, он простодушно ответил, что около десяти лет, тем самым поставив крест на работе своей жизни. Программа разработки «Silbervogel» была закрыта, а все материалы, включая чертежи, расчеты и фотокопии, уничтожены.
Однако в начале 1944-го года суборбитальный бомбардировщик «Серебряная птица» пережил свое второе и последнее рождение. После очередной публикации трудов о ракетных двигателях супружескую пару Зенгер-Бредт вспомнили и даже отправили их масштабный проект на рассмотрение лично фюреру. Гитлер в то время хватался за каждую соломинку, обещавшую если не победу, то хотя бы отсрочку близящегося поражения. 6 июня он издал особое распоряжение о продолжении работ, присвоив им статус «оружия возмездия». Но высшее руководство люфтваффе отлично понимало всю невозможность в сложившейся ситуации построить уникальный самолет, не говоря уже о стартовом трехкилометровом монорельсе. Проект «Серебряная птица» задвинули на второй план, отдав весь приоритет созданию баллистических ракет дальнего действия «Фау-2». До окончания войны работы в этом направлении так и не продвинулись дальше чертежей и эскизов.
После окончания войны Ойген Зенгер попал в плен к союзникам и, как некоторые другие немецкие ученые, отправился работать во Францию. Через некоторое время его перевели в Англию, потом в Швейцарию и, наконец, в 1957-ом году он вернулся в Берлин, где прожил оставшиеся семь лет. Все последние годы физик по-прежнему работал над ракетными двигателями, обратившись к новой фантастической теории по созданию реактивной тяги путем истекания фотонов. Несмотря на то, что не имелось ни малейшей возможности осуществить его проект, ученый получил признание в научной среде. В 1950-ом году его удостоили звания президента Международной академии астронавтики. Иосиф Виссарионович предлагал Зенгеру переехать в Советский Союз, а его работы спустя несколько лет после войны послужили основой крупнейших программ по созданию орбитальных самолетов, развернутых в СССР и США.
Согласно проведенным проверкам вычисления Бредт и Зенгера были во многом неверными из-за отсутствия необходимых аэродинамических, газокинетических и газоплазменных знаний. До сих пор непонятно как ученый думал (и думал ли вообще) бороться при наземном разгоне с разными негативными эффектами, которые появились бы в момент преодоления звукового барьера. А если бы его ракетоплан все-таки полетел, то был бы непременно уничтожен от перегрева при первом соприкосновении с атмосферой из-за отсутствия современных тепловых экранов. А отсутствие бортовых компьютеров делало невозможным правильный расчет траектории входа в атмосферу. Однако подобно многим писателям-фантастам, Зенгер сумел представить в каком направлении будет развиваться ракетная техника спустя многие годы. Лишь в 1981-ом году вертикально стартовал первый космолет «Спейс шаттл», являвшийся второй ступенью ракеты-носителя. Австрийский ученый даже представить себе не мог какие для этого потребовались двигатели, материалы, методы навигации и управления.
Необычность и парадоксальность подобных историй по созданию и использованию авиационных разработок Третьего рейха состоят в том, что уникальные по своим характеристикам летательные аппараты если и оказали какое-нибудь влияние на ход и результат войны, то только тем, что задействовали огромные, ограниченные в условиях военного времени людские и материальные ресурсы, которые можно было потратить с гораздо большей эффективностью.
Отчет Зенгера содержал подробные исследования аэродинамики полета, взлета и посадки, особенности конструкции летательного аппарата, включая систему собственной разработки для охлаждения камеры сгорания. На основе многочисленных графиков и номограмм показывались протекающие при высоких температурах и давлениях процессы сгорания топлива и его энергетические возможности. Закачивал свой доклад австрийский ученый перечислением целого списка исследований, которые нужно было выполнить перед тем, как приступить к созданию чудо-бомбардировщика.
Удивительно, но задумку Зенгера поддержали. Придерживаясь предложений ученого, командование люфтваффе выделило ему в 1940-ом году место в небольшом городе Траун в Австрии. Там же был основан секретный научно-исследовательский институт для разработки безумного проекта и выделена начальная сумма денег для строительства испытательного полигона. Ученый не терял времени даром и успел к лету следующего года выстроить модель космолета, проведя ее испытания в аэродинамической трубе. Однако в это же время в связи с открытием Восточного фронта рейхсканцелярия издала указ о запрете финансирования всех долгосрочных программ и переводе всех занятых людей на другие проекты. Когда Ойгена Зенгера спросили, сколько ему нужно времени, чтобы закончить проект, он простодушно ответил, что около десяти лет, тем самым поставив крест на работе своей жизни. Программа разработки «Silbervogel» была закрыта, а все материалы, включая чертежи, расчеты и фотокопии, уничтожены.
Однако в начале 1944-го года суборбитальный бомбардировщик «Серебряная птица» пережил свое второе и последнее рождение. После очередной публикации трудов о ракетных двигателях супружескую пару Зенгер-Бредт вспомнили и даже отправили их масштабный проект на рассмотрение лично фюреру. Гитлер в то время хватался за каждую соломинку, обещавшую если не победу, то хотя бы отсрочку близящегося поражения. 6 июня он издал особое распоряжение о продолжении работ, присвоив им статус «оружия возмездия». Но высшее руководство люфтваффе отлично понимало всю невозможность в сложившейся ситуации построить уникальный самолет, не говоря уже о стартовом трехкилометровом монорельсе. Проект «Серебряная птица» задвинули на второй план, отдав весь приоритет созданию баллистических ракет дальнего действия «Фау-2». До окончания войны работы в этом направлении так и не продвинулись дальше чертежей и эскизов.
Первое знакомство со сказочным проектом у советских ученых состоялось в конце 1945-го года. После войны было сформировано несколько групп для изучения трофейной немецкой техники. Инженеры-ракетчики, возглавляемые ведущими специалистами страны вместе с Королевым и Абрамовичем, отправились в Берлин, Тюрингию, Пенемюнд и ряд других менее известных заводов и полигонов нацистов для ознакомления с образцами и сбора документации. Именно на ракетном полигоне в Пенемюнде были найдены секретные документы Ойгена Зенгера, являвшимися основой проекта «Серебряная птица». Бумаги были переданы в Москву и тщательно изучены, повергнув прочитавших в состояние легкого шока своей амбициозностью и размахом.
Также существуют рассказы, что советскими войсками были обнаружены разрушенные останки массивных сооружений, вполне могущих по оценке ряда специалистов являться начальным этапом строительства катапульты проекта «Silbervogel».
Также существуют рассказы, что советскими войсками были обнаружены разрушенные останки массивных сооружений, вполне могущих по оценке ряда специалистов являться начальным этапом строительства катапульты проекта «Silbervogel».
После окончания войны Ойген Зенгер попал в плен к союзникам и, как некоторые другие немецкие ученые, отправился работать во Францию. Через некоторое время его перевели в Англию, потом в Швейцарию и, наконец, в 1957-ом году он вернулся в Берлин, где прожил оставшиеся семь лет. Все последние годы физик по-прежнему работал над ракетными двигателями, обратившись к новой фантастической теории по созданию реактивной тяги путем истекания фотонов. Несмотря на то, что не имелось ни малейшей возможности осуществить его проект, ученый получил признание в научной среде. В 1950-ом году его удостоили звания президента Международной академии астронавтики. Иосиф Виссарионович предлагал Зенгеру переехать в Советский Союз, а его работы спустя несколько лет после войны послужили основой крупнейших программ по созданию орбитальных самолетов, развернутых в СССР и США.
Согласно проведенным проверкам вычисления Бредт и Зенгера были во многом неверными из-за отсутствия необходимых аэродинамических, газокинетических и газоплазменных знаний. До сих пор непонятно как ученый думал (и думал ли вообще) бороться при наземном разгоне с разными негативными эффектами, которые появились бы в момент преодоления звукового барьера. А если бы его ракетоплан все-таки полетел, то был бы непременно уничтожен от перегрева при первом соприкосновении с атмосферой из-за отсутствия современных тепловых экранов. А отсутствие бортовых компьютеров делало невозможным правильный расчет траектории входа в атмосферу. Однако подобно многим писателям-фантастам, Зенгер сумел представить в каком направлении будет развиваться ракетная техника спустя многие годы. Лишь в 1981-ом году вертикально стартовал первый космолет «Спейс шаттл», являвшийся второй ступенью ракеты-носителя. Австрийский ученый даже представить себе не мог какие для этого потребовались двигатели, материалы, методы навигации и управления.
Необычность и парадоксальность подобных историй по созданию и использованию авиационных разработок Третьего рейха состоят в том, что уникальные по своим характеристикам летательные аппараты если и оказали какое-нибудь влияние на ход и результат войны, то только тем, что задействовали огромные, ограниченные в условиях военного времени людские и материальные ресурсы, которые можно было потратить с гораздо большей эффективностью.
Автор: Nicopol